20 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBs7ZD
Прокладка кабеля по воздуху по ссылке http://remont.youdo.com/electrician/cabling/air/.
По ссылке http://remont.youdo.com/doors/doorways/tag/demontag/, выбирай нас!
YouDo: http://remont.youdo.com/tile/coat/porch/, рекомендуем!
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Плавучие АЭС: Российское энергетическое чудо

После долгого перерыва в России снова заговорили о перспективах атомной энергетики. И не только заговорили. Еще 9 апреля первый вице-премьер российского Правительства Сергей Иванов докладывал Президенту РФ о том, что в ближайшие три года будет построена первая в мире плавучая атомная электростанция (ПАТЭС), а уже 15 апреля тот же Иванов в сопровождении главы "Росатома" Сергея Кириенко прикручивал закладную доску к первому энергоблоку будущей ПАТЭС на заводе "Севмаш" в Северодвинске. Это стало неожиданностью не только для россиян, ни для всего мира. Судя по реакции, последний уже отошел от "чернобыльского синдрома" и готов покупать у России ПАТЭС оптом. В России тоже учли опыт предыдущих лет – мы не против продавать плавучие АЭС, но эксплуатировать их за границей будем сами.

ПАТЭС – это некий симбиоз атомохода и стационарной АЭС. Впервые идея строительства таких станций возникла еще в 60-х годах прошлого столетия. С тех пор много что изменилось, но атомная энергетика осталась, пожалуй, одной из немногих отраслей, в которой России не только удалось удержаться в лидерах, но и по-прежнему опережать весь мир не несколько лет вперед. И тому, что первая плавучая АЭС будет построена именно в России, эксперты видят простое объяснение.
"Никакие страны не делали атомных ледоколов, а мы сделали. Ни одна страна в мире не эксплуатирует гражданские суда с атомными установками – мы эксплуатируем. Просто получается, что у нас самый большой в мире опыт, поэтому мы и являемся лидерами в этой области", - рассказал Накануне.RU заместитель директора – главный ученый секретарь российского научного центра "Курчатовский институт" Андрей Гагаринский.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Для справки: В состав комплекса ПАТЭС входят плавучий энергоблок с двумя реакторными установками КЛТ-40С – основной элемент станции, гидротехнические сооружения (палы для установки реакторов, пирс, подходной канал, защитные оградительные сооружения) и береговая площадка, на которой располагаются вспомогательные здания и сооружения станции. Собственное электропотребление составляет 4-6 МВт, площадь береговой территории – 0,8-1,5 га, площадь акватории – 3-6 га.

Первая станция будет находиться в Северодвинске. Ее собираются построить уже к 2010 году. До 2015 г. планируется построить еще шесть таких станций для Чукотки и Дальнего Востока, три из них могут быть использованы "Газпромом" на Ямале. "Сейчас переговоры об участии "Газпрома" в использовании ПАТЭС на Ямале продолжаются", - сообщили нашему агентству в концерне "Росэнергоатом", который является заказчиком и инвестором проекта. "Газпрому" мобильная АЭС может быть интересна, в первую очередь, при разработке, добыче и транспортировке углеводородов на шельфе северных морей и на Ямале.
Кстати, несмотря на то, что строить ПАТЭС будут на ФГУП "Севмаш" – это генподрядчик строительства станции, в проекте будут участвовать несколько организаций со всей России. Так, реакторную установку проектирует ОКБМ им. Африкантова (Нижний Новгород), автоматику и энергоблоки разработают в Санкт-Петербурге, паротурбинную установку поставят из Калуги. В общем, получается такой всероссийский проект.
Кроме того, ПАТЭС могут использоваться и для опреснения воды. В таком качестве станции могут использоваться не только в российском Приморье, но и в других странах, где проблемы с пресной водой стоят гораздо острее, чем в России. Например, в островных государствах. "Для некоторых стран это просто жизненно необходимо. Для опреснения используется тепло, чтобы выпаривать соль из морской воды. Опять таки у России в этом есть уникальный опыт – у нас была станция – теперь, правда, она находится в Казахстане и не работает – которая была построена как раз для опреснения воды", - считает Андрей Гагаринский. "Помимо выдачи электрической и тепловой энергии ПАТЭС могут применяться для опреснения морской воды - до 240 тыс. куб. м очищенной воды в сутки", - говорят в "Росэнергоатоме".

Проблем с распространением ядерных технологий у России тоже не должно возникнуть. "Степень обогащения ядерного топлива "урана) менее 20% позволяет ПАТЭС не попадать под ограничения МАГАТЭ о нераспространении ядерного оружия и технологий, таким образом, ПАТЭС могут быть использованы за рубежом", - уверяют в "Росэнергоатоме".

Также в концерне отмечают, что при эксплуатации за границей станция будет оставаться в российской собственности, с российским экипажем, а продаваться другим странам будет лишь электро- и теплоэнергия.
Это позволит России, во-первых, сохранить свои технологии и разработки, во-вторых, это будет как раз одним из инновационных шагов, когда Россия наконец перестанет продавать технологии для иностранного производства, а будет как раз таки продавать лишь продукт, полностью произведенный в России, что тоже радует. В "Росатоме" говорят, что проектом уже заинтересовались 12 стран, но выстраиваться в очередь они пока не спешат – сначала нужно увидеть, будет ли работать ПАТЭС в России. Смотреть будут, в первую очередь, на экологичность, безопасность и экономическую выгоду. Предполагаемый срок окупаемости станции – 7-8 лет, при этом срок эксплуатации ПАТЭС, которую сейчас строят в Северодвинске - 38 лет. По оценкам "Росэнергоатома", общий прирост ВВП за период строительства ПАТЭС, при самых консервативных условиях, составит 5-6 млн руб. Создание дополнительных рабочих мест в атомном машиностроении и судостроении на предприятиях России обеспечит прирост ВВП, по прогнозам концерна, превышающий объем капиталовложений не менее чем в 4-4,5 раза. ФотоЧто касается стоимости вырабатываемой энергии, она тоже должна быть дешевле, чем, к примеру, использование в качестве топлива газа. "Специалисты подсчитали, что для получения одного киловатт-часа электроэнергии необходимо сжечь 0,3 куб. м газа. При экспортной стоимости газа $250 за 1000 куб. м топливная составляющая производимой электроэнергии равна примерно восьми центам, а с учетом затрат по всей технологической цепочке – 15 центов. Себестоимость же электроэнергии, производимой плавучей АЭС, составляет пять центов. Получается, за 7-8 лет ПАТЭС способна окупить себя исключительно за счет режима экономии топлива", - полагает член комитета по экологии Госдумы РФ Михаил Залиханов. Авторы проекта предполагают, что в дальнейшем заказчикам будет предложен широкий диапазон проектов с мощностью от 1,5 МВт до 300 МВт для всего спектра задач региональной и автономной энергетики. Мощность первой станции составит 77 МВт.
Удивляет еще и скорость, с которой планируют строить ПАТЭС, тем более, что проект пока что "пилотный", все возникающие проблемы будут решаться и отлаживаться в процессе строительства. "Росэнергоатом" предполагает, что сроки изготовления основного оборудования энергоблока при серийном изготовлении составят не более 3,5 лет. Работы по буксировке к месту базирования и пуско-наладочные работы составят около полугода.
Срок строительства станции с момента получения лицензии на строительство – не более четырех лет. С учетом предпроектных и проектных работ продолжительность проекта составит около пяти с половиной лет. Для строительства обычной атомной станции – сроки невиданные.
При такой оперативности и нынешних потребностях в электроэнергии Россия могла бы настроить сотни ПАТЭС. Однако плавучие атомные станции все-таки не панацея от всех существующих в России энергетических проблем. Атомные станции, пусть даже и плавучие, не должны вырастать по всей стране как грибы – это штучный продукт. Тем более, если в проекте будут участвовать частные инвесторы. "Наиболее перспективные районы для использования плавучих АЭС – районы, где нет сетей. Там, куда обычно для выработки энергии доставляется мазут. Это и Камчатка, и Чукотка, островные государства, где трудно передавать энергию на большие расстояния. Теоретически, если глубина позволяет, ПАТЭС можно эксплуатировать и на крупных реках", - считает Андрей Гагаринский. Тем более, что ПАТЭС – мобильные станции, вырабатывающие не так уж много энергии, если брать масштабы страны. Поэтому и избавляться за счет них от энергетического дефицита было бы не рентабельно. Но вот решить проблемы в отдельных регионах они вполне могут: такие "точечные удары" были бы как нельзя кстати в уже упомянутых регионах.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Для справки: В целях обеспечения безопасности ПАТЭС предполагается строительство специально оборудованной береговой линии, закрытой акватории (бухты), контроль над воздушным, наземным, надводным и подводным пространством. ПАТЭС рассчитана на ветер до 45 м/с, на цунами до 3,8 баллов, на падение самолета типа "Як-40".
Корпус энергоблока цельносварной, имеющий ледовые подкрепления и специальные средства для буксировки ледоколом типа "Россия". Реакторный отсек и отсек хранения отработавшего топлива защищены от внешних воздействий (столкновений, посадки на мель, падение самолета и т.д.) конструктивной противоударной защитой. Реакторная установка КЛТ-40С является экологически чистым источником электроэнергии, она развивает лучшие решения, используемые на атомных ледоколах. Технические решения, реализованные в станции, практически исключают влияние работающей ядерной энергоустановки на воздушный и водный бассейн района размещения ПАТЭС из-за отсутствия сколько-нибудь заметных выбросов в атмосферу. Радиоактивные отходы, образующиеся при эксплуатации станции, компактны, имеют небольшой объем и преимущественно низкий уровень активности вследствие относительно низкой мощности энергоисточника. В пересчете на год объем жидких радиоактивных отходов составляет 8 куб. м, твердых - 2,5 куб. м.

Экологическая безопасность АТЭС присуща и последней стадии ее жизненного цикла - снятия с эксплуатации. Концепция снятия с эксплуатации предполагает транспортировку станции, отработавшей срок службы к месту проведения ее разделки для утилизации и захоронения, что полностью исключает радиационное воздействие на акваторию региона, где эксплуатируется АТЭС.

Несмотря на столь высокие требования к безопасности, экологи все равно усматривают угрозу в ПАТЭС. Их главным аргументом является статистка аварий и происшествий, произошедших с судами, на которых используются атомные установки. Но все-таки большинство аварий произошло до 90-х годов прошлого века, конкретней, в 60-х годах, то есть еще во время становления атомной энергетики как таковой. Как ни крути, технологии, в том числе безопасности, шагнули далеко вперед. Во-вторых, хоть ПАТЭС и будут строиться на базе технологий, использованных для строительства судов и субмарин, но уровень безопасности их, по заверениям "Росэнергоатома", будет превосходить даже наземные АЭС. И, наконец, эксперты приводят примеры тех же аварий, но при этом отмечают, что даже при крушении судна реактор остается в безопасности. билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU "Учитывая то, что этот проект основан на огромном опыте плавающих объектов – ледоколов, подводных лодок, проект вполне безопасный. Пример, затонувшая подводная лодка "Курск". У нее было огромный взрыв в носу, лодка погибла, а установка ядерная осталась целая. Когда лодку подняли и в док поставили, оказалось, что можно установку запускать", - комментирует Андрей Гагаринский. "Проект плавучей атомной станции прошел все необходимые государственные экспертизы, в том числе, экологическую. Установки такого типа наработали около 7 тыс. реакторо-лет и на сегодняшний день являются, по мнению специалистов, самыми надежными в мире", - считает Михаил Залиханов.

Кстати: Эксплуатация ПАТЭС будет производиться вахтовым методом с проживанием обслуживающего персонала на станции. Продолжительность вахты четыре месяца, после чего происходит смена вахты-экипажа. Общая численность основного эксплуатирующего производственного персонала ПАТЭС, включая сменный и резервный составы, составит около 140 человек.
Для создания бытовых условий, соответствующих принятым стандартам, на станции предусмотрены столовая, бассейн, сауна, спортзал, салон отдыха, библиотека, телевидение и т.п. Для размещения персонала на станции имеется 64 одноместных и 10 двухместных кают. Жилой блок максимально удален от реакторных установок и от помещений энергетической установки. Численность привлекаемого постоянного непроизводственного персонала административно-хозяйственной службы, на который не распространяется вахтовый метод обслуживания, составит около 20 человек.


По словам главы "Росатома" Сергея Кириенко, если не развивать атомную энергетику России, то лет через двадцать она вообще может исчезнуть. Согласно поставленной Президентом России задаче, к 2030 году доля атомной энергетики должна увеличиться до 25%. Похоже, ПАТЭС призваны не дать сбыться печальным предположениям первого и решить задачи, поставленные вторым хотя бы отчасти.

Плавучие станции могут стать вообще уникальным российским проектом: в случае изготовления ПАТЭС для других государств, это будет тот же экспорт энергии из России, но уже не углеводородный.
уран, радиация(2019)|Фото: Фото:Накануне.RU Получается интересная ситуация, когда, с одной стороны, иностранцы критикуют Россию за свою зависимость от ее энергоресурсов, с другой стороны, они же готовы выстроиться в очередь за российскими энергоресурсами, только уже другого вида. Последнее условие крайне благоприятно для нашей страны, хочется надеяться, что она этим воспользуется, и ПАТЭС смогут стать российским энергетическим чудом. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС