Петр Латышев: Сегодня речь уже идет о государственном строительстве
На минувшей неделе полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев провел сразу несколько совещаний в Тюмени.
График полпреда был насыщенным и начинался с закрытой для прессы встречи с главой "Сургутнефтегаза" Владимиром Богдановым. О чем на ней говорилось так и осталось между собеседниками, но как-то так совпало, что буквально вслед за этой встречей последовало сообщение о том, что новый глава минприроды считает необходимым доплату за лицензию на Талакан. Зато совершенно открытой была встреча полпреда с населением Тюменской области, которая шла в прямом эфире на ГТРК "Регион-Тюмень". Краткую печатную версию его мы представляем нашим читателям.
Вопрос: Что показали, на Ваш взгляд, итоги голосования в округе на выборах Президента и в Госдуму?
Петр Латышев: Итоги показали, что и сибиряки, и уральцы, проживающие на территории УрФО, поддержали главу государства и проголосовали за Президента Путина.
Конечно, люди голосовали не только за личность Президента, но и за курс, который он проводил в течение четырех лет, внятный курс. И в течение первого президенского срока в обществе почувствовали изменения в лучшую сторону, ощутили стабильность. За всем этим, безусловно, стоит личность Президента и поэтому его кандидатура была поддержана населением.
Вопрос: Петр Михайлович, Владимир Путин начинает свой второй срок несколько неожиданно. Можно ли ожидать, что в политике будут достаточно серьезные повороты?
Петр Латышев: Проходит время и меняется страна, меняется общество. В мировом сообществе прошли серьезные изменения, поэтому приоритеты во внутренней и внешней политике, поэтому неизбежно корректируется курс. Но при этом остаются базовые цели и их глава государства озвучил на первых выборах. Это улучшение жизни людей и обеспечение правовых гарантий граждан, защита законных прав и интересов людей. Вот эти две цели как основополагающие остаются.
Если мы возьмем 2001 год, то главной задачей власти в стране было сохранение единства российского государства. Дезинтеграционные процессы на тот период времени приняли угрожающие масштабы. И, безусловно, в 2000-2001 годах главной задачей было обеспеченить целостность государства. А реализовать эту задачу можно было лишь восстановив единое правовое, конституционное, единое информационное РФ.
Второй срок президентский уже проходит в других условиях. Сегодня Президентом прямо поставлена задача преодоления бедности.
Вопрос: Петр Михайлович, у Вас как и у Президента России тоже начался второй срок. Работа становится привычнее или она всегда достаточно сложна?
Петр Латышев: Безусловно, я и аппарат полномочного представителя Президента приобрели немалый опыт в течение первых четырех лет. Были и удачи, и неудачные решения, не все удалось, но сложилась система в работе аппарата. Мы с органами власти субъектов Федерации присмотрелись друг к другу и научились работать вместе. Безусловно, мы значительно лучше и реальнее представляем себе обстановку в экономике субъектов Федерации УрФО, в социальной сфере, политической сфере и ,я считаю, что у нас сейчас есть все основания для более эффективной, плодотворной, целенаправленной работы в течение последующих четырех лет. Мы учли ошибки и учли тот опыт, который привел к позитивным измененимя в той или ной сфере.
Вопрос: Будут ли меняться задачи полномочных представительств в федеральных округах?
Петр Латышев: Мы уже говорили, что проходит время и приоритеты корректируются. Сегодня в в перечне задач сохраняется задача обеспечения единства правового пространства, но это уже не является приоритетом. Сегодня приоритет - реализация федеральных законов, направленных на осуществление федеративной реформы, реформы федеративных отношений, реформы местного самоуправления, бюджетной, налоговой, административной реформы. То есть речь идет о государственном строительстве, о практических действиях по конструированию, созданию новой государственной машины, которая будет обеспечивать управление государством, поэтому мы сегодня и вносим коррективы.
Думаю, будет правильным, если мы напомним себе сегодня о том, что реформа федеративных отношений, административная реформа,реформа местного самоуправления есть не что иное как реализация задачи, сформулированной Президентом России. Задача разграничения полномочий, компетентности, ответственности между всеми тремя уровнями публичной власти РФ: федерацией, субъектом федерации и местным самоуправлением. Результатом этих реформ должно стать не только четкое разграничение полномочий и ответственности, но и обеспечение полномочий соответствующими ресурсами. То есть не может быть ни одного мандата ни на одном уровне власти, который не будет подкреплен бюджетным обеспечением, соответствующим налоговыми источниками.
Наши задачи будут во многом сводиться к решению конкретных практических вопросов. Задачи полпредов формируются на основе приоритетов, которые определяет глава государства на предстоящий период. Скоро мы услышим ежегодное послание Президента федеральному собранию, которое будет носить программный характер.
В последнее время наше правительство демонстрирует готовность к активной работе и пересмотру тех критериев, которые закладывают, прогнозируя темпы развития экономики страны. Да, и практика первых двух месяцев 2004 года показывает хорошую динамику. ВВП вырос более, чем на 8%.
Вопрос: Как Вы относитесь к введению альтернативной службы?
Петр Латышев: Отношусь позитивно к тем реформам, которые осуществляются. А они предусматривают перевод на контрактную основу значительную части вооруженных сил. Что касается альтернативной службы, тоже считаю, что она в государстве необходима.Хотя бы для того, чтобы наши призывники имели возможность выбора. Но, думаю, что все это должно осуществляться в рамках права, если появляются достаточно серьезные правовые основания для освобождения от военной срочной службы.
Вопрос: В смысле борьбы с бедностью в УрФО есть успехи?
Петр Латышев: Позитивные изменения есть. Это и сокращение процента граждан, проживающих ниже черты бедности, кстати, очень значительное- порядка 35%. Но мне хотелось бы особо отметить, что часто мы слышим - борьба с бедностью - это лозунг. Сам процесс борьбы с бедностью невозможно измерить, люди этого не чувствуют, люди этого не видят. Есть целый ряд путей достижения цели снижения бедности. Это не только повышение эффективности экономики, борьба с теневой преступностью в экономической сфере, это и меры организационного характера, которые позволяют направить ресурсы, выделяемые государством на поддержку малообеспеченных граждан. Дело в том, чтобы эти средства попадали именно к ним. При этом мы должны повсеместно обеспечить принцип адресной поддерджки со стороны государства и власти. Только за счет реализации этой задачи мы можем в значительной степени помочь действительно бедным граджанам. По оценкам некоторых экспертов, мы можем добиться снижения количества граждан, живущих ниже уровня бедности до 20-25%.
Кстати, очень эффективно эта задача решается в Тюменской области.Здесь реализуется целая программа, обспечивающая адресность по всем видам льгот и социальной поддержки.
Обратите внимание, как последовательно глава государства в течение последних двух месяцев направляет правительство на задйствование резервов ускоренного развития страны. Сегодня мы должны искать точки роста, снимать препятствия, мешающие развиваться нашей экономике.
Вопрос: Многие экономисты прогнозируют падение цен на нефть. Готова ли экономике УрФО , России, по Вашему мнению, к этому удару?
Петр Латышев: Безусловно, сегодня страна уже не имеет тех зависимостей, которые были еще 4-5 лет назад, той привязанности к ценам на нефть.Сегодня мы можем совершенно уверенно говорить, что падение цен на мировом нефтяном рынке не приведет ни к каким серьезным последствиям в нашей национальной экономики. Поскольку параметры бюджета и на 2004, и на 2005 годы устанавливались, исходя из цены на нефть в два раза ниже той, что сейчас на рынке. Поэтому запас прочности есть.
В УрФО перерабатывающие отрасли увеличивают производство, доля перерабатывающей растет и зависимость от сырьевого сектора уже не такая ,как была раньше.
Вопрос: Петр Михайлович, Вы часто бываете в Тюменской области, как Вы оцениваете социальную обстановку здесь?
Петр Латышев: Как стабильную.Мне кажется, это самое важное на сегодняшний день. Я разделяю озабоченность органов власти на Ямале, в Ханты-Мансийске и в Тюмени по поводу того, что темпы преобразований, улучшения жизни людей хотелось бы иметь выше. Могу привести конкретные цифры, свидетельствующие о том, что обстановка в социальной сфере меняется к лучшему. Мы ведь забыли уже, что такое долги по заработной плате в бюджетной сфере, невыплата детских пособий. Мы о многих социальных проблемах, которые нас держали буквально за горло еще несколько лет назад, забыли. Но совершенно справедливо Президент ставит такие серьезные задачи по преодолению бедности. Думаю, наши люди знают сравнительные данные по зарплате у нас и в других странах. Мы видим, на какой ступени находится сегодня Россия и УрФО.Безусловно, страна с таким потенциалом должна сделать энергичные шаги по улучшению жизни людей.
Вопрос: На Ваш взгляд, в ближайшее время нет каких-либо угроз этой стабильности в Тюменской области?
Петр Латышев: Я не вижу предпосылок. Каких-либо негативных предпосылок в социальной сфере. Не вижу предпосылок, чтобы люди стали жить хуже и не сохранялись общие для России тенденции к улучшению жизни.
Все связано с экономикой.Экономика и в УрФО, и в Тюменской области развиваются динамично.Уровень благосостояния и положение дел в социальной сфере определяются реальной экономикой, реальными поступлениями в бюджет, формированием и развитием внебюджетных фондов. Я, наоборот, считаю, что 2004-2005 годы будут для УрФО и Тюменской области охарактеризованы ростом благосостояния.
Вопрос: Петр Михайлович, частный вопрос. Сейчас много говорят об ипотеке. А, если у молодой семьи нет ничего для залога, как получить возможность участвовать в ипотеке?
Петр Латышев: Я посоветую внимательно отслеживать те изменения, которые происходят прежде всего в нашем законодательстве. В ближайшее время наше Федеральное Собрание должно принять порядка трех дестяков законов, которые создадут правовую основу для беспроблемного развития ипотечного кредитования. Второе. Уже сейчас в стране реализуется ряд ипотечных проектов, при этом используются ряд разных проектов. В Ямало-Ненецком автономном округе уже приступили к ипотеке. В Тюменской области ведется подготовка и уже ряд форм используется на практике для создания условий получения жилья молодыми семьями. Хотел здесь подчеркнуть особо: внедрение ипотечного кредитования в стране Президент выделяет как приоритет и контролирует лично.
Вопрос: Жители тюменского севера внимательно следят за ходом интеграционных процессов. Складывается впечатление, что Ямал и Тюмень договорились, а Ханты-Мансийск держится за свои полномочия. Как обстоят дела на самом деле и чем все закончится, если есть действительно противостояние?
Петр Латышев: Тюменская область и де-юре, и де-факто - субъект РФ, поэтому речь не идет сегодня о создании какого-либо субъекта Федерации. Тюменская область сегодня существует, есть по этому поводу решение Конституционного суда. Я бы просил не подвергать сомнению сам факт существования Тюменской области как сложносоставного субъекта РФ. Идет интеграция между тремя составными частями Тюменской области.
Экономическая интеграция оправдана, и сегодня динамично
развивается. Действуют соответствующие совместные решения органов власти юга
области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. И эта
интеграция осуществляется в интересах всех трех субъектов Федерации.
Интеграция в социальной сфере тоже расширяется, речь идет о том, что жители
округов получают медицинское обслуживание, образование на юге Тюменской области,
решают здесь свои социальные проблемы. Я уже приводил примеры, как довольно
существенно растет число жителей северных территорий, получающих здесь
медицинскую помощь. Это реальный процесс, который, думаю, присутствует и в сфере
образования, культуры.
Сегодня, ко всему прочему, речь идет о том, что на
территории Тюменской области, как и во всех субъектах Российской Федерации, в
течение 2005 года будут происходить значительные изменения. Они коснутся системы
органов государственной власти и управления. Грядут изменения в части
разграничения компетенции предметов ведения, в порядке распределения бюджетных
средств, прежде всего в социальной сфере, начнет действовать федеральный закон о
местном самоуправлении. Подчеркну, что все эти изменения направлены на улучшение
самого процесса оказания услуг населению, функционирования социальной сферы в
целом, в функционировании власти.
Органы власти всех трех составных частей
Тюменской области должны не только обеспечить выполнение федеральных законов, но
и проследить, чтобы во время перехода на новые условия не произошло сбоев в
социальной сфере. В течение 2004 года, и даже еще в 2005-ом, органы власти
должны очень серьезно подготовиться к переходу на новые условия
функционирования.
Конечно, есть проблемы в механизмах, обеспечивающих переход на новые условия. Сегодня работает согласительная комиссия, включающая в себя представителей всех трех субъектов Тюменской области. Вырабатываются механизмы взаимодействия в бюджетной сфере, административном управлении с тем, чтобы жители Тюменской области не почувствовали, что происходит какой-то переход от старого к новому в организации функционирования власти, в организации финансовых потоков, реализации социальных программ. Наоборот все изменения направлены на достижение позитивного результата.
Вопрос: Многих наших сограждан волнует проблема бездуховности молодежи.Говорят даже так: сегодня наркотиками и алкоголем затмевают молодым мозги, а душу их пытаются забрать различные секты. Считаете ли Вы необходимым поддерживать традиционные конфессии, особенно в работе с детьми и молодежью
Петр Латышев: Я бы не оценивал столь мрачно нашу молодежь. Я часто встречаюсь и общаюсь с молодыми людьми. У нас замечательная молодежь - это мое глубокое убеждение.Сегодня молодежь все больше интересуется нашей историей, уже не так смотрит на то, что мы называем "заграница".Очень активно формируется новое молодое лицо России, появляются нотки патриотизма, но те проблемы, о которых вы говорите, конечно, есть. И надо, используя силу закона, с этим бороться.
Что касается традиционных конфессий, то , по нашей оценке, они свою работу строят конструктивно и не в ущерб обществу.Есть, конечно, попытки проникновения и чуждых нам идеологий, но это уже общее дело - с этим бороться. Очень продуктивно функционирует в УрФО совет по делам религиозных организаций.У нас сегодня довольно серьезное развитие получает и православная церковь, и исламские конфессии в УрФО. Их развитие идет прежде всего на основе внебюджетных средств.
Вопрос: Как Вы думаете, каким образом страна будет удваивать ВВП? Специалисты утверждают, что необходимо удвоить выработку электроэнергии, а где взять деньги на развитие энергетики? Найдет УрФО деньги на удвоение энергетического потнециала?
Петр Латышев: Кто же будет развивать энергетику, кроме тех, кто использует электроэнегию для получения прибыли на своем производстве. Электроэнергетика - это такая область, которая не может развиваться, если она не востребована. Что касается УрФО, то сегодня мы имее небольшой запас по объему выработки электроэнергии, но удвоение ВВП в течение ближайших 10 лет требует решения целого ряда задач в части развития электроэнергетики. В округе предсматривается целый ряд мероприятий. Это и по Сургуту, по Сургутской ГРЭС, это и по Нижневартовской ГРЭС, Тюменкой ТЭЦ. Будет реконструрироваться Курганская ГРЭС. Развитие промышленного производства, добыча сырья, его переработка, безусловно, востребуют дополнительной электроэнергии.
Вопрос: Как Вы считаете, после президентских выборов у России появились новые шансы на развитие?
Петр Латышев: Да, и они день ото дня становятся все крепче.