Петр Латышев: Создание структурных подразделений по контролю госслужбы - требование закона, а не предмет для дискуссий
В рамках совещания или, точнее, видеоконференции со всеми регионами УрФО, обсуждались четыре основных вопроса, связанных с реализацией реформы на местах: дополнительное обучение государственных и муниципальных служащих, проблемы, связанные с декларациями о доходах, нарушения госслужащих, вызванные совмещением депутатской и предпринимательской деятельности. Отдельным пунктом обсуждения стояла проблема создания структурного подразделения, которое будет заниматься контролем над реализацией закона.
Сегодня нередко можно услышать о нарушениях закона со стороны государственных и муниципальных служащих. Где-то это промыслы творцов черного пиара, а где-то, увы, стопроцентная правда. В прошлом только году 400 государственных служащих утаили от налоговиков часть своих доходов, подав неполную декларацию о доходах, 353 человека недостоверным образом описали свое имущество. Немал процент и тех депутатов, которые готовы работать на два фронта, занимаясь и государственной службой, и предпринимательской. Выявлен и еще один интересный факт, 25% всех сотрудников власти на Урале не имеют высшего образования или работают не по профессии. Все эти цифры озвучил накануне полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев на совещании "О реализации органами государственной власти субъектов РФ федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг)" и ходе исполнения Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Так, в пяти регионах, входящих в УрФО, приняты и вступили в силу законы о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации, за исключением Челябинской области, где проект закона лишь недавно внесен в Законодательное Собрание. В Тюменской области сегодня нормативно урегулировано уже 11 вопросов государственной гражданской службы из 20, в Курганской, Свердловской и Челябинской областях – по 8, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и Ямало-Ненецком автономном округе – по 7. Кроме того, в Тюменской области принята областная целевая программа "Совершенствование управления государственной и муниципальной службой и реформирование местного самоуправления Тюменской области в 2005-2010 годах". В Челябинской области и ХМАО проведено целевое обучение всех государственных служащих, занимающих государственные руководящие должности гражданской службы субъекта. В ЯНАО и ХМАО проведены научные исследования по вопросам реформирования, связанным с разработкой методики конкурсного отбора на госслужбу.
Притом, что в целом в регионах наблюдается положительная динамика по реализации программы, у каждого субъекта есть и свои проблемы. Одна и общая для всех – в течение года ни в одном из шести регионов не был создан пресловутый контролирующий реализацию закона орган. Вместе с тем, его отсутствие привело к разрозненности работы органов власти: где-то не создана единая система учета государственных гражданских служащих, где-то не решена проблема финансирования служащих и 84% кадров не прошли соответствующую подготовку, как, например, в ЯНАО, где-то не приняты нормативные акты.
На доклад заместителя губернатора Курганской области Александра Мазеина Петр Латышев задал конкретный вопрос, связанный со сроками создания нормативных актов: "Вам предстоит принять в общей сложности 20 актов, которыми будет регламентировано все, что связано с прохождением государственной службы. Но я прошу вас этот период назвать более конкретно. "Соответствующий период" – понятие относительное. Когда конкретно будут приняты нормативные акты в области? Что касается создания структурных подразделений в органах власти субъектов РФ, которые должны заниматься контролем госслужбы, то это требование закона, это не предмет для дискуссии. Поэтому я прошу Вас вернуться к этому вопросу и, обращаюсь ко всем представителям органов власти, это требование федерального закона исполнить, но, к сожалению, более года этого не происходит".
Отчитал полпред за то, что не создано было структурное подразделение, занимающееся контролированием закона, и федерального инспектора по Тюменской области Владимира Ульянова. "Уточните, какие у вас проблемы с созданием структурного подразделения в правительстве Тюменской области, - попросил Петр Латышев, - Обсуждать можно, как лучше исполнить закон, а не вопрос о том, создавать или не создавать. Мы долго, долго решаем эти вопросы и потому бессистемно работаем. Проблема должна быть понятна".
Думается, что проблема понятна руководителем уральских регионов, но цейтнот все же налицо по всем позициям: необходимо заниматься поиском денег и людей обучать. А таковых немало. Из 38,5 тысяч уральских государственных служащих более 25% не имеют высшего профессионального образования, либо имеют непрофильное высшее, из 12,7 тысяч государственных гражданских служащих - 13,8%, а из 27,7 тысяч муниципальных служащих - 30%. И если на получение дополнительного профессионального образования работников администрации в Курганской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах на следующий год нашли деньги, то в Свердловской и Тюменской областях государственных гражданских служащих обеспечено финансированием только на 58% от имеющейся потребности.
Заместитель губернатора, руководитель аппарата губернатора ЯНАО Людмила Волкова рассказала о совместной работе с ТюмГУ и Российской академией госслужбы при Президенте РФ по разработке программы отбора на госслужбу, методики планирования карьерного роста. Вместе с тем, с учетом сложностей транспортной инфраструктуры, на Ямале решили создать свои образовательные учреждения, чтобы не отправлять сотрудников в другие города. Это, по словам Людмилы Волковой, позволит сэкономить средства на билетах и командировочных и вложить их в образование еще какого-то количества служащих.
Помимо задач, связанных с реализацией программы реформирования государственной службы, рассматривались и вопросы соблюдения государственными и муниципальными служащими установленных федеральным законодательством ограничений и запретов. Так, органами прокуратуры за прошлый и начало текущего года было выявлено 1689 нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, по которым объявлено 95 предостережений, возбуждено 79 уголовных дел, привлечено к дисциплинарной ответственности 286 лиц, к административной ответственности – 65. Причем 92% нарушений в данной сфере выявлено прокурорами в деятельности муниципальных служащих, в результате к уголовной ответственности привлечено 38 должностных лиц. По территориальным органам служащих исполнительной власти выявлено 98 нарушений, заведено 36 уголовных дел.
Существенную группу нарушений составили те, что связаны с запретом на совмещение государственной или муниципальной службы с депутатской деятельностью. Установлены многочисленные факты регистрации чиновников в качестве индивидуальных предпринимателей. Зафиксированы и случаи их участия в управлении коммерческими структурами. "Часты нарушения, запрещающие совмещение государственной службы с депутатской деятельностью. Несмотря на запрет, отдельные государственные служащие занимались предпринимательской деятельностью, - говорит начальник отдела Генеральной прокуратуры РФ в УрФО, государственный советник юстиции 3 класса Николай Коротков, – Например, по представлению прокурора Челябинской области уволены сотрудники Министерства экономического развития Волкова и Волоков, которые осуществляли руководство коммерческим предприятием, развлекательным комплексом "Губернский город". Заместитель директора одного из департаментов Курганской области Бородин входил в совет директоров акционерного общества "Росичь".
Самое интересное, что нарушения данного вида и коррупционные проявления наиболее распространены в органах местного самоуправления Челябинской (580), в Свердловской и Курганской областях, соответственно, по 357 и 279, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре - 201. "Нам очень стыдно за нашу область, потому что оказались такие руководители, - ответила на озвученные цифры начальник управления государственной службы правительства Челябинской области Ирина Ткачева, - Но с прокуратурой мы работаем, проверяем сомнения".
Были выявлены также нарушения в представленных государственными служащими декларациях. Больше всего, досталось по этому вопросу представителям ХМАО, Челябинской и Курганской областей за то, что не проверялось содержимое деклараций на соответствие действительности. В ХМАО на 1000 деклараций приходится семь запросов. В Челябинской области обнаружился только один запрос. Налоговые органы Курганской области за этот же период не выявили ни одного нарушения ни в ходе проверок деклараций, поданных государственными и муниципальными служащими, ни при исполнении запросов государственных органов. Запросов из администрации Курганской области за весь год поступило 18, а из муниципальных органов – ни одного. По словам заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области Владислава Прозора, сами административные работники неправильно зачастую оформляют запрос: нет печати, неверно составлено заявление. Хотя и запросов-то в налоговые службы направляется штуки.
Заметим по ходу, что только органам государственной власти в Ямало-Ненецком автономном округе единственным в Уральском федеральном округе удалось навести порядок по декларациям: сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за прошлый год представлены 99,5% госслужащих и 99,4% муниципальных служащих.
Между тем, сведения о количестве государственных и муниципальных служащих в территориальных органах "Росстатистики" и Федеральной налоговой службы (кроме ЯНАО) в текущем году стали "расходиться" уже не на десятки и сотни, как ранее, а уже на тысячи. Не практикуется и взаимообмен информацией, по словам полпреда. В связи с таким подходом при приеме деклараций, налоговые органы не могут определить, служащие каких конкретно органов государственной власти и местного самоуправления сдали декларации. Потому словесная порка досталась и служащим налоговых служб, которые от госслужащих, сдающих декларацию, не требуют указания в декларации в графе "замещаемая должность" наименования органа, в котором указанная должность замещается.
Завершилось совещание наставительными словами заместителя полномочного представителя Президента РФ в УрФО Сергея Вахрукова : " Прошу администрации правильно оформлять запрос, а налоговые службы не прятаться за эти ограничения: вроде бы даем, а вроде бы и нет. Эта позиция говорит, в первую очередь, о нежелании работать, а не о чем-то другом. За недостоверность сведений также предусмотрено наказание федеральным законодательством - увольнение с государственной службы. Все эти вещи надо сложить в систему, чтобы в следующий раз возвращаться к этому вопросу с точки зрения подведения итогов".
И, думается, при таком жестком подходе со стороны полпредства итоги все-таки в целом будут положительными, а уральские регионы один за другим начнут дотягиваться до установленной программой по реформированию системы госслужбы планки...