Отечественному образованию грозит кадровый обвал
Помню, будучи студентками филфака, многие мои однокурсницы стремились работать в школе. На первом курсе еще не думали о нищенской зарплате, нервах и изнуряющей работе на две ставки. К курсу четвертому желающих рассказывать школьникам о том, кто такой Достоевский и в каких случаях причастие выделяется запятыми, заметно поубавилось. А к тому времени, когда в руках у нас оказались долгожданные корочки, выяснилось, что профессия менеджера ничуть не хуже профессии педагога, а даже наоборот. По статистике, лишь 30% выпускников ВУЗов идут работать в школу. В то же время стремительно растет доля учителей пенсионного возраста. Если в ближайшее время в школах не произойдет обновление кадров, говорят специалисты, через пять-шесть лет учить детвору будет просто некому.
* * *
Нежелание выпускников ВУЗов трудиться на педагогическом поприще вполне объяснимо. За все время экономических преобразований в жизни школьного учителя мало, что изменилось. Сегодня заработная плата начинающего педагога составляет 1462 рубля, а призвание, как известно, на хлеб не намажешь и в суп вместо мяса не положишь. Кроме того, всем нам хочется жить в приличных квартирах, ездить на автомобилях и покупать детям не одни только китайские игрушки.
Но что интересно. Несмотря на то, что школы ежегодно недополучают порядка 70% выпускников (которые становятся менеджерами, продавцами и даже грузчиками), а половина из тех, кто пришел работать, увольняются через год-два, острого дефицита в кадрах школы не испытывают. Так, в УрФО ежегодно незакрытыми остаются всего 3-4% вакансий. Более того, в ряде случаев выпускникам ВУЗов проблематично устроиться на работу в школу. Как такое возможно?
В действительности, вакантных мест больше. Просто многие учителя, чтобы совсем уж не голодать, работают на полторы-две ставки (ставка - 18 часов в неделю) - в идеале такого, конечно же, быть не должно. Тому, кто никогда не преподавал, сложно понять, каково это отвести восемь уроков, а после работы весь вечер корпеть над проверкой ученических тетрадок. Приплюсуйте к этому бесконечную писанину всевозможных планов и отчетов. Но тут уже стоит вопрос элементарного выживания. Ставка учителя высшей категории в денежном выражении составляет 2,5 тысячи рублей.
Поэтому наличие свободных ставок в школах совсем не обязательно. Многие ставки, как правило, распределены между старожилами, которые проработали в школе уже не один десяток лет. Отсюда и проблема с трудоустройством молодых специалистов. "У нас учителей даже в избытке. Пенсионеры, которые проработали в школе всю жизнь, не хотят уходить. А число ставок сокращается, потому что сокращается число детей. Поэтому пока проблема нехватки кадров остро не стоит, мы даже не знаем, куда молодежь пристроить", - говорит ведущий специалист обкома работников народного образования и науки Курганской области Алена Манакова.
Точно такая же ситуация складывается и в ВУЗах. Ставка молодого специалиста после аспирантуры составляет 1932 рубля. Однако недостатка в желающих получить ученую степень и работать в ВУЗе, признается заведующая учебно-методическим отделом Уральского государственного университета (УрГУ) Галина Квашнина, на первый взгляд, нет. "Проблема не в том, что не хватает кадров, а в том, что обновления не происходит. Идет сокращение бюджетных мест, следовательно, сокращаются и ставки профессорско-преподавательского состава. Люди старой когорты работают – мы же их не можем выгнать, а молодежь брать некуда. Пока мы выкручиваемся – создаем за счет внебюджетных денег ставки", - поясняет Галина Квашнина.
Следуя общероссийской статистике, сегодня пенсионером является едва ли не каждый пятый преподаватель. В УрФО эта цифра намного скромнее, но тенденция к увеличению налицо. В Челябинской области, например, в прошлом учебном году количество преподавателей пенсионного возраста достигло 12,3%, а годом ранее – 11,1%. В Тюмени в этом году педагогов-пенсионеров тоже стало на 1% больше. Из 13,5 тысяч учителей пенсионеры составляют 1,5 тысячи, то есть порядка 9%. 4,5 тысячи - это те, кто имеет стаж работы от 10 до 20 лет. Особенно много пенсионеров в сельских школах - молодежь в глубинку за уши не затащишь. А нищенская учительская зарплата служит хоть и небольшим, но все же довеском к еще более нищенской пенсии.
Правда, порой, кажется, что дети, скорее, научат многих таких учителей, а не учителя. Я сразу вспоминаю свою престарелую учительницу по русскому языку, которая, остановившись на полуслове, начинала смотреть в окно. Но главное даже не это. Она рассказывала нам все слово в слово, что было написано в учебнике. И от нас требовала того же - шаг влево, шаг вправо - расстрел. Не все такие, конечно. Есть в школах умнейшие педагоги, которые живут своей профессией и, несмотря на возраст, стремятся впитывать в себя все новое. Однако сомнений в том, что школе необходим приток свежих кадров, нет.
Иначе школы и ВУЗы в обозримом будущем могут столкнуться с серьезной проблемой. Сложно отрицать, что проблема дефицита учительских кадров сегодня в какой-то степени решается за счет пенсионеров. Однако что будет, когда они уйдут на покой? Запас кадровой прочности, который школы сохранили с тех времен, когда зарплаты учителя с лихвой хватало на хлеб с колбасой, будет окончательно исчерпан. И даже те выпускники ВУЗов, которые стремятся работать педагогами, будут не в силах закрыть образовавшуюся в школьном образовании кадровую брешь.
"Осталось 3-5 лет до системного кризиса, если не будут восстанавливаться кадры преподавателей", - считает заместитель гендиректора Благотворительного фонда Владимира Потанина Наталья Самойленко.
Единственным решением грозящей школам и ВУЗам кадровой проблемы, считают эксперты, является повышение уровня зарплаты преподавателей. Только это позволит вовлечь в преподавательскую деятельность большее количество выпускников. "Это, несомненно, послужит стимулом, - считает ведущий специалист обкома профсоюза работников образования и науки Челябинской области Людмила Роготовская, - К нам в школы даже библиотекари вернулись, когда узнали, что молодым специалистам выплачивается надбавка в размере 40% от оклада. Мы подготовили обращение к губернатору с просьбой выплачивать единовременное пособие также психологам и дефектологам".
В сущности, если разобраться, сегодня забота об учителях целиком и полностью отдана на откуп регионам. Однако, если челябинские власти в состоянии доплачивать педагогам, то, скажем, у Курганской области такой возможности нет. И то в Зауралье ежемесячно доплачивают педагогам первой и высшей категории по 100 рублей. Смехотворная сумма, конечно, но все же лучше, чем ничего.
У Челябинской области опять нет возможности обеспечить учителей жильем. Единственный район, который решил эту проблему, - Кизильский. В Тюменской области с жильем дело обстоит более благополучно. " Многие районы доплачивают учителям за аренду жилья. Молодым специалистам часто предоставляется жилье, - говорит начальник отдела науки и подготовки педагогических кадров управления образования Тюменской области Эмма Лимонова, - Кроме того, сельским учителям выплачивается из регионального бюджета 25% от оклада дополнительно. А при достижении пенсионного возраста учитель получает единовременную выплату от губернатора в размере 20 тысяч рублей".
Надо отдать должное и Свердловской области. "Область ежегодно повышает зарплаты учителям досрочно. В этом году российские власти только еще заложили в бюджет повышение зарплаты педагогам с 1 сентября на 10%, а у нас в области уже с 1 июля минимальный оклад с 720 рублей увеличится до 800 рублей. С 1 октября произойдет еще одно повышение. А молодые специалисты у нас при поступлении на работу единовременно получают 20 тысяч рублей", - отмечает председатель обкома работников образования Свердловской области Валерий Конышев.
Оговоримся, что 800 рублей - это оклад по первому разряду тарифной сетки. По первому разряду зарплату получает обслуживающий персонал. Молодые учителя, как правило, получают по седьмому или восьмому разрядам тарифной сетки. К слову, единственными в УрФО, кто с этого года ушел от тарифной сетки, оказались тюменские власти. В Тюменской области разработана дифференцированная система оплаты труда педагогов, которая учитывает наполняемость класса, сложность предмета и ряд других параметров. То есть, более детально продуманы подходы.
Но даже этих усилий регионов явно недостаточно, чтобы привлечь молодежь работать в школы. Надо, чтобы еще и на федеральном уровне засуетились. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко накануне предложил весьма оригинальное, на наш взгляд, решение проблемы с кадрами в ВУЗах: он заявил, что к преподаванию в университетах следует привлекать успешных бизнесменов. Напрашивается вопрос: учить русскому языку или основам физики студентов будут тоже бизнесмены?
Внимания заслуживает и предложение министерства к концу 2007 года выйти на уровень зарплаты научного работника в размере не менее 30 тысяч рублей в месяц. Цель, безусловно, благая. Однако увеличение зарплаты планируется за счет сокращения (?!)ученых и акционирования НИИ. "Мы все это уже проходили и видим, что получилось со страной ", - во весь голос кричат известнейшие деятели науки.
Еще немного и школы тоже предложат акционировать - дабы решить кадровую проблему. Хотя преобразование их в автономные некоммерческие организации, о чем уже давно открыто заявляют чиновники, немногим отличается от акционирования. Легко предположить, за чей счет будут решаться все материальные проблемы учебных заведений. За счет самих обучающихся, разумеется. С другой стороны, предложенная Минобрнауки идея сокращения учебной нагрузки на 25%, вне всяких сомнений, приведет к еще большему сокращению бюджетных ставок в школах. Кто тогда будет учить детей?
Впрочем, судя по всему, федеральным чиновникам придется всерьез решать эту проблему не в будущем и не через пять лет. На 12 октября запланирована Всероссийская акция протеста педагогов, которые намерены требовать от правительства повышения зарплаты в 1,5 раза. Последний раз зарплату российское правительство поднимало в январе этого года - на 20%. Однако, как утверждают педагоги, это повышение даже не покрыло роста цен.
Свое участие в акции уже подтвердили профсоюзы Свердловской, Челябинской и Курганской областей. "Мы будем участвовать наряду со всеми, - говорит председатель обкома работников образования Свердловской области Валерий Конышев, - До сих пор не ясно, будет ли произведено обещанное правительством 10% повышение зарплаты. Но нас и это не устраивает, мы требуем повысить зарплату на 50%. Уже собрано 2 млн подписей под обращением к президенту, из них в Свердловской области только 62 тысячи".
Не ясно пока и то, в какой форме будет проходить забастовка. Известно только, что, если требования педагогов не будут выполнены, все уроки в школах будут сорваны. То есть, мало того, что высококвалифицированные специалисты в школы не идут, так еще и те, кто работает, могут отказаться проводить уроки. Как долго будет продолжаться забастовка, тоже не ясно. Об участии в забастовке пока заявили только школы, однако не исключено, что к ней присоединятся и вузовские работники.
Если уж говорить о реформах в образовании, то все реформы нужно начинать с положения учителя. А мы, вместо этого, кучу сил и средств тратим на создание новых стандартов, введение ЕГЭ, рассуждаем на тему 12-летнего образования и приобщения к мировым образовательным стандартам. Но не получится ли рано или поздно так, что все эти чудеса реформаторской мысли Минобрнауки, наконец-таки, воплотятся в жизнь, и в любом самом дальнем уголке России каждый выпускник школы сможет, сдав ЕГЭ, поступить в престижный московский ВУЗ, но этого ребенка учить уже будет некому? Как некому будет учить и его будущих детей...