Плавучие АЭС: Российское энергетическое чудо
После долгого перерыва в России снова заговорили о перспективах атомной энергетики. И не только заговорили. Еще 9 апреля первый вице-премьер российского Правительства Сергей Иванов докладывал Президенту РФ о том, что в ближайшие три года будет построена первая в мире плавучая атомная электростанция (ПАТЭС), а уже 15 апреля тот же Иванов в сопровождении главы "Росатома" Сергея Кириенко прикручивал закладную доску к первому энергоблоку будущей ПАТЭС на заводе "Севмаш" в Северодвинске. Это стало неожиданностью не только для россиян, ни для всего мира. Судя по реакции, последний уже отошел от "чернобыльского синдрома" и готов покупать у России ПАТЭС оптом. В России тоже учли опыт предыдущих лет – мы не против продавать плавучие АЭС, но эксплуатировать их за границей будем сами.
ПАТЭС – это некий симбиоз атомохода и стационарной АЭС. Впервые идея строительства таких станций возникла еще в 60-х годах прошлого столетия. С тех пор много что изменилось, но атомная энергетика осталась, пожалуй, одной из немногих отраслей, в которой России не только удалось удержаться в лидерах, но и по-прежнему опережать весь мир не несколько лет вперед. И тому, что первая плавучая АЭС будет построена именно в России, эксперты видят простое объяснение. |
Для справки: В состав комплекса ПАТЭС входят плавучий энергоблок с двумя реакторными установками КЛТ-40С – основной элемент станции, гидротехнические сооружения (палы для установки реакторов, пирс, подходной канал, защитные оградительные сооружения) и береговая площадка, на которой располагаются вспомогательные здания и сооружения станции. Собственное электропотребление составляет 4-6 МВт, площадь береговой территории – 0,8-1,5 га, площадь акватории – 3-6 га.
Первая станция будет находиться в Северодвинске. Ее собираются построить уже к 2010 году. До 2015 г. планируется построить еще шесть таких станций для Чукотки и Дальнего Востока, три из них могут быть использованы "Газпромом" на Ямале. "Сейчас переговоры об участии "Газпрома" в использовании ПАТЭС на Ямале продолжаются", - сообщили нашему агентству в концерне "Росэнергоатом", который является заказчиком и инвестором проекта. "Газпрому" мобильная АЭС может быть интересна, в первую очередь, при разработке, добыче и транспортировке углеводородов на шельфе северных морей и на Ямале.
Кстати, несмотря на то, что строить ПАТЭС будут на ФГУП "Севмаш" – это генподрядчик строительства станции, в проекте будут участвовать несколько организаций со всей России. Так, реакторную установку проектирует ОКБМ им. Африкантова (Нижний Новгород), автоматику и энергоблоки разработают в Санкт-Петербурге, паротурбинную установку поставят из Калуги. В общем, получается такой всероссийский проект. |
Проблем с распространением ядерных технологий у России тоже не должно возникнуть. "Степень обогащения ядерного топлива "урана) менее 20% позволяет ПАТЭС не попадать под ограничения МАГАТЭ о нераспространении ядерного оружия и технологий, таким образом, ПАТЭС могут быть использованы за рубежом", - уверяют в "Росэнергоатоме".
Также в концерне отмечают, что при эксплуатации за границей станция будет оставаться в российской собственности, с российским экипажем, а продаваться другим странам будет лишь электро- и теплоэнергия. |
Удивляет еще и скорость, с которой планируют строить ПАТЭС, тем более, что проект пока что "пилотный", все возникающие проблемы будут решаться и отлаживаться в процессе строительства. "Росэнергоатом" предполагает, что сроки изготовления основного оборудования энергоблока при серийном изготовлении составят не более 3,5 лет. Работы по буксировке к месту базирования и пуско-наладочные работы составят около полугода. |
При такой оперативности и нынешних потребностях в электроэнергии Россия могла бы настроить сотни ПАТЭС. Однако плавучие атомные станции все-таки не панацея от всех существующих в России энергетических проблем. Атомные станции, пусть даже и плавучие, не должны вырастать по всей стране как грибы – это штучный продукт. Тем более, если в проекте будут участвовать частные инвесторы. "Наиболее перспективные районы для использования плавучих АЭС – районы, где нет сетей. Там, куда обычно для выработки энергии доставляется мазут. Это и Камчатка, и Чукотка, островные государства, где трудно передавать энергию на большие расстояния. Теоретически, если глубина позволяет, ПАТЭС можно эксплуатировать и на крупных реках", - считает Андрей Гагаринский. Тем более, что ПАТЭС – мобильные станции, вырабатывающие не так уж много энергии, если брать масштабы страны. Поэтому и избавляться за счет них от энергетического дефицита было бы не рентабельно. Но вот решить проблемы в отдельных регионах они вполне могут: такие "точечные удары" были бы как нельзя кстати в уже упомянутых регионах.
Для справки: В целях обеспечения безопасности ПАТЭС предполагается строительство специально оборудованной береговой линии, закрытой акватории (бухты), контроль над воздушным, наземным, надводным и подводным пространством. ПАТЭС рассчитана на ветер до 45 м/с, на цунами до 3,8 баллов, на падение самолета типа "Як-40".
Корпус энергоблока цельносварной, имеющий ледовые подкрепления и специальные средства для буксировки ледоколом типа "Россия". Реакторный отсек и отсек хранения отработавшего топлива защищены от внешних воздействий (столкновений, посадки на мель, падение самолета и т.д.) конструктивной противоударной защитой. Реакторная установка КЛТ-40С является экологически чистым источником электроэнергии, она развивает лучшие решения, используемые на атомных ледоколах. Технические решения, реализованные в станции, практически исключают влияние работающей ядерной энергоустановки на воздушный и водный бассейн района размещения ПАТЭС из-за отсутствия сколько-нибудь заметных выбросов в атмосферу. Радиоактивные отходы, образующиеся при эксплуатации станции, компактны, имеют небольшой объем и преимущественно низкий уровень активности вследствие относительно низкой мощности энергоисточника. В пересчете на год объем жидких радиоактивных отходов составляет 8 куб. м, твердых - 2,5 куб. м.
Несмотря на столь высокие требования к безопасности, экологи все равно усматривают угрозу в ПАТЭС. Их главным аргументом является статистка аварий и происшествий, произошедших с судами, на которых используются атомные установки. Но все-таки большинство аварий произошло до 90-х годов прошлого века, конкретней, в 60-х годах, то есть еще во время становления атомной энергетики как таковой. Как ни крути, технологии, в том числе безопасности, шагнули далеко вперед. Во-вторых, хоть ПАТЭС и будут строиться на базе технологий, использованных для строительства судов и субмарин, но уровень безопасности их, по заверениям "Росэнергоатома", будет превосходить даже наземные АЭС. И, наконец, эксперты приводят примеры тех же аварий, но при этом отмечают, что даже при крушении судна реактор остается в безопасности. "Учитывая то, что этот проект основан на огромном опыте плавающих объектов – ледоколов, подводных лодок, проект вполне безопасный. Пример, затонувшая подводная лодка "Курск". У нее было огромный взрыв в носу, лодка погибла, а установка ядерная осталась целая. Когда лодку подняли и в док поставили, оказалось, что можно установку запускать", - комментирует Андрей Гагаринский. "Проект плавучей атомной станции прошел все необходимые государственные экспертизы, в том числе, экологическую. Установки такого типа наработали около 7 тыс. реакторо-лет и на сегодняшний день являются, по мнению специалистов, самыми надежными в мире", - считает Михаил Залиханов.
Кстати: Эксплуатация ПАТЭС будет производиться вахтовым методом с проживанием обслуживающего персонала на станции. Продолжительность вахты четыре месяца, после чего происходит смена вахты-экипажа. Общая численность основного эксплуатирующего производственного персонала ПАТЭС, включая сменный и резервный составы, составит около 140 человек.
Для создания бытовых условий, соответствующих принятым стандартам, на станции предусмотрены столовая, бассейн, сауна, спортзал, салон отдыха, библиотека, телевидение и т.п. Для размещения персонала на станции имеется 64 одноместных и 10 двухместных кают. Жилой блок максимально удален от реакторных установок и от помещений энергетической установки. Численность привлекаемого постоянного непроизводственного персонала административно-хозяйственной службы, на который не распространяется вахтовый метод обслуживания, составит около 20 человек.
По словам главы "Росатома" Сергея Кириенко, если не развивать атомную энергетику России, то лет через двадцать она вообще может исчезнуть. Согласно поставленной Президентом России задаче, к 2030 году доля атомной энергетики должна увеличиться до 25%. Похоже, ПАТЭС призваны не дать сбыться печальным предположениям первого и решить задачи, поставленные вторым хотя бы отчасти.
Плавучие станции могут стать вообще уникальным российским проектом: в случае изготовления ПАТЭС для других государств, это будет тот же экспорт энергии из России, но уже не углеводородный. |