Главный судебный пристав Свердловской области: Нас постоянно наделяют новыми полномочиями
Одно изменение за другим в Министерстве юстиции. Вначале уже бывший министр Юрий Чайка заявил, что вместо службы судебных приставов будет создана служба государственных исполнителей. Потом сообщил, что в России появятся частные приставы. А затем стал Генпрокурором России. Так случилось, что наше интервью с руководителем ГУ Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Александром Поповым для Накануне.RU прервал телефонный звонок, когда голос на другом конце провода сообщил, что Юрий Чайка больше не министр.
Однако суть вопросов осталась прежней. Какие изменения ждут судебных приставов, нужны ли они им, как можно противостоять должникам, скрывающим свое имущество, что за единые базы данных будут созданы? Об этом и не только рассказал Накануне.RU в эксклюзивном интервью главный судебный пристав Свердловской области Александр Попов .
Вопрос: Министр юстиции Юрий Чайка заявил, что служба судебных приставов будет переименована в службу государственных исполнителей. Чем вызвана эта необходимость?
Александр Попов: Во-первых, изменение названия службы не
ведет к изменению ее статуса. Изменение названия службы видится целесообразным
после изменения некоторых функций службы и переходу к исполнению непосредственно
государственных исков или постановлений фискальных органов (таможни, налоговой
инспекции, милиции и т.д.).
Изменение названия ни в коем случае не говорит о том, что служба абстрагируется от судебной власти. 68% всего спектра исполнительных документов – это решения судов общей юрисдикции, еще 10-12% - Арбитражных судов.
Вопрос: Приведет ли изменение названия службы к тому, что появятся дополнительные полномочия?
Александр Попов: Вначале служба была создана для исполнения судебных решений. Потом выделили функцию исполнения штрафов, затем определили, что пора исполнять налоговые и таможенные взыскания. Каждые полтора-два года служба наделяется какими-то новыми полномочиями. С 2003 года в нашу компетенцию стало входить дознание, т.е. процессуальная функция, позволяющая привлекать к уголовной ответственности должников.
Вопрос: Получается, что название "служба судебных приставов" просто устарело?
Александр Попов: Возможно, немного устарело. Ведь в итоге служба судебных приставов - это служба, обеспечивающая конституционные права граждан. И это функция, на мой взгляд, правоохранительная.
В настоящее время назрела серьезная необходимость наделить службу полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Практически каждый год мы вносим предложения по изменению законодательства, и ведь заметьте, в итоге, наши мысли получили объективную оценку. |
Вопрос: А часто должники пытаются скрыть имущество?
Александр Попов: Часто и вполне успешно. Например, человек совершил ДТП и суд обязал его возместить ущерб. Но пока идет суд, должник уже все переоформил, но продолжает ездить на этой же машине, которая ему не принадлежит. В таком случае остается оканчивать исполнительное производство в связи с тем, что взыскать нечего.
Вопрос: Если бы приставы были наделены правом розыскной деятельности, удалось бы изменить что-нибудь в приведенном только что Вами примере?
Александр Попов: Безусловно. Тогда мы сможем использовать информацию, полученную от граждан о реальном финансовом
Фото: Накануне.ru |
Вопрос: Вы имеете в виду единые базы данных, которые собираются создавать? На какой стадии находится их создание?
Александр Попов: Определенная работа проводится, однако возникает очень много межведомственных барьеров. В свою очередь мы делаем все возможное, чтобы единое
Вопрос: Представители Свердловского областного суда заявляли, что исполняется только 40% судебных решений. С чем связан такой низкий процент?
Александр Попов: Это не так. Показатель фактического исполнения - это только статистический показатель. Фактическое исполнение - это соотношение оконченных исполнительных
Фото: ural.rian.ru |
Кроме того, у нас есть такое понятие, как частичное исполнение. К примеру, есть должник, который должен 500 тыс. руб. У него имеется машина, но ее мы продали за 200 тыс. руб., которые перечисляем взыскателю. Но денег-то полученных от реализации все равно недостаточно, а их у должника больше нет и другого имущества, на которое позволяет обратить взыскание, тоже нет. Опять же приходится оканчивать исполнительное производство за невозможностью взыскания, хотя на самом деле работа проведена.
Следующий момент: у должника нет имущества, но он работает и получает зарплату. Поэтому мы направляем исполнительный документ для удержания суммы долга из зарплаты, пенсии, либо другого источника дохода должника. Решения судов о взыскании, в данном случае, в т.ч. периодических платежей, могут исполняться год, два, десять лет.
Вопрос: Все, наверное, помнят случай, когда екатеринбуржец выбросился из окна во время того, как судебный пристав пытался выселить его из квартиры. В связи с этим хотелось бы узнать, контролируется ли каким-либо образом деятельность судебных приставов?
Александр Попов: Конечно. Во-первых, нас контролирует Федеральная служба судебных приставов, и обо всех ЧП мы обязаны сообщать. И жесткий надзор достаточно плотно осуществляет прокуратура.