Региональное зерно национальных проектов
Здоровье государства определяется здоровьем его граждан. Речь не только о здоровых почках или легких, но и о наличии жилья, возможности учиться, зарабатывать себе на жизнь, растить детей - здоровых опять же. О социальном благополучии народа, одним словом. Национальные проекты, провозглашенные российским президентом, призваны обеспечить развитие социально значимых отраслей, которые в поддержке нуждаются особенно. Правда, до сих пор было не очень понятно, как эти проекты будут воплощаться в жизнь. На совещании в уральском полпредстве, посвященном реализации национальных проектов в УрФО, было заявлено, что механизмы разрабатываются вполне конкретные. И что самое главное - не без участия уральских регионов, которые на совещании получили вводные от федеральных министров.
* * *
Совещание было разбито на четыре части - каждая посвящена реализации одного из четырех национальных проектов. Представители российских министерств, регионов УрФО, муниципалитетов, общественных организаций собрались, чтобы поговорить о механизме реализации проектов и выработать алгоритмы взаимодействия.
"Мы должны договориться о том, как будем осуществлять реализацию, выработать единообразные подходы, - открыл совещание полномочный представитель президента в УрФО Петр Латышев, - Это не означает, что все должно быть одинаково, регионы должны учитывать свои особенности при разработке региональных национальных программ. Успех реализации проектов зависит от тех, кто здесь находится - в плане организации работы".
Здравоохранение не случайно было вынесено на обсуждение первым (мы на нем и остановимся более подробно). Президент расставил приоритеты таким же образом. Здоровье нации - вопрос национальной безопасности, по сути. Трудоспособное население России сокращается на 1 млн человек в год. В УрФО показатель несколько лучше, чем в среднем по стране, но, тем не менее – проблема существует. В округе высокий уровень инфекционных заболеваний. Сложной остается ситуация по ВИЧ-инфекции, туберкулезу. Особенно в Курганской области. Связано ли это с низким уровнем жизни людей, в том числе врачей, трудно сказать. Наверное, связано.
И самое печальное – смертность стремительно молодеет, что, по словам Петра Михайловича, свидетельствует о недостатках профилактической работы. Ни для кого не секрет, что муниципальные больницы находятся в плачевном состоянии, а именно на амбулаторно-поликлинический уровень приходится основной объем оказываемой медпомощи. 80% всех лечебно-профилактических учреждений УрФО оказывают первичную помощь.
Недостатки в организации медицинской помощи связаны не только с состоянием поликлиник, но и с отсутствием врачей, их низкой квалификацией. Только Ямал может похвастаться, что обеспеченность медиками в округе сопоставима со среднероссийской. Естественно, главный фактор – заработная плата – и врачам, и педагогам тоже есть хочется.
“Расходы на здравоохранение год от года растут, но кардинальных изменений не происходит ”, - отметил полпред и перешел от проблем к обсуждению региональной составляющей национальных проектов. “Во всех регионах ведется подготовка к реализации национального проекта “Здоровье”. Мы должны ее обсудить, и уже с 1 января региональные программы должны действовать. Возможно, придется изменить статус существующих в регионах программ на подпрограммы, которые войдут в единую региональную программу. Но региональные программы должны коррелироваться с федеральной. Работая над ними, мы должны взаимодействовать с федеральным центром," - заключил Петр Латышев.
* * *
О взаимодействии говорил и заместитель министра здравоохранения и социального развития Владимир Стародубов. Он признал, что рост расходов населения на медицину опережает рост расходов государства. В 2004 году государство потратило 479 млрд рублей, а платные медицинские услуги обошлись россиянам в 82 млрд рублей, плюс 162 млрд рублей они потратили на лекарства.
В числе задач, которые стоят перед министерством, помимо реализации национального проекта, значится принятие закона о госгарантиях, где будет четко прописано, за какие услуги население не должно платить из своего кармана. Другая задача – централизация системы обязательного медицинского страхования – после чего граждане смогут получать медицинскую помощь независимо от доходов региона. Также было сказано о наделении медучреждений статусом автономных некоммерческих организаций, что, по мнению Владимира Стародубова, позволит больницам эффективнее вести хозяйственную деятельность.
Наконец, о самом проекте. Он включает в себя ряд направлений. Первое и, может быть, самое главное – повышение зарплаты участковым, педиатрам и медсестрам. “Без первичного звена деятельность других структур здравоохранения не эффективна. Врач первичного звена должен взять на себя заботу о здоровье населения, а не только лечение болезней ”, - подчеркнул зам. министра. Известно, что зарплата врачей должна увеличиться на 10 тысяч рублей, медсестер - на пять тысяч. На эти цели из федеральной казны выделено 12,8 млрд рублей.
Что касается узких специалистов, то и они внакладе не останутся, заверил Владимир Стародубов. 2 млрд рублей будет направлено на осуществление диспансерного наблюдения, 7 млрд из фонда соцстраха и примерно 12 млрд из фонда медстраха - на повышение тарифов в системе амбулаторной помощи. Как итог - зарплата всех медиков вырастет в два раза.
Не забыли и про акушеров-гинекологов. 10,5 млрд рублей будет направлено на родовспоможение. С 1 января 2006 году будут введены родильные сертификаты, подтверждающие готовность государства платить женской консультации за каждую женщину по 2 тысячи рублей, роддому – по пять тысяч. Цифры более чем конкретные. “Кроме того, мы поставили задачу, чтобы в каждой муниципальной поликлинике были рентгеновский аппарат, ультразвуковое оборудование, лабораторное, была возможность сделать ЭКГ. В течение двух лет оборудование должно появиться в каждой поликлинике”, - выразил уверенность представитель Минздравсоцразвития.
В разрезе взаимодействия с регионами процесс реализации проекта будет выглядеть следующим образом. Регионы должны на первом этапе предоставить данные об оснащении медучреждений техникой – будут созданы карты материально-технического оснащения каждой больницы. Также Минздравсоцразвития затребовало списки врачей и медсестер, на которых распространяется повышение зарплаты. Третье – регионам предстоит дать отчет о том, как ведется диспансерное наблюдение за работающим населением: данные о вакцинопрофилактике, количестве больных ВИЧ, которые нуждаются в лечении и т.д.
* * *
Вообще, надо сказать, что не совещание положило начало работе по реализации национальных проектов в регионах.
Во-первых, взаимодействие центра и регионов в этом направлении началось не сегодня. "Мы работаем в режиме хорошего взаимодействия. Все проекты документов направляем в регионы, чтобы они высказали замечания и внесли коррективы. Эти решения мы выносим на рассмотрение правительства", - рассказал Владимир Стародубов.
Ну и, конечно, здравоохранению, образованию, решению жилищного вопроса, развитию сельского хозяйства практически во всех регионах УрФО всегда уделялось повышенное внимание. Это отметил и полпред, сказав, что в регионах накоплен большой опыт по части поддержки социальных отраслей.
В Тюменской области, например, в 2003 году зарплата врачей увеличилась в два с лишним раза, а медсестер – в 3,6 раза. Средняя зарплата участкового врача превышает 9 тысяч рублей, медсестры – 6 тысяч рублей. Три года назад начала работать программа, направленная на обеспечение поликлиник диагностическим оборудованием. Завершается процесс переоснащения фельдшерско-акушерских пунктов. “Помощь федерации поможет ускорить этот процесс. А та прибавка к зарплате, которая определена национальным проектом, поднимет престиж профессии: специалист первичного звена будет дорожить своим рабочим местом, стремиться качественно работать. Я надеюсь, что реализация проектов окажет благотворное влияние на развитие нашей территории”, - выразила надежду заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик.
А заместитель губернатора ХМАО Наталья Западнова вслед за полпредом отметила, что именно на регионы ложится основная задача в реализации национальных проектов. “Мы уже приняли необходимые документы и программу по реализации приоритетных направлений в части здоровья населения. И приняли план конкретных действий по предотвращению преждевременной смертности населения. Кроме того, мы уже все просчитали, сколько и чего требуется для реализации национальных проектов, создали рабочую группу, которая разрабатывает отраслевые принципы оплаты труда в сфере здравоохранения”, - рассказала она в интервью Накануне.RU.
Заметим, что для властей ХМАО забота о населении давно не есть некое абстрактное понятие. До конца года в округе будет принят уникальный в своем роде закон “О качестве жизни”, о котором Накануне.RU непременно расскажет.
Много внимания в регионах уделяется развитию образования. “В Челябинской области в этом году свершилась маленькая образовательная революция – началась реализация проекта информатизации системы образования. Наш регион единственный в УрФО откроет 50 межшкольных методических центров. На их создание будет потрачено более 345 млн рублей", - сообщил Накануне.RU министр образования Челябинской области Владимир Садырин.
Говоря о национальном проекте в области образования, Владимир Садырин отметил, что на надбавки за классное руководство из федерального бюджета в 2006 году Челябинская область получит 177 млн рублей. На каждые 2000 учащихся городских школ будет выделен грант для учителя и на каждые 1150 учащихся сельских школ. В декабре в Минобрнауки пройдет большое совещание, на котором будет идти речь о конкретном механизме воплощения.
В Свердловской области готовится сетевой план-график реализации проекта. “Я согласен с президентом, что стимулировать надо тех, кто движется вперед. Другие должны зарекомендовать себя в этом отношении. Конечно, желательно, чтобы это происходило на фоне общего повышения зарплаты, но и поддержка лучших учителей необходима. До недавнего времени в стране была ситуация, когда их поддерживал Сорос из-за границы. Мы своих учителей сами должны поощрять. Важно, что образование попало в национальные проекты – культура, например, не попала”, - высказал свое мнение министр образования Свердловской области Валерий Нестеров.
Вице-губернатор Ямала Фуат Сайфитдинов обозначил остро стоящую для всех регионов жилищную проблему, заявив, что “задачи, поставленные президентом, подстегнут и регионы, и федеральный центр к решению жилищной проблемы”.
* * *
На совещании неоднократно говорилось о том, что реализация национальных проектов должна начаться с 1 января 2006 года. Кровь из носу. Времени осталось совсем немного. Поэтому, хоть подготовка к реализации национальных проектов идет полным ходом, нужно мобилизовать все силы и ресурсы – и на федеральном уровне, и в регионах.
И что не менее важно – надо наладить систему контроля, сказал Петр Латышев, обращаясь к участникам совещания, подключив СМИ, общественные организации. Доказательством тому, что это не просто красивые слова, явился созданный накануне Общественный совет по контролю за реализацией национальных проектов. “Общественный контроль будет реальным. Он будет большим подспорьем в реализации национальных проектов”, - заявил полпред.
Причем, система контроля будет, как сейчас принято говорить, вертикально интегрированной. Уже завтра Петр Латышев встретится с российским премьером Михаилом Фрадковым и проинформирует его о подготовке УрФО к воплощению в жизнь самых масштабных и, наверное, самых важных государственных инициатив.