Взвейтесь кострами...
"Я, /фамилия, имя/, вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия…"
Теплый весенний день, когда наш класс принимали в пионеры, я ждала аж с 1 сентября. Посвящение в красногалстуковые ряды вовсе не было обязаловкой с элементами насилия, необходимостью ежедневно гладить красный шелковый треугольник, собирать макулатуру и переводить старушек через дорогу. Тогда, в конце восьмидесятых посвящение в пионеры было обрядом перехода из детства во взрослость. В то время Леня Голиков и Марат Казей были уже только книжными героями, и "боролись" пионеры в основном с плохим поведением, но объединяющая и организующая роль пионерии все еще была сильна. Красный галстук носили школьники с конца третьего до девятого класса. И, когда уже принятые в ряды Всесоюзной Пионерской Организации одноклассники мои возвращались домой, распахивали курточки, чтобы было видно галстук.
Мы, тогдашние третьеклассники не знали еще, что очередное первое сентября и так сделает нас "большими" – мы перескочем из третьего сразу в пятый класс /первая наивная перестроечная реформа образования/, и что тогда же на школьной линейке нам объявят о свободной форме одежды и о том, что быть пионерами можно по желанию. Правда, практически все галстуки будут носить весь учебный год. Зарплату на градообразуещем предприятии задерживали, денег на "свободную форму одежды" не было, а новенькая школьная форма обещала исправно прослужить не один месяц. Без галстука же смотрелась она как-то кощунственно что ли.
Накануне , наверное, самостоятельно мало кто вспомнил бы о 82-м юбилее почившей в бозе со многим советским пионерской организации. Хотя именно там ковались первые навыки оргработы, вырисовывались лидеры, cтавшие затем комсомольскими вожаками, а еще чуть позднее преуспевающими бизнесменами и чиновниками. Пионерия воспитывала и чувство локтя, и ответственность, и самостоятельность, и, главное, была той сплачивающей силой, которой никогда не станет школа и о качестве которой мечтает любая корпоративная культура. Пионерскими были летние лагеря, в Дворцах пионеров обитали кружки, "Пионерская зорька", "Пионерская правда" и общие для всех атрибуты – галстук, значок, салют – "будь готов - всегда готов" и песня "Взвейтесь кострами…". Пионерия была общностью не зависящей от того, ходишь ли ты в бассейн или вышиваешь крестиком, играешь на скрипке или лучше всех забиваешь голы в дворовом спортклубе, в какой школе учишься и сколько зарабатывает твой папа.
Благодаря ей, подрастающее поколение с самого детства вписывалось в идеологическую систему страны. Плоха или хороша была последняя – другой вопрос. Но, видимо, не хуже современной, если умела параллельно с образованием дать будущим гражданам страны возможность научиться быть гражданами.
Вот амриканцы искренне верят, что живут в лучшей в мире стране, флаги над коттеджами вывешивают, футболки "звездато-полосатые" носят и хоть хихикает над этим полмира, они-то верят и счастливы от наличия этой самой веры. Ну и что, что бог - доллар. Зато, то, что как граждане они, действительно, в первых рядах человечества – отрицать трудно.
В современной России "верхи" так и не придумали пока во что верить. А "низы", растерявшись, сначала в идеологическом вакууме нынче все больше "теплеют" к идеям национал-большевизма: величие российской истории и национальную гордость за пару постперестроечных десятилетий прозападных преклонений и унижений не забудешь. Эта государством неконтролируемая патриотическая волна в основном в молодежных рядах все чаще выплескивается через края общественного порядка нигилизмом, экстремизом, шовинизмом и прочими нелицеприятными "измами". Взрослые, единожды разочаровавшись, верят нынче в большинстве своем из-под палки и толстого слоя цинизма, и все больше в материальные ценности.
А чтобы юная, но дерзкая в своем максимализме волна не превратилась в цунами, нужна всего лишь идея. Общенациональная. Патриотическая. Содержащая в себе нечто большее, ментальное, чем прагматично-западное "удвоение ВВП", и в то же время простая и понятная даже детям, каковой собственно была практически вся советская пропаганда. Лозунг "Догнать и перегнать..." можно было объяснить и детсадовцу, с чем едят ВВП вряд ли понимают современные старшеклассники…
Выросшие без стенгазет и разборов полетов на совете дружины, нынешние подростки переживают в школьном году не один образовательный эксперимент. То, что раньше называлось кружками, а нынче именуется "дополнительным образованием" стоит дополнительных и очень немалых денег. Каникулы проходят в переквалифицированной на лето в "городской лагерь" школе, а тои вовсе в наглухо заасфальтированном дворе, где нет "торжественных обещаний" со словами "правда, честь и верность", зато наверняка есть киоск с сигаретами и пивом.
Не все, конечно, так мрачно. Кто-то загорает в Анталии или катается на горных лыжах в Альпах. За кем-то в школу приезжает бронированный "Мерседес" с телохранителем… Но все же 85 процентов россиян считают необходимым создание в стране детской организации наподобие пионерской. Такие результаты получили специалисты компании ROMIR Monitoring, опросив в мае 1600 человек. Ненужной подобною организацию, по данным социологов, считают 13 процентов респондентов. Еще два процента не сформировали собственного мнения по этому вопросу.
"Будь готов!" - Пока не готов...