22 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

"Поэтапное" повышение пенсионного возраста – новый вариант "морковки на веревочке"

Госчиновники вновь, в который уже раз, заговорили о повышении планки трудоспособного возраста. Как заявил накануне в Пензе глава Пенсионного фонда России (ПФР) Геннадий Батанов, поэтапное повышение пенсионного возраста – на 6 или 12 месяцев ежегодно – неизбежно в России уже "в обозримом будущем". Этот вариант также поддерживает Министерство экономического развития и торговли Германа Грефа.

Впрочем, подобные утверждения чиновников, наделенных полномочиями заботы о социальной сфере, давно уже никого не удивляют – прежде всего, по причине их регулярной повторяемости. Тот же Батанов, к примеру, выступал с такими заявлениями не раз и не два. А в 2004 году, после снижения единого соцналога, пробившего в бюджете ПФР брешь в 190 млрд рублей, прежний глава фонда, а ныне министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов предупредил: чтобы сбалансировать пенсионную систему, россиянам работать придется на восемь лет дольше. Однако правительство тогда поспешило выступить с опровержением – готовилось триумфальное шествие монетизации льгот, и лишние головные боли чиновникам были в тот момент совершенно некстати. В итоге Михаил Фрадков тогда предпочел оставить эту очередную реформаторскую затею в подвешенном состоянии: мол, надо все хорошенько продумать и просчитать.

Не иначе, - мудрые чиновники подумали и просчитали, коль идея повышения пенсионного возраста была на высоком уровне озвучена в очередной раз.

И восхищает не столько сам принцип решения проблемы дефицита ПФ (о том, что дефицит нарастает чудовищными темпами – чуть ниже), сколько метод решения этой проблемы.

Ведь ни Батанов, ни Греф, ни Зурабов не говорят, что пенсионный возраст будет повышен сразу и намного. Нет, говорят, повышать будем, но – поэтапно. Шаг за шагом. Аккуратненько. При этом скромно оставляют за скобками конечную планку этого самого повышения: может, это будет на пять лет, может – на восемь… экономическая ситуация покажет.

Давайте прикинем, что принесет такой гуманный подход господ чиновников простому смертному россиянину - при варианте "12 месяцев". Допустим, я – мужчина 59 лет от роду и на следующий год мне стукнет 60. Повышение, к примеру, с 1 января пенсионного возраста на 12 месяцев автоматически отодвигает мою пенсию на год. Ладно – год я подожду, поработаю без пенсии. Но проходит еще год – и ситуация повторяется: срок ежегодно отодвигается на 12 месяцев! И так до бесконечности – ведь верхнюю планку пока никто не определял, и в любом случае, она всегда может быть подвергнута корректировке в сторону увеличения: "по ситуации".

Так "гуманное" и "просчитанное" "поэтапное" повышение на деле автоматически становится резким и одномоментным повышением пенсионного возраста на неопределенный срок. Этакий вариант морковки на веревочке перед мордой ослика: ослик будет тащить тележку, пока не сдохнет, но до морковки все равно не дотянется никогда.

Теперь, после успешно выполненной работы, можно с чистой совестью представить народу "поэтапный", "постепенный" и чрезвычайно "гуманный" проект того, как заставить россиян трудиться до самой смерти вообще без пенсии. Дефицит Пенсионного фонда при этом, само собой, будет уменьшаться и через некоторое время неизбежно (перечисления-то в ПФ продолжат поступать) перерастет в профицит, что будет поводом к ввинчиванию в грудь заслуженных орденов господам Батанову, Грефу, Зурабову и всей честной компании – неустанным радетелям о повышении благосостояния народа российского.

Пока же с каждым годом дефицит фонда угрожающе нарастает. В следующем году из федерального бюджета в ПФР планируется направить 87 млрд рублей, еще 19 млрд фонд потратит из своего резерва, сберегаемого "на черный день". Но все равно через два года, по оценкам самого ПФР, дефицит достигнет 1 трлн рублей. Для сравнения: в следующем году весь бюджет фонда запланирован в размере 1,5 трлн рублей.

Положение усугубляется демографической ситуацией: по данным Росстата, к 2016 году численность трудоспособного населения сократится на 10 млн человек. На 1 тысячу работающих граждан будет приходиться 516 пенсионеров (сейчас 445).

Как обстоит ситуация в УрФО. Затронет ли повышение "северный" стаж?

На территории УрФО, пожалуй, наиболее проблематичной возможность повышения пенсионного возраста выглядит по отношению к двум северным "нефтегазовым" округам – Югре и Ямалу. Объясняется это специфическими особенностями этих регионов – во-первых, основные города этого нефтегазоносного округа сами по себе достаточно молодые – в среднем, порядка 30 лет, а во-вторых, это тот факт, что большая часть населения, выработав положенный по закону "северный" стаж, предпочитает переселяться на "большую землю" – с сохранением "северной" пенсии и получив дотации на приобретение жилья в более южных регионах.

На Ямале к возможности увеличения "северного" стажа относятся скептически.

Как рассказала Накануне.RU начальник отдела назначения пенсий Ямальского отделения пенсионного фонда РФ Елена Карпова, сейчас в ЯНАО насчитывается более 85 тысяч пенсионеров. Нетрудно подсчитать, что при общем населении округа немногим более полумиллиона человек, процент населения пенсионного возраста на Ямале составляет около 17%, что, если сопоставлять с большинством российских регионов - достаточно низкая цифра. "Наш регион – северный, - говорит Елена Карпова, - поэтому если данная статья будет затронута, то, безусловно, это повлияет на социальную обстановку в округе, а если изменений по выходу на пенсию по норме работы в условиях крайнего севера не будет, то тогда можно будет считать, что наших пенсионеров это никак не коснется. Но пока такой информации к нам из Москвы не поступало, и у нас наоборот все стоят на позиции придерживания роста пенсионного возраста. По крайней мере, насколько я могу судить, позиция окружных властей сегодня именно такая".

Не верят в возможность повышения "северного" стажа и в Югре.

Начальник управления назначения пенсий Ханты-Мансийского окружного отделения Пенсионного фонда РФ Надежда Богданова, пояснила в интервью Накануне.RU, что на 1 июля 2005 года в округе проживало 249 тысяч 613 пенсионеров, что при численности населения округа в 1469,0 тысяч человек, составляет около 17% от общей численности. При этом число работающих пенсионеров – 102 тысячи 970 человек – то есть, немногим менее половины. "Конечно, я не знаю, будет ли затронут в измененном законодательстве "северный" стаж, - отметила Надежда Богданова, - но мое мнение, что вряд ли это могут затронуть. Потому что условия жизни в средней полосе России и на севере слишком отличаются друг от друга. Но пока к нам никаких официальных запросов не поступало, что-то более конкретное сказать сложно. Да, сейчас идет полемика, но все пока остается в подвешенном состоянии".

"В Тюменской области сегодня проживают около 315 тысяч пенсионеров, при том, что всего население Тюменской области составляет порядка 1 300 тысяч человек, - сообщила Накануне.RU специалист Тюменского отделения пенсионного фонда РФ Ирина Миханина. - То есть у нас примерно на одного пенсионера приходится порядка 4,5 жителей, то есть чуть меньше, чем в целом по России, где в некоторых регионах это соотношение достигает четырех и даже трех. Число "северян" среди пенсионеров при этом составляет примерно 7-8%. В соответствии с постановлением губернатора, из бюджета области, согласно соглашению трех губернаторов, им осуществляется доплата. То есть они ничего не теряют.

Я не исключаю, что предполагаемые изменения по пенсионному возрасту могут коснуться и "северного" стажа, - сказала Ирина Миханина, - но могу дать только субъективный прогноз, потому что пока никаких документов по этому поводу к нам не поступало. Вообще я считаю, что повышение пенсионного возраста в целом по России сыграет положительную роль – как для ее бюджета, так и для состояния Пенсионного фонда".

В Тюменской области по данным 2004 года, почти 700 тысяч человек работающего населения. То есть порядка двух с лишним человек работающих на одного неработающего. Вообще, считается идеальной ситуация, когда такое соотношение составляет три.

Начальник управления выплаты пенсий Челябинского областного отделения Пенсионного фонда РФ Светлана Киселева сообщила Накануне.RU, что на конец 2004 года в области было 934,8 тысяч пенсионеров (при общей численности населения порядка 3,6 млн человек, и из них работающих - 1,5 млн человек или 42% от населения области). Таким образом, на Южном Урале на одного пенсионера приходится всего чуть более полутора работающих граждан. При этом официальное число работающих пенсионеров – 210 тысяч человек. Но: "У нас ведь не все работающие пенсионеры регистрируются, а только по желанию, - поэтому реальная цифра пенсионеров, продолжающих трудиться, конечно, больше", - уточнила Светлана Киселева.

В Свердловском отделении ПФР от каких-либо комментариев по этому поводу отказались. Однако Федерация профсоюзов Свердловской области (ФПСО) уже выступила против инициативы главы ПФР. Свердловские профсоюзы категорически против такой практики. Повышение планки трудоспособного возраста экономически не обоснованно, считают в ФПСО: увеличение пенсионного возраста, приведет к росту безработицы, консервации на производстве малоквалифицированных кадров и в конечном итоге ослаблению экономического потенциала России. Свердловские профсоюзы на всех уровнях будут сопротивляться антисоциальной инициативе ПФР.

Ждать осталось недолго

Если попробовать обобщить высказывания региональных "пенсионных" специалистов УрФО, то нельзя не обратить внимание на главный тезис их комментариев: Мы сами пока ничего не знаем. Позиция чиновников на местах, в общем-то понятна: прикажут – будем исполнять. При этом два северных нефтегазовых округа уже сейчас абсолютно четко обозначают свою позицию по отстаиванию северных льгот – благо, финансовые возможности округам это пока позволяют.

Тем более, что если ранее в ПФР говорили, что повышение пенсионного возраста будет актуально в России только к 2020 году, то теперь, похоже, прогнозы ухудшились. И это – несмотря на вал избыточных "нефтедолларов". Эксперты предупреждают: как только цены на "черное золото" упадут, повышение пенсионного возраста станет единственным внутренним ресурсом для того, чтобы хоть как-то сбалансировать систему. Больше ничего более-менее путного в правительстве придумать просто не могут. К примеру, в Минздравсоцразвитии, который возглавляет бывший руководитель ПФР Михаил Зурабов, также не могут предложить ничего, кроме повышения страховых тарифов или снижения накопительных отчислений. Впрочем, от некоторых, особо ретивых чиновников уже сегодня звучат предложения выкинуть из накопительной системы людей от 70-го года рождения и старше. Напомним, сейчас в программе участвуют все граждане от 1967 года рождения. И почему-то не кажется невероятным, что такие предложения в конце-концов - таки пройдут.

Уже озвучено мнение экспертов, что о повышении пенсионного возраста будет объявлено после президентских выборов 2008 года. Однако, учитывая нынешние российские внутриполитические реалии, вполне можно ожидать, что это произойдет намного раньше. Ведь повышение пенсионного возраста – логичный итог пенсионной реформы Имени Починка-Зурабова и Ко.

Давайте вспомним - а какими, собственно, аргументами оперировали правительственные чиновники еще два-три года назад, тогда, когда рьяно отстаивали необходимость проведения пенсионной реформы как таковой?

А тогда по их словам выходило, что сама суть пенсионной реформы в том и заключается, что хронический дефицит пенсионного фонда при введении в действие реформы уже через год-два обернется в неизбежно растущим профицитом – от неуклонно растущих поступлений, и снижение реального размера пенсий будет невозможно в принципе. Грубо говоря, предполагалось, что поступающих денег будет так много, что их через некоторое время просто не будут знать, куда деть. Кстати, одним из главных аргументов как раз и была проблема надвигающейся "демографической ямы" - что и неудивительно – о ней было известно и два года, и пять, и десять лет назад. Но при этом господа реформаторы гневно отрицали саму возможность повышения пенсионного возраста – как же – мы всё только на благо населения, только на благо… Другое дело, что им, по сложившейся российской традиции, почти никто не верил: мол, "мели, Емеля, твоя неделя". Сами россияне при этом опять же по укоренившейся традиции предпочитали начинать обеспечивать свою старость, рассчитывая только на себя - кто как может (о том, что наши гораждане, достигшие пенсионного возраста, в большинстве своем итак работают потому, что вынуждены: на пенсию им просто не прожить – правительственные чиновники стыдливо умалчивают).

Кстати, не лишним будет отметить и еще один момент: три года назад о сегодняшних ценах на нефть не заикался никто из "чиновников-прогнозистов". Тогда и $30 за баррель казались пределом мечтаний. А сегодня выходит: "если цены на нефть упадут…" А что это значит – упадут? До $40? До $30?

Между тем: "Повышение пенсионного возраста - это не проблема нехватки денег в пенсионном фонде. И ее никак нельзя решать простым повышением пенсионного возраста. Никогда и нигде так не делалось. Все разговоры о необходимости повышения пенсионного возраста сейчас - это спекуляция финансовых органов" – считает известный экономист, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ третьего созыва Григорий Томчин .

Действительно, проблема "демографической ямы" очевидна. И то, что к ней надо готовиться, тоже ясно всем. Готовиться можно по-разному: или совершенствовать производство, повышать производительность труда за счет новых внедряемых технологий, развивать транспортную, экономическую и социальную инфраструктуры – то есть плавно перейти за счет имеющихся нефтедолларовых резервов на интенсивный путь развития страны. Или – что сейчас и делается – продолжать перераспределять выкаченные из недр нефтедоллары, досрочно отдавать десятки миллиардов Западу, "поэтапно" повышать возраст выхода на пенсию, латать "тришкин кафтан", затыкая дыры в одном месте и оголяя их в другом: при таком, тупиковом пути развития ни на что хорошее рассчитывать России, к сожалению, не приходится.

"Повышение пенсионного возраста для работающих граждан России – самый простой путь наполнения бюджета ПФР, если, конечно, не принимать во внимание возможность "попилить" стабфонд, – заявил заместитель генерального директора "Национальной управляющей компании" Никита Коренцвит,Чиновники Пенсионного фонда сначала легко добились исключения из пенсионной реформы самой экономически активной части населения – поколения нынешних сорокалетних и тех, кто чуть моложе. В итоге они и пенсионный возраст повысят, и примут активное участие в разделе средств Стабилизационного фонда. Никакой реальной системы сдержек и противовесов на сегодняшний день у нас не осталось".

Таким образом, становится очевидно, что стадия "зондажа" по поводу повышения пенсионного возраста подходит к концу. Что будет следом – читай выше.

P.S. Средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране составляет 58 лет, женщин - 72 года. При этом средняя продолжительность жизни мужчин в России на 15-19 лет меньше, чем в развитых странах. По этому показателю наша страна занимает 138-е место в мире. Женщины в России также живут значительно меньше, чем в странах с развитой экономикой. Разница в продолжительности жизни женщин составляет 7,5-14 лет. Тут Россия занимает 100-е место в мире.

Если даже "закрыть глаза" на то, что огромное количество граждан просто не смогут дожить до пенсионного возраста в случае его увеличения (тем более – на неопределенный срок!), возникают сложности с элементарным трудоустройством рядовых граждан. Ведь не секрет, что даже сейчас женщинам после 35-ти лет и мужчинам старше 40 устроиться на работу чрезвычайно трудно.

Повышение пенсионного возраста (даже если согласиться с тезисом о том, что это – действительно единственный выход из ситуации) - пусть и весьма болезненная, но все-таки – не смертельная для народа российского мера. Сегодня все равно большинство россиян работают не до пенсии, а до тех пор, пока здоровье позволяет. Но при этом – свою честно заработанную пенсию получают. Другое дело, что государство в этом случае должно было бы, по идее, честно объявить народу, что оно более не способно выполнять социальные обязательства перед обществом, потому как – не в состоянии. То есть как де-факто – государство отныне окончательно перестает быть социально ориентированным. Ну, не может государство выплачивать еще более-менее трудоспособным пенсионерам расходы на "коммуналку" в виде пенсии - и все тут! Сплюнули бы, перематерились бы, но - приспособились. И пусть это было бы не очень здорово, но, по крайней мере - честно. Вместо этого нам снова преподносят проект очередной "поэтапной" и "гуманной" социальной реформы…


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС