Российская история под угрозой уничтожения
По информации Национального центра опеки наследия (НЦОН), в хорошем состоянии сегодня находятся 30% памятников истории и культуры, 20% - в удовлетворительном. Выходит, что, как минимум, половина всех исторических построек нуждается в капитальном ремонте и реконструкции.
Чтобы не тратить государственные средства на дорогостоящий ремонт, их решили отдать в частные руки. Министерство культуры РФ внесло в Госдуму законопроект, разрешающий приватизацию памятников истории и культуры. Таким образом, государство рассчитывает привлечь частные инвестиции, решив вопрос с реконструкцией исторических зданий.
По словам заместителя министра культуры и массовых коммуникаций Андрея Бусыгина, приватизация не коснется только тех памятников, которые включены в Свод особо ценных объектов истории и культуры. По данным НЦОН, их количество составляет 21% от общего числа и исчисляется десятками тысяч.
Стоит отметить, что государство уже в третий раз пытается передать культурно-исторические памятники в частные руки. Впервые приватизация была прописана в Указе первого президента РФ Бориса Ельцина в 1994 году. Правда, как сообщил Накануне.RU генеральный директор НЦОН Валентин Мантуров, приватизации в чистом виде из-за различных законодательных нестыковок не было – исторические здания сдавались в аренду. Максимальный срок аренды составлял 49 лет. Фактически – завуалированная приватизация.
В 2001 году вышел закон, который в очередной разрешил приватизацию памятников истории и культуры. Исключение составили только памятники, включенные в Свод. Но буквально год спустя на приватизацию был наложен мораторий. Как сообщил
Накануне.RU ведущий специалист министерства культуры Свердловской области Юрий Курашов, мораторий был наложен опять же из-за пробелов в законодательстве. По его словам, в 90-е годы и до сегодняшнего дня нормальных подзаконных актов, а тем более методик и рекомендаций, регламентирующих порядок приватизации памятников, не было.
Ректор Уральской государственной архитектурно-художественной академии (УрГАХА) Александр Стариков считает, что государство просто побоялось, что частники просто-напросто "разбомбят" и снесут исторические здания.
Видимо, сейчас такое опасение исчезло, и идея приватизации исторических построек вновь всплыла на поверхность. Правда, Минкультуры постаралось прописать в законопроекте все обязательства нового владельца купеческой усадьбы или особняка. Предполагается, что на каждое здание будет выдаваться паспорт безопасности с прописанными в нем обязательствами владельца по его реставрации и содержанию.
Однако у специалистов есть большие опасения, что приватизация окажется губительной для исторического наследия России.
Достаточно посмотреть на то, что происходило и происходит с памятниками истории и культуры сейчас, когда на приватизацию, заметьте, наложен мораторий. Так, в Екатеринбурге в центре города за одну ночь исчезли несколько купеческих построек. А на их месте сейчас возвышаются новостройки компании "Атомстройкомплекс", известной своей лояльностью к городским властям. Виновные до сих пор не найдены и не наказаны
Существует другой, более "грамотный" способ ликвидации памятников – с помощью компании-однодневки.
Юрий Курашов: "Фирма выкупает здание, сносит его, а потом благополучно пропадает. А ей на смену приходит фирма-правопреемник с чистой совестью. Подобный случай произошел в Екатеринбурге на ул. Хохрякова, 74. Ранее там располагалась организация "Центральный посад", приказавшая долго жить. Ее подрядчиком был "Гидроспецстрой", который арендовал здание. Сейчас вместо памятника – фундамент и стены нового объекта. А где "Гидроспецстрой" и "Центральный Посад" - неизвестно”.
Опасность потери наследия есть и на Южном Урале. Как сообщили Накануне.RU в Центре историко-культурного наследия Челябинской области, в Троицке, например, часть Торговых рядов конца 19 века площадью 3 тысячи кв. м сейчас занимает филиал Челябинского госуниверситета (ЧелГУ). А к учебному заведению предъявляются определенные санитарные и противопожарные требования, которые невозможно выполнить без изменения конструкции и внешнего облика исторического здания. В центре отметили, что директор филиала игнорирует предостережения органов охраны культурного наследия. Основной документ, которым он руководствуется, – разрешение главы города.
Бывший зампред Госстроя, председатель правления Ассоциации предприятий архитектурно-строительного и коммунального комплекса "Аском" Альберт Маршев отметил, что таких примеров наплевательского отношения к историческим зданиям в России много. Он считает, что
"бизнесменам нельзя верить на слово и близко подпускать их к государственным зданиям, потому что они говорят одно, а делают абсолютно другое". Альберт Маршев рассказал, что глава холдинга "Базовый Элемент" Олег Дерипаска купил "Трехгорную мануфактуру" и пообещал, что не тронет её.
Альберт Маршев: "А сейчас всех выселили, 20 тысяч рабочих остались на улице. Здание будут сносить и строить офисы. А ведь это история Москвы, история российского государства!".
Еще раз подчеркнем, что все это безобразие происходит в то время, когда мораторий на приватизацию еще действует! Легко предположить, что будет после того, как памятники истории и культуры официально разрешат приватизировать. Особенно, если приватизация будет отдана на откуп отдельным чиновникам, которые сами будут решать, кому продать старинный особняк 19 века в центре города и за сколько.
Впрочем, специалисты не столь категоричны и считают, что приватизировать можно те здания, которые, действительно, нуждаются в серьезной реставрации и требуют больших вложений. Однако очень вероятно, что бизнес такими зданиями заинтересуется в последнюю очередь. Ему, наверняка, подавай более-менее приличный особняк и именно в центре города, где выше спрос на будущие ресторан или казино и где земля в большом дефиците.
К слову, многие исторические здания сегодня заняты библиотеками и музеями. Об их судьбе в законопроекте не говорится ни слова.
Сильно рискуют и "запрещенные" для приватизации памятники истории и культуры, которые включены в Свод особо ценных памятников – несмотря на заявление чиновника от Минкультуры. Дело в том, что официального списка не существует, поэтому чиновники легко могут "перепутать" особо ценные и не особо ценные здания.
Главная проблема не только в отдельных чиновниках, но и в отсутствии эффективного контроля над памятниками истории и культуры. В России нет единой государственной системы охраны памятников. Ею занимаются либо комитеты в составе администрации, либо несколько человек в отделах комитетов и департаментов культуры – в разных городах по-разному.
"До сих пор не совсем ясно, как, а, главное, кто должен контролировать соблюдение правовых норм. Мешает отношение собственников и некоторых чиновников, которые должны управлять этим процессом", - отмечают специалисты Центра историко-культурного наследия Челябинской области.
О том же говорит и Александр Стариков. По его мнению, для того, чтобы закон достаточно хорошо охранял, "нужны подзаконные акты и система охраны памятников истории и культуры. Этого на данный момент нет. Поэтому закон не всегда исполняется должным образом".
В Минкультуры обещают, что "
хотя мораторий на приватизацию памятников истории и культуры будет снят в ближайшее время, приватизация не начнется, пока не будут разработаны необходимые подзаконные акты", прописывающие порядок приватизации и обязательства нового владельца.
Что же получается? Запрет на приватизацию снимут до того, как будет определен ее порядок. Вот где поле для чиновничьего произвола…
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия Галина Боголюбова считает, что мораторий нельзя отменять до тех пор, пока не будет усовершенствовано законодательство в сфере охраны культурного наследия. Она считает, что, помимо создания единого реестра памятников истории и культуры и кадастра земли под ними, государство должно четко определить порядок приватизации и ответственность инвестора за сохранность памятника, а также штрафные санкции за его утрату.
А в НЦОН вообще против приватизации. Специалисты центра разработали альтернативу приватизации - систему доверительного управления, в основе которой лежит долгосрочная аренда. Всего лишь один из аргументов "против" – после приватизации исторического памятника, попасть туда будет сложно. А ведь это наша история, которую, согласен Альберт Маршев, должны знать наши дети.
Альберт Маршев: "Современные элитные дома ничего из себя не представляют. А каждый старый деревянный дом уникален. Нужно сохранить эти памятники и водить туда детей, иначе они не будут знать, откуда они родом. Например, Ньютон родился в 1648 году, а его предков нашли в 1350 году – дальше не могут. А я не могу найти свою родню после дедушки. У нас нет своей истории".
Поэтому государство должно относиться к историческим зданиям, как к собственной истории, без которой у него нет будущего. И раз уж оно вознамерилось решать проблему ветхости памятников истории и культуры с помощью бизнеса, то его задача – создать такие законодательные условия, чтобы новому владельцу даже в голову не пришло снести купеческий особняк и организовать на его месте автостоянку или казино. И, конечно, должен быть жесткий контроль. В противном случае наши дети смогут увидеть дома своих предков толко на страницах школьных учебников.