Подвохи нового законопроекта для водителей
Не успели водители успокоиться от одних потрясений, разобраться с вопросами детских кресел в автомобилях и "красными" фонарями, как жизнь, а точнее Госдума, готовит новые. Депутатами Александром Москальцом, Владимиром Плигиным, Александром Харитоновым разрабатывается проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Особые корректировки претерпела статья 12 КоАП, в которой они предлагают ужесточить штрафы и повысить их в несколько, а за какие-то нарушения и в 10 раз. Вернуть балльную систему, отмененную в 1997 году. Помимо этого повсеместно установить систему видеонаблюдения на дорогах, чтобы проще было доказывать виновность или невиновность водителя. И, что, может быть, действительно окажется небесполезным – будет регламентирована доза алкоголя, которая окажется настолько мизерной, что позволит водителю разве что выпить несколько капель какого-нибудь спиртосодержащего лекарства или стакан кефира (и это, пожалуй, единственное из всего предлагаемого, что достойно похвалы). Насколько предлагаемые изменения соответствуют другим статьям КоАП и что в новых правилах вызывает отрицательную реакцию даже у автоинспекторов?
Очевидно, прозвучавшие недавно заявления представителей ГИБДД о том, что необходимо ужесточать штрафы, были восприняты депутатами буквально.
"По большому счету, нужно менять не правила дорожного движения, а ужесточать ответственность за их нарушения и за их последствия. Сравните, КоАП РФ за распитие пива в неположенном месте предусматривает штраф от 100 до 300 рублей, а за проезд на красный сигнал светофора- всего 50 рублей (!), а ведь это нарушение ПДД может стоить человеку целой жизни", - говорит начальник отдела ГИБДД УВД г. Екатеринбурга, подполковник милиции Игорь Ощепков..
Фото: www.mobile-review.com |
Что касается увеличения, то с формальной точки зрения, говорят юристы, все сделано правильно. Госдума вправе устанавливать (увеличивать или уменьшать) ответственность за нарушения. Но вызывает сомнение тот момент, что ответственность повышается значительно, а прожиточный минимум в ряде регионов страны получается приравненным к накладываемым штрафам. |
Получается, что нельзя признать эту норму незаконной, но штрафы настолько большие, что для многих будут просто не по карману.
Так, например, в среднем по Уралу прожиточный минимум составляет 2 500 рублей, при этом 73% зауральцев живут за чертой бедности. Соответственно, больше половины из них не смогут оплачивать штрафы. На это, конечно, можно возразить и сказать, тогда не нарушайте правила дорожного движения и никакого наказания не последует. Между тем, уверена, что так скажет только тот, кто никогда не сидел за рулем и не знает, сколько всевозможных ситуации бывает на дороге. Так при обычном движении водителей по городу со скоростью 70 км/ ч можно стать помехой со своим соблюдением скорости в
"Я согласен, что нужен штраф, чтобы как-то остановить правонарушителя, но не делать его крупным, в России это сложно осуществить. Вызовет обратную реакцию водителей. Надо советоваться с водителями, а не обходить их мнение, как получается обычно", - рассказывает Накануне.RU председатель общественной организации "Союз автомобилистов" Свердловской области Геннадий Бурлуцкий.
Фото:
ИТАР-ТАСС
Курганские и тюменские представители Госавтоинспекции, как это ни странно выглядит, также настороженно подходят к повышению штрафов. Они обращают внимание на то, что жителям сельхоззон, имеющим в месяц заработок в 1 тысячу рублей, трудно будет оплачивать такие штрафы. А значит начнутся проблемы со сборами. В свою очередь в соответствии с теми пунктами, где в качестве наказания предусматривается штраф или несколько суток заключения, придется задерживать водителей, которые не смогут заплатить?
Фото: Валерий Матыцин www.7c.ru |
Геннадий Бурлуцкий предлагает другое решение проблемы. По его мнению, эффективнее действовала бы другая система, когда штрафы остались бы прежними, но на их оплату устанавливался какой-то определенный срок, а затем по его истечении, начислялись проценты.
Что в этом плане представляет собой западный опыт (раз уж мы равняемся на него в повышении штрафов, например)? Там действительно высокие штрафы за нарушения, но они соизмеримы с доходами. А, кроме того, нет придирчивости автоинспекторов, с коей у нас можно повсеместно встретиться. Показалось, ему, что не до полной остановки затормозил возле знака "Стоп" или номера недостаточно чистые, вот и доказывай потом, что ты не крайний.
Фото: www.d-mir.ru |
Глава движения автомобилистов России, независимый депутат Госдумы Виктор Похмелкин в этой связи выразил надежду, что закон в таком виде, в котором он есть сегодня, не будет принят: "Насколько я знаю, администрация Президента всегда занимала довольно взвешенную позицию по 12-й главе КоАП, поэтому есть надежда, что законопроект в нынешнем виде принят не будет".
Заслуживает внимания и та часть законопроекта, которая посвящена балльной системе. С юридической точки зрения здесь тоже есть подвох. О том, как может быть организовано введение балльной системы, сотрудники ГИБДД высказывались уже неоднократно. Теперь же в новом законопроекте прописано количество баллов за то или иное правонарушение. Например, в статье 12.38 КоАПа говорится: "Систематическое нарушение водителями ПДД, то есть совершение ими нескольких (трех и более) нарушений, которые в сумме оцениваются десятью и более баллами, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок два года или административный арест на срок до 15 суток". Так, восемь баллов можно получить за управление автомобилем в состоянии опьянения или без прав. За превышение разрешенной скорости на
Фото: Анатолий Кузярин/ИТАР-ТАСС |
"Что касается введения балльной системы, то это можно рассматривать как возложение двойной ответственности, соответственно, требовать признать эту норму недействующей. Водителям можно будет обращаться в Верховный суд", - говорит Накануне.RU юрист ОО "Сутяжник" Владимир Паюченко.
Расхождения с законом проявляются и еще в одном моменте. Новый пункт законопроекта о том, что должностные лица, которые эвакуируют машину, не несут ответственности за вред, царапины и прочие вещи, также, по словам юристов, не соответствует действующему законодательству. Так, например, ст.53 конституции РФ говорит о том, что вред, причиненный должностными лицами, подлежит возмещению в полном объеме.
Повторюсь, единственное, что действительно может быть однозначно оценено положительно – определение минимальной дозы алкоголя в крови, которое фактически обязывает водителей в нетрезвом состоянии не садиться за руль. Смысл в таком решении налицо, ведь в 10-12% случаев, по данным Росстата, аварии совершаются водителями в состоянии алкогольного опьянения.
Фото: www.privatelife.ru |
"Если уж попался пьяным, лишение прав – это правильное наказание. Водители должны понять, что пьяными садиться за руль нельзя", - высказывает свое мнение по этому поводу Геннадий Бурлуцкий.
Ежегодно в ДТП гибнет более 30 тысяч человек в стране, причем число это постоянно растет. Поэтому, вполне понятна инициатива депутатов запугать водителей рублем, чтобы поправить ситуацию. Но если устанавливаются такие штрафы, то уж тогда и народу зарплату надо поднимать и с коррупцией порядок навести…