США против топливно-энергетических картелей. Какими будут меры противодействия?
В Сенат США для обсуждения поступил документ, согласно которому Вашингтон запрещает другим странам создавать совместные топливно-энергетические организации картельного типа. Намерение вызвало довольно острую реакцию в Москве, много говорилось о неправомерности (еще не принятого)решения. О том, как следует расценивать данную инициативу, чем ответят на это страны, которые являются потенциальными участниками пока не существуюещего газового ОПЕК и вообще на сколько реально его создание? Об этом в интервью Накануне.RU рассказал заведующий сектором энергетических исследований Института США и Канады РАН Андрей Корнеев.
Вопрос: Как можно расценивать эту инициативу США?
Андрей Корнеев: Согласно сообщению Министерства иностранных дел, в России считают суверенным право тех или иных государств принимать решения о создании любых союзов, как в газовой, так и в нефтяной отрасли. США уже не в первый раз пытаются использовать свою внутреннюю юрисдикцию для того, чтобы ограничить, в своих интересах, деятельность других государств, тем самым грубо нарушая смысл и букву современной системы международного права.
То есть попытки комитета сената США по юридическим вопросам утвердить законопроект, запрещающий иностранным государствам создавать нефтяные и газовые организации, которые могут повлиять на соответствующий рынок, безосновательны. Даже если документ примут, он не будет иметь никакой юридической силы в отношении других государств. |
Вопрос: Может ли этот проект повлиять на возможное создание так называемого газового ОПЕК?
Андрей Корнеев: В любом случае – нет. Юридически и практически такая перспектива маловероятна. С чем это связано? В первую очередь, мы имеем дело не с принятым решением, а с предварительной инициативой группы сенаторов. Законопроект еще не одобрен на всех уровнях. Сам по себе Сенат не имеет права подобные решения принимать. Их необходимо согласовывать с Конгрессом. Последнее слово остается за президентом, без резолюции которого законопроект не вводится в действие.
Скорее всего, указанную инициативу следует рассматривать как пиар-акцию, направленную на демонстрацию отрицательного отношения законодательной власти США к перспективе создания топливно-энергетических картелей. |
Во-вторых, газовый рынок принципиально отличается от нефтяного. Если нефть уже достаточно давно является биржевым товаром, торгуется на открытых площадаках по стандартным условиям, на неё есть биржевая цена, также существует усредненная мировая цена. И, конечно, существуют возможности влиять на нефтяные цены в мировых масштабах. А газовый рынок на самом деле не является глобальным. Он строго регионален. Конкретно он привязан к нескольким элементам инфраструктуры: к отдельным месторождениям, и не связанные между собой, но Россия в этом плане исключение, газопроводам, соединяющим месторождения и зоны потребления, либо крупные перегрузочные порты и зоны хранения сжатого газа. Для каждого газопровода, для каждой зоны добычи и для каждой зоны потребления существуют отдельные торговые системы, в рамках которых газ поставляют не по биржевым ценам (биржевой торговли газом не существует), а по долгосрочным контрактам. Обычно на 5-10 лет и так далее. Цена кубометра газа в каждом конкретном случае разная и зависит от конкретных издержек по эксплуатации и транспортировке.
Словом, единственно, в каком плане газовый ОПЕК мог бы теоретически функционировать – это будущие операции с сжиженным природным газом. Имею в виду тот газ, который после добычи очищается, доставляется на специальное предприятие и там переводится из сжатой фазы в жидкую, а затем перевозится в зону потребления. Пока доля такого газа очень невелика. Если в будущем доля сжиженного природного газа достигнет 20-25% от общих поставок, то создание ГОПЕК не исключено. Пока эта доля составляет менее 5%. Кроме того, создание инфраструктуры по обработке, транспортировке сжиженного природного газа – очень долгий и дорогостоящий процесс. Таким образом, сейчас практически не существует инфраструктуры, благодаря которой международные газовые картели могли бы работать.
Вопрос: Значит, обсуждаемый в американском сенате документ является популистским?
Андрей Корнеев: Скорее пропагандистским. Какие задачи он ставит? Во-первых, декларирует отрицательную позицию США в отношении любых попыток других государств каким-то образом воздействовать на состояние газовых и нефтяных рынков. Во-вторых, это попытка в одностороннем порядке, без всякой юридической основы, распространить действие своего внутреннего законодательства на другие страны. Никаких реальных положительных результатов это не принесет.
Вопрос: Как России следует реагировать на похожие выпады?
Андрей Корнеев: Наша позиция уже заявлена МИДом – Россия не считает возможным давить на другие страны по теме создания союзов в нефте-газовой отрасли. Кроме того, речь пока не идет ни о каких конкретных соглашениях. В Катаре (на совещании стран-экспортёров газа в начале апреля – авт.) не было принято никаких организационных решений по созданию ГОПЕК. Россия продолжает изучать ситуацию и рассматривает те или иные возможности по защите своих коммерческих интересов. Также хочу заметить, что воздействовать на газовые цены нельзя, потому что единой мировой цены на газ не существует, как нет и единого газового рынка. Есть примерно десяток стран (Тринидад и Тобаго, Венесуэла, ОАЭ, Саудовская Аравия и другие), которые осуществляют поставки сжиженного природного газа, но в каждом конкретном случае цена контрактов, повторяю, оговаривается отдельно.
Вопрос: США могут пойти еще на какие-то меры по укреплению своей позиции?
Андрей Корнеев: Анализируя последние события, можно с полной уверенностью констатировать, что американское руководство будет принимать все возможные меры, чтобы не допустить участия в монополизации международных энергетических рынков других государств. Практически никаких силовых вариантов Вашингтон использовать не в состоянии, потому что речь идет о коммерческих и торговых операциях. Хотя у США есть несколько рычагов для воздействия на позиции нефте- и газо-добывающих и экспортирующих стран.
Во-первых, это регулирование соотношения между спросом и предложением на внутренних американских рынках. Осуществляется с помощью запасов двух видов: коммерческих и стратегических. В зависимости от размеров коммерческих запасов сегодня в основном колеблется биржевая цена на нефть. А стратегические запасы создает федеральное правительство на случай разных непредвиденных ситуаций. В той или иной обстановке часть их можно продать, повлияв на мировой рынок.
Во-вторых, акцизы и ставки таможенных тарифов. Они используются для недопущения резких, непредсказуемых скачков в ценах на энергоносители. Третий механизм - система переговоров с нефте- и газо-добывающими экспортирующими странами. В ее рамках в качестве рычага оказания давления используется экономическая помощь, поставки боеприпасов, вооружения, например, странам арабского мира. В результате чего местные правительства принимают меры по недопущению резких скачков цен. Принципиально изменить соответствующую динамику нельзя. Но вот сгладить резкие колебания, которые могут привести к непредсказуемым ситуациям, вполне. В данном случае речь идет о корректировке размеров добычи и поставок в пользу США.
Сейчас, видимо, возникает четвертый механизм – юридический. Но это очень сомнительный путь. Если документ примут, то на территории США будут оказывать давление на компании неугодных государств, действующие в Штатах. Однако, помимо всего, нельзя исключать принятие встречных мер противодействия. Например, страны могут отказаться от доллара как основной валюты при расчетах по торговым операциям с энергоносителями, либо вообще как от единой универсальной международной валюты во всей системе торгово-экономических отношений, что очень сильно ударит по Америке. |