18 Января 2025
search

Трамп жаждет новых территорий

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBWLfh
Муж на час: http://remont.youdo.com/furniture/kitchen/led-strip/, выбирай нас!
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Охота на лес

Чем ближе новогодние праздники, тем чаще лесников охватывает мандраж, который предпраздничным в хорошем смысле этого слова трудно назвать. Вторая половина декабря сулит охранителям лесов дополнительные хлопоты: в это время начинается настоящая народная охота за елками. Одни стараются исключительно ради того, чтобы украсить лесной красавицей собственное жилище /зачем покупать, если в лесу этих елок – бери, не хочу, да и выбрать можно, какая покрасивше/. Иные на этом неплохо зарабатывают: на рынке за одно незаконно срубленное деревце 200-300 рублей выручить можно. Ну, а то, что за каждую елочку, принадлежащую государству, от пяти до десяти тысяч рублей штрафа положено, так, авось, не поймают.

Ежегодно на незаконных вырубках леса Россия теряет почти 30 миллиардов рублей. Одной только Свердловской области горе-дровосеки в этом году нанесли стомиллионный ущерб. Речь, конечно, не только и не столько о новогодних елках. Нелегальные добыча и продажа древесины в нашей стране в последние годы превратились в настоящий бизнес, который зачастую приносит его организаторам доходы, сопоставимые с нефтяными.

Времена, когда древесину воровали исключительно для собственных нужд, прошли, уверяют работники леса. Раньше, бывало, срубит какой-нибудь Иваныч или Петрович одно-два дерева - порог подпереть в избе, скажем, или на дровишки. Ну, или на худой конец соседу продаст за бутылку водки. Вот и весь доход. Нынче не то. Первые фирмы-однодневки, которым в ряде случаев удавалось от начала и до конца отладить весь процесс поставки “кругляка” за границу, появились в России в начале 90-х. Однако затраты на транспортировку древесины довольно часто себя не оправдывали. 

Массовая продажа нелегального леса началась в конце 98 года, когда после небезызвестных августовских событий рубль резко подешевел, и необработанную древесину стало выгодно продавать за рубеж. Как раз в то время самые смекалистые и сообразили, что лесной бизнес огромными деньгами пахнет. Тут-то все и началось. Лес начали вырубать сотнями, тысячами гектаров. За день-два бригада из двух человек валит 14-16 кубов леса. Лесорубы получают за куб по 450-500 рублей. Скупщики перепродают древесину в портах уже по 1000-1200 рублей и так далее.

"Черные" лесорубы, как правило, оснащены куда круче лесной охраны. У них есть автомобили, бензопилы, мобильная связь и даже оружие. Выявить всю цепочку: от рубщиков леса до переработчиков - редко удается еще и потому, что всю "грязную" работу за организаторов за мизерную плату выполняют обнищавшие местные жители.   

"Если даже находим тех, кто рубил, оказывается, что это либо бомжи, либо деревенские жители, с которых и взять-то нечего, - сетует исполняющий обязанности руководителя службы “Росприроднадзор” по Свердловской области Валерий Торопов, - Спрашиваем, для чего рубили? Говорят, мужики какие-то на машине по триста  рублей заплатили и сказали срубить, а кто такие не ведаем. Поэтому число преступлений в лесной сфере год от года сокращается, а объемы незаконно вырубленного леса, сама кубатура, продолжают расти”.  

На фоне стабильно падающих официальных объемов заготовок леса с каждым днем увеличиваются и объемы древесины, отправляемой на экспорт. Портовые терминалы и железнодорожные тупики буквально забиты вагонами с древесиной разных сортов. Получатели - Китай, Япония, страны Юго-Восточной Азии. Большая часть этого леса либо незаконно вырублена, либо оформлена по поддельным документам.

Рынки сбыта нелегальной древесины существуют и внутри России. По географии рубок на территории той же Свердловской области специалисты с предельной точностью могут определить, куда уходит ворованная древесина. Больше всего проблем у свердловской лесоохраны возникает в Серовском, Тавдинском и Тугулымском районах, которые граничат с Тюменской областью. Хвойную древесину оттуда везут в Тюмень на фанерный комбинат и на другие предприятия.

Часть ворованного леса перерабатывается тут же, на месте. В районах самое доходное место - это частные пилорамы. В 70-тысячном Алапаевске их только официально насчитывается 100 штук. Примерно столько же лесовозов. Причем, чтобы заниматься этим видом деятельности, хозяину пилорамы не обязательно иметь лицензию. Более того, ему даже не обязательно отчитываться перед работниками лесоохраны, где он взял древесину. Вот вам и причины безнаказанности.

Другой законодательный нонсенс, существенно осложняющий жизнь лесной охране, - лесорубочные билеты. Во всем мире принята так называемая "попенная" оплата - то есть человек платит за каждый пень, за каждое срубленное дерево. У нас же любой, кто хочет заняться лесным бизнесом, имеет возможность купить порубочный билет, который стоит 25 /!/ рублей за кубометр древесины. Вкупе с его смешной стоимостью, этот документ из-за отсутствия промежуточных отметок не дает ни малейшего представления о том, сколько древесины уже заготовил лесоруб и сколько кубометров ему еще положено. Поэтому зачастую предприимчивые лесопользователи порубочный билет берут на одно количество кубометров, а пользуют совсем иное. 

Из-за всех этих брешей в законодательстве в принципе доказать что-то, что касается незаконной рубки леса, почти невозможно. Разве что за руку поймать. Но даже это не гарантия того, что лесонарушителю воздастся по заслугам. Глядя на лесника честными глазами, он будет с пеной у рта доказывать, что подобрал в лесу уже срубленные кем-то деревья. Или, например, утверждать, что срубил только четыре сосны, но никак не пять. Лесорубам, как и лесникам, хорошо известно, что к уголовной ответственности их могут привлечь только в том случае, если будет срублено больше пяти деревьев. Что уж тут говорить о возмещении ущерба...

Нет, конечно, кое-кого привлечь к ответственности все же удается. Свердловская природоохранная прокуратура в этом году возбудила 89 уголовных дел, связанных с незаконными рубками леса /в 2000 году их было всего восемь/. Из них 45 переданы в суды. Кроме того, в этом же году суд впервые вынес три приговора со сроком лишения свободы. Один из них в отношении директора горно-геологического предприятия Первоуральского района.

В Тюменской области, где ущерб от незаконных рубок леса в первой половине 2004 года составил 47,8 миллионов рублей /за весь 2003 год всего 26,3 миллиона/, тоже есть подобные прецеденты. Но их, увы, не так много.   

                                                             * * *

В то время как 70% российской древесины, которую можно и должно рубить, гниет на корню из-за бездорожья, а другая часть из-за отсутствия толковых законов разворовывается и распродается по частям, российские законодатели пыхтят над очередным вариантом Лесного Кодекса. Суть его сводится к тому, чтобы со временем передать лесные угодья в частную собственность. Конечно, уверяют разработчики, делаться это будет исключительно с благими намерениями и под строгим государственным контролем.Но при этом, только вдумайтесь, “собственник будет сам определять правила пребывания " на территории выкупленного им участка!

Научная элита страны аж подпрыгнула от такого спокойно-наглого и безмерного законодательного новшества, испеченного подопечными Грефа. "К лесу нельзя относиться, как к обычному товару, - горячо доказывал в интервью "Известиям" один из создателей Государственной лесной службы страны, директор Центра экологии и продуктивности лесов Академии наук, академик РАН Александр Исаев, - Можно и должно искать другое решение. Мы предлагаем использовать леса через аренду, когда правила игры определяет государство. Оно же получает с арендаторов стабильный доход и отвечает за управление лесами. В 1862 году  большая часть лесов европейской части страны уже была попросту сведена собственниками. Последствия этого ощущаются до сих пор".

Такого же мнения придерживаются и руководители крупнейших лесоперерабатывающих предприятий. "Необходимо передавать участки лесфонда в долгосрочную аренду крупным лесопромышленным компаниям, которые, я думаю, в состоянии навести порядок в заготовке древесины. Во-вторых, нужно ввести сертификацию на легально заготовленную древесину", - говорит руководитель группы компаний "Титан" Владимир Крупчак.

Несмотря на протесты ученых и лесопромышленников, приватизации лесных угодий, судя по всему, избежать не удастся: документ в новом варианте уже одобрен правительством. Посему остается уповать только на то, что государство отдавать народное богатство в частные руки будет не за между прочим, а хотя бы на  выгодных ему, государству, условиях. Если же произойдет обратное, не исключено, что новоявленные хозяева также будут разворовывать и распродавать народное достояние. Только уже на легальных основаниях и в еще больших объемах.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС