Почему мы влюбляемся в "чужие" праздники?
Наверное, никто точно сказать не может, когда День Святого Валентина приобрел российскую прописку. Ну, где-то в начале 90-х, а, может, и еще позже. Но то, что сейчас этот праздник наравне с Хеллуином стал настолько популярным, что даже Православная Церковь обеспокоилась, никто не сомневается. Торговым фирмам, кондитерским фабрикам День Всех влюбленных приносит огромные прибыли. Но церковных пастырей беспокоит не это.
Валентинов День получил свое название еще в VII веке. Одна из легенд говорит о том, что много веков назад, в древности, христианский священник по имени Валентин совершил запрещенный римским императором обряд венчания, за что 14 февраля был казнен. С тех пор он и считается покровителем влюбленных.
Другая легенда относится к еще более раннему времени, когда Рим был языческим. Она повествует о том, как христианский проповедник Валентин был посажен в тюрьму за веру и за то, что он на глазах у всех исцелил дочь тюремщика, дал ей зрение. Его приговорили к смерти, и 13 февраля, накануне казни, он послал ей нежное прощальное письмо, в память о котором теперь в День Святого Валентина принято дарить друг другу поздравительные открытки в виде сердечек, так называемые "валентинки".
Первые письменные "валентинки" появились уже XV веке. Но и здесь есть разные мнения о том, кому же принадлежит написание первой "валентинки". По одной версии, создание первой письменной "валентинки" приписывается Герцогу Орлеанскому /1415 год/, сидевшему в это время в тюрьме, в одиночной камере и решившему бороться со скукой путем писания любовных посланий собственной жене. Эта первая "валентинка" сохранилась до нашего времени и выставлена в Британском музее.
По другим данным, самая старая "валентинка" была недавно обнаружена в одной из британских библиотек. Это письмо написано в 1477 году. В послании девушка просит юношу доказать, что он ее действительно любит. Она сообщает, что добьется у матери увеличения приданого, а он должен жениться на ней. Это письмо было выкуплено библиотекой у британской семьи, в архиве которой оно хранилось, еще в 30-х годах прошлого века. И только в прошлом году его обнаружил один из новых сотрудников библиотеки.
Из столь кратких исторических перечислений можно прийти к нехитрому выводу, что День Святого Валентина "заморский" праздник, с русскими традициями ничего общего не имеющий. Вот это-то и беспокоит православную церковь.
Накануне Дня Всех влюбленных представители Екатеринбургской епархии обратились с воззванием к руководителям школ города. Настоятель прихода святителя Николая отец Александр заявил в открытом письме, что такого праздника, как "день влюбленных", нет в церковном календаре. Церковь почитает святых, охраняющих супружескую любовь и семейное благополучие. О благополучном вступлении в брак детей родители молятся святителю Николая Чудотворцу, а для сохранения любви между мужем и женой, давшими обет супружеской верности, обращаются к святому Иоанну Богослову, мученикам Адриану и Наталии, святым супругам Петру и Февронии Муромским. Отец Александр призвал всех жителей Екатеринбурга обращаться за помощью к этим православным святым и не отмечать "псевдопраздник".
Но наша молодежь в большинстве своем истинно не верует, а, если даже и носит нательный крестик, вряд ли знакома с таким большим перечнем святых. А потому 14 февраля, которое нынче приходится на выходной день, собирается активно отметить. Те, кому исполнилось 16, вряд ли задумываются о том, что День Святого Валентина – праздник блуда и разврата.
"Любовь в современном понимании – это не романтические чувства, а похотливые речи и взгляды, а то и постельные сцены. "День всех влюбленных" не в отвлеченных рассуждениях, а по факту жизни стал днем блуда, днем скотства. Животные соединяются лишь в определенное время и только для продолжения потомства, значит это "праздник" ниже скотства, когда человек теряет свой человеческий облик и становится в своей похоти хуже животного. То, что этот день отмечает часть европейцев, ровным счетом ничего не значит. Мы стали забывать поговорку: что для немца хорошо, для русского – смерть!", - это цитата из обращения Православной Церкви, которое можно найти в Интернете.
И в логика посланию екатеринбургских священников не откажешь. Но церковные чиновники забывают, что и празднование Нового Года в Россию тоже когда-то пришло с запада. Это Петр Первый, прорубив знаменитое Окно в Европу, приказал всем отмечать Новый Год 1 января. Украшать елки, пить вино и веселится всю ночь. Думаете, откуда пришла эта традиция? Тоже с запада. Это сейчас все считают, что елка с игрушками – чисто русская традиция.
Просто для того, чтобы Новый Год стал исконно русским праздником, должно было пройти не одно столетие. Западный обычай должен был ассимилироваться, приобрести неовторимые национальные черты, наконец, просто полюбиться на российской земле.
Другая аналогия. Языческая Масленица. Если честно, то пришедшее на Русь христианство весьма неласково относилось к бытовавшим в среде славян языческим празднествам, в числе которых была и Масленица. А вот, поди ж ты, дошла до наших дней, в глуби веков даже успела обрести благосклонность правславной Церкви.
Если вновь вернуться мыслью к западным новшествам в нашем и так плотноупакованном графике различных праздников, то смеем предположить, что часть из них, как шелуха слетит и забудется, а часть - та часть, которая обретет собственные черты с российским оттенком все же останется. День всех влюбленных пока претендует именно на последний вариант. Другое дело, что придать "чужому" празднику родные черты сможет лишь само общество и, кстати, церковь, как одна из важнейших его духовных наставников.