16 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBe6Vc
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/repair/flat/design/bathroom/, ссылка на описание.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Пиара много все-таки бывает

О том, что на российском рынке пиар – услуг грядут перемены, и то, что отечественные политтехнологи переживают кризис, как творческий, так и экономический, сегодня не говорит разве только что ленивый.

Шутка ли, со времен стремительного рождения этой отрасли в нашей стране прошло уже лет десять. За это время все поменялось – страна, власть, общество, а вместе с ними и эксклюзивный когда – то бутик по предоставлению пиар – услуг превратился в огромную пиар – фабрику, конвейер. Если раньше о страшных и всемогущих политконсультантах только краем уха слышали, то сегодня пиар пиарится на каждому углу: "Сдадим избирательную кампанию под ключ! Звоните, не откладывая! или Кресло депутата ждет тебя! Мы знаем короткую дорогу к нему!".При этом стоимость пиар – услуг уже не та, что раньше. Не те заказы и не те заказчики. В поисках работы акулы пиара не гнушаются работать даже с самыми мелкими клиентами. Ничего не поделаешь, крупного клиента старые накатанные методы пиара уже не прельщают. А многим пиариться просто нет смысла.

Взять к примеру, нынешнюю президентскую кампанию. О том, что в стране были выборы, напоминали разве, что видеоролики Центризбирокома, зазывающие на избирательные участки, всем своим видеорядом до боли напоминающие ролики "Единой России" на прошедших недавно парламентских выборах. Во всем экономия! Видел ли кто –нибудь хоть один агитационный ролик кандидата Путина или рекламную растяжку с его изображением?

Просто постоянные репортажи в новостях и ненавязчивые сообщения с мест событий. Вот Путин с шахтерами. А вот Путин со строителями. Путин с военными. Путин за штурвалом самолета. Путин в детском доме. Путин в монастыре зажигает свечку. Путин совершает паломничество по местам русской истории. Путин по телефону отвечает на вопросы россиян. Митинг молодежи в поддержку Путина. Часы с портретом Путина на циферблате. Коврики с портретом Путина на стенах. Бронзовые бюстики Путина в магазинах...Для избирателя – скучновато, для политетхнолога – бедновато.

Для сравнения вспомним, как активно и богато, на какой высокой истеричной ноте проводилась предвыборная кампания президента Ельцина в 1996 году, когда были брошены все силы политического консалтинга в стране. Сильнейший админстративный ресурс плюс скрытая реклама присутствовали буквально везде — это стало возможно благодаря тому, что в руках Ельцина и "семьи" были поистине невероятные суммы и возможности /в своей книге мемуаров "Президентский марафон" Ельцин довольно откровенно пишет, как накануне выборов 1996 года к нему пришли самые влиятельные банкиры — Фридман, Ходорковский, Смоленский, Потанин и другие: "Борис Николаевич, используйте все наши ресурсы, лишь бы выборы окончились вашей победой! А то придут коммунисты — они же нас на фонарях перевешают…". Все крупнейшие СМИ поддерживали Б. Ельцина, "бескорыстно" или за деньги в этом случае не суть. Политический режим Ельцина был прямо выгоден владельцам телеслова. А чего стоит знаменитая кампания "Голосуй или проиграешь"!, опять же на счет "голосования сердцем" многие помнят.

Были записаны два музыкальных альбома в молодёжном стиле — "Ельцин — наш президент" и "Голосуй или проиграешь". Исполнителями песен на первом альбоме были А. Малинин, Т. Овсиенко, Н. Расторгуев, А. Серов. Второй альбом, представлявший танцевальную музыку, был записан всего за 7 дней Сергеем Минаевым. Центральной композицией стала "Борис, борись!". Были еще и многочисленные агитационные туры по крупнейшим городам России, в ходе которых певцы и киноартисты призывали молодёжь "сделать свободное волеизъявление". Конечно, ни у кого не возникало сомнения, что свободное - это за Ельцина. В период между первым и вторым турами голосования Борис Николаевич уже лично участвовал в выездных шоу-агитационных выступлениях /объехал более 10 крупных городов/, показав себя незаурядным танцором и певцом. Одновременно с масштабной агиткой "Голосуй или проиграешь" шла рекламная кампания "Выбирай сердцем!", организованная рекламным агентством "Видео Интернэшнл". Здесь специализировались на телероликах и наружке. Специалисты "Видео интернэшнл" сознательно "ушли" от политики, экономики и идеологии /на этом поле все козыри явно принадлежали коммунистам/, сделав упор на эмоции и всем понятные идеалы. Основой кампании стала серия роликов "Верю. Люблю. Надеюсь".

Позвольте лишь одну цитату из прошлого, нашего и очень недавнего прошлого."Коммерсантъ-Daily" от 29 мая 1996 года: "Целый "социальный сериал", включающий несколько десятков роликов, позволяет высказаться в поддержку Ельцина не наёмным агитаторам, а простым людям "с улицы": не очень удачливым фермерам, инженерам из бывших детдомовцев, старушкам в платочках".

Стоит отметить, что тогда предвыборная кампания строилась на противоречии – вы за кого: демократа Ельцина или коммуниста Зюганова? Сегодня даже по партийной принадлежности отдельных кандидатов в президенты никакого противопоставления нет. Как известно, нет противоречий - нет как таковых выборов, а значит, часть профессиональных политтехнологов остается не востребованной. Бюджеты пиар – агентств сокращаются. А это, по мнению наблюдателей, может в ближайшее время привести к переделу российского рынка пиар – услуг.

На политической арене останутся самые сильные и раскрученные пиар – структуры, и они уже начали определяться с некой гарантией-страховкой на будущее. Так, в начале марта, как пишет RBC daily, появилась информация о том, что комитет Госдумы по информационной политике готовит некоторые ограничения деятельности PR-агентств в России. Несмотря на то что пока эти сообщения не получили официального подтверждения, участники рынка относятся к ним очень серьезно. По данным RBC daily, за озвученными инициативами по возможному введению госрегулирования на рынке PR-услуг стоят конкретные агентства. Таким образом, они рассчитывают увеличить устойчивость своего бизнеса на фоне существенного сокращения доходов от политического PR в ближайшие четыре года. По данным RBC daily, вероятность того, что в Думе будут приняты определенные меры, существенно ограничивающие деятельность PR-агентств, очень высока.

"На ближайшие четыре года с точки зрения политического консалтинга агентства получат "дырку от бублика", так как число заказов на проведение различного антикризисного политического пиара у них резко сократится, – сказал RBC daily один из участников рынка. – Поэтому для выживания у них есть несколько способов – либо лоббировать через Думу повышение стоимости своих услуг, либо "мочить" конкурентов. Если раньше даже самые заклятые конкуренты на различных мероприятиях охотно вместе "водку пили", то сейчас, по мере сокращения места для маневра, отношения между ними стали накаляться". В этой ситуации очень характерным выглядит тот факт, что заместителем председателя Комитета Госдумы по информационной политике, откуда, по слухам, исходят инициативы по регулированию PR-рынка, сейчас является член фракции "Единая Россия" Владимир Мединский – ранее руководивший агентством "Корпорация "Я".

И, чем меньше будет пространство на рынке для наших политтехнологов, тем качественней, как считают некоторые эксперты, будет их работа. Каждый будет придумывать что – то оригинальное. "Сегодня людям подавай не просто пресс – конференцию с каким – либо местечковым поводом или нарисованным агитплакатом, - говорит политетехнолог Олег Матвейчев, - нужна стратегия, придумка. Это наиболее сложный и затратный прием. На самом деле уже давно выборные кампании стали скучными. Они готовятся за короткое время, на скорую руку. Изменился и клиент. Если раньше он воспринимал наши указания как приказ – делайте, что хотите, я в этом ничего не понимаю, то сейчас он говорит, что я прошел три компании, и все знаю, и переубедить в чем – то бывает очень сложно. А он по – прежнему хочет пиариться также, как когда – то это делал другой человек. К сожалению, много драгоценного времени уходит на то, чтобы доказать ему, что тот или иной способ продвижения лучше. Одного кандидата мы долго уговаривали написать предвыборную программу. Он считал, что она избирателям не нужна, они все равно в этом ничего не понимают. Достаточно, как он говорил, нескольких растяжек да щитов на улицах города и все. Но ведь избиратель на это уже давно не клюет. Он растет, меняется, и ждет новых придумок".

Помимо сокращения притока "политических" денег, отечественный PR-рынок в ближайшее время ждут и другие серьезные испытания. "В настоящий момент на рынок PR-услуг выходят новые игроки – крупные рекламные агентства вроде BBDO или Video International, – сказал RBC daily глава пресс-службы крупной российской сырьевой компании. – Учитывая, что у них уже есть огромная клиентская база в виде компаний из потребительского сектора, старым PR-агентствам будет сложно с ними конкурировать – грубо говоря, рекламные холдинги могут откровенно демпинговать, субсидируя свое пиаровское направление за счет поступлений от продаж прямой рекламы".

Тем не менее, по мнению экспертов, отечественные политтехнологи, для увеличения своих доходов, в ближайшее время попытаются увеличить спектр предоставляемых услуг. Не заработав в политике, пиарщики направятся в экономику. Другое дело – нужно ли таким крупным кампаниям, как, например, Газпром или ТНК, пиариться впрямую? Ведь брэнды уже раскручены, а потому в лобовой рекламе толстые кошельки не нуждаются. Здесь, как говорят пиращики, другой подход нужен - более интеллектуальный. Речь идет о создании стратегии, некоего образа на рынке.

Кстати говоря, не так давно по телевидению мелькали такие имиджевые ролики. Речь идет о небезызвестной кампании ЮКОС. Простой и лаконичный слоган "Мы вместе" повторяли то престарелая учительница, вспоминая своих учеников, то красивая блондинка, рассказывая, как она, работая на бензоколонке ЮКОСа познакомилась с будущем мужем , то мужчина с хвостом, зарабатывающий на жизнь гонками на мотоцикле. Выясняется, что он то и дело выигрывает чемпионаты, а спонсор его команды все та же нефтяная компания. Что любопытно, эти ролики продолжали крутить даже, когда Михаил Ходорковский уже находился за решеткой, и лозунг -"Мы вместе!" от этого звучал просто издевательски. В общем, крупным кампаниям сегодня, если и нужен пиар, то очень подспудный и ненавязчивый. Чтоб никто ничего плохого про них, не дай бог, не подумал…

Что будет с рынком пиар – услуг и его участниками – заказчиками и исполнителями еще через четыре года, остается только догадываться. В любом случае развитие этой отрасли, также как и любой другой, напрямую зависит о того, как, чем, а главное, какими идеями и с какими правителями, будет жить наша страна. Про ближайшие четыре года уже вроде бы все понятно…

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС