27 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBpWVu
Смотрите: http://remont.youdo.com/repair/flat/other/chastich/, подробнее здесь.
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/carpentry/tree/tag/vagonka/, подробности...
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Первые, но не последние

Вечером 17 августа у 151 российской страховой компании были отозваны лицензии.Может, это у наших государственных мужей чувство юмора такое своеобразное? В смысле, что август должен-таки быть отмечен как-то, а 17 августа и подавно /это ж в новейшей экономической истории всегда отныне годовщина дефолта/. 

Известие про "нехороших" страховщиков на следующее утро стало в стране экономической новостью №1.СМИ тут же начали делать далеко идущие выводы насчет того, что вслед за рукотворным банковским кризисом государство теперь инициировало передел страхового рынка. В действительности же проводить знак равенства между двумя этими явлениями следует едва ли. Черный список страховых компаний возник не из ниоткуда /как в случае с банками/ и новостью для самих участников страхового рынка сокращение их количества вовсе не стало. О том, что 1 июля 2004 года появится финансовый барьер, который будет отсекать слишком мелкие компании, было известно давно. Соответствующие изменения в закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" были внесены еще 10 декабря 2003 года. Больше того, незадолго до времени "Ч", 16 июня 2004 года глава Федеральной службы по страховому надзору Илья Ломакин-Румянцев дополнительно обратился ко всем страховщикам страны с напоминанием о том, что надо поторопиться, чтобы сохранить лицензию. Поторопились не все.

В ситуации со страховыми компаниями не могло быть никакого субъективизма даже по чисто техническим причинам /в отличие от того же банковского кризиса, раз уж пошло такое сравнение/. Законом установлено, что минимальный уставный капитал страховой компании в России должен составлять 30 миллионов рублей. Правда, к этой сумме рынок будет двигаться постепенно. На 1 июля 2004 года назначен порог отсечения в 10 млн, в 2005 году он поднимется еще на 10 млн, а в 2006 как раз и должен достигнуть заявленных 30 млн. Есть, правда, еще и повышающие коэффиценты, но они зависят исключительно от видов деятельности. Если компания занимается, кроме прочего, страхованием жизни, то итоговая цифра уставного капитала должна быть не меньше 60 млн, а если в список услуг входит еще и перестрахование, то минимум возрастает до 120 млн. Но это все, опять же, только в 2006 году, сейчас все эти цифры надо разделить на 3.

Страховой рынок отнесся к первым потерям спокойно, что абсолютно понятно и объяснимо. Порог уставного капитала в 10 млн не является проблематичным даже для небольших страховых компаний, а потому не смогли пересечь его лишь те, кто и не собирался этого делать. Это прямо подтверждается и реакцией страховщиков, у которых оказалась отозвана лицензия: практически никто из них не выразил возмущения действиями ФССН. Проявили недовольство лишь 6 фирм из 151, но речь в этих случаях идет о том, что компании якобы выполнили установленные требования, а ФССН, то ли из-за неразберихи внутри ведомства, то ли из-за медлительности почты, то ли еще по каким причинам лицензии все равно отобрала.

"В соответствии с требованиями страхового надзора мы увеличили наш капитал до 11,2 млн руб. и уведомили об этом ФССН в срок. Более того, мы получили от них уведомление 19 июля, что они наши документы получили",– заявила в интервью газете "КоммерсантЪ" вице-президент екатеринбургской компании САДР Вера Сабурова. - "Для нас это полный крах, ведь пока ситуация не прояснится, мы не можем заключать новые договора с клиентами. А так не хочется умирать раньше времени".

"Есть такая уральская поговорка – "Лучше перебдеть, чем недобдеть". В данном случае именно ее и нужно было придерживаться, - прокомментировал Накануне.RU ситуацию Александр Меренков, генеральный директор другой екатеринбургской страховой компании -  "Северная Казна", у которой с прохождением барьера по уставному капиталу проблем нет, - Тем более, учитывая ситуацию с реформируемым российским правительством. Я, например, лично дал задание заранее отослать все необходимые документы и только после того, как лично увидел уведомление о том, что документы доставлены и вручены лично в руки ответственном работнику ФССН, спокойно лег спать".  

Лишение лицензии для страховой компании означает невозможность заключать новые договора с клиентами. Для самих клиентов это не означает ничего особенно плохого. Страховая компания будет продолжать существовать и она обязана выполнять все свои обязательства по договору. Ликвидироваться лишенная лицензии компания может лишь тогда, когда все сроки договоров истекли и все положенные выплаты произведены. При отказе выполнять вышеперечисленные условия руководство и владельцы страховой компании могут быть привлечены к уголовной ответственности. Единственное, да и то, скорее, мнимое неудобство - после того, как срок договора с компанией, лишенной лицензии у клиента истек, ему придется выбрать себе другого страховщика.

Таким образом, будущая ликвидация более чем 10% российских страховых компаний /а еще недавно лицензированных страховщиков в России было чуть больше 1400/ ни рынку, ни клиентам особого ущерба нанести не должны. И все же остается вопрос – как быть с теми шестью компаниями, у которых лицензию уже отняли, в то время, как они считают, что это сделано неправомерно. С одной стороны, законодательство указывает на то, что отзыв лицензии может производиться исключительно из-за грубых нарушений участников рынка. И восстановить лицензию менеджеры и владельцы-нарушители имеют право не раньше чем через два года. С другой стороны, эти случаи произошли, скорее всего, либо из-за путаницы в Федеральной службе страхового надзора, либо из-за медлительности страховщиков, которые отправили подтверждающие документы в последний момент и "авось" сыграл с ними на этот раз злую шутку. 

Выходит, с формальной стороны нарушение есть. Но, поскольку природа его совершенно техническая и реально оно уже устранено, либо вообще было устранено в указанные сроки, посчитать грубым его едва ли возможно. " Не знаю, что будут делать такие компании, - заявил руководитель Екатеринбургской межрегиональной инспекции по страховому надзору Виталий Степанов, - формально все было сделано правильно. Если в ФССН вовремя не поступили документы, подтверждающие выполнение поставленных условий, значит служба без предупреждения имеет право лишить компанию лицензии. Правда, задержка с доставкой документов действительно грубым нарушением не является, а значит в Москве, может быть, не будут применять к таким компаниям двухлетний запрет на восстановление лицензии, а после проверки позволят им восстановить лицензию сразу".

Илья Ломакин-Румянцев, в свою очередь, уже заявил, что в списке компаний, у которых отозваны лицензии, могут появиться корректировки, во всяком случае, претензии всех недовольных компаний будут рассмотрены. В то же время он указал, что все серьезные компании заботятся о приведении в порядок своих документов в срок. Поэтому, даже если техническая ошибка была допущена самой службой, возмещать убытки от простоя ФССН не собирается.

Итак, Федеральная служба страхового надзора разберется с недовольными и постарается свести несправедливость в своих действиях к размерам статистической погрешности. Однако, не следует забывать, что это лишь первый и, пожалуй, самый безболезненный этап. Через год грядет повышение минимального размера уставного капитала для страховых компаний еще на 10 млн рублей, а еще через год – еще на 10, до 30 млн рублей. И перепрыгнуть через эти барьеры в довольно сжатые сроки многим страховым компаниям будет непросто. Сейчас делаются весьма различные оценки того, сколько страховщиков в итоге сможет пролезть через ячейки государственного сита. Одна из наиболее часто называемых цифр – порядка 500. То есть за 3 года количество российских страховых компаний уменьшится втрое.

"Государство проводит укрупнение рынка и это правильный процесс, - говорит Александр Меренков, - потому что страховая компания мелкой быть не может. Даже небольшие страховые компании имеют гигантскую сумму ответственности, измеряемую цифрой со многими нулями и очевидно, что она должны быть обеспечена, в том числе и уставным капиталом компании, к структуре и ликвидности которого у государства весьма высокие требования".

О том же свидетельствует и мировой опыт. Требования минимального уставного капитала на каждый вид страхования в Европе и США составляет не менее $100-200 тысяч. Учитывая, что в России даже самые мелкие страховые компании имеют лицензии на ведение не менее чем 10 видов страхования, получается как раз $1 млн минимум или как раз 30 миллионов рублей.  

Учитывая все это, можно с уверенностью говорить о том, что на страховом рынке начинается этап интенсивных слияний и поглощений, который продлится ближайшие два года. Те, кто намеревался сдаться в схватке с государством без боя – сделали это на первом этапе. Остались те, для кого страхование – действительно бизнес и, даже расставаясь с ним, они захотят получить за него хоть какую-то копеечку. Правда, есть опасность того, что для тех, кто готовит свой страховой бизнес к продаже, копеечка будет не слишком велика – предложение грозит превалировать над спросом, и мелкие компании будут, похоже, поглощаться оптом.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС