Портрет Интернет-магазина
По статистике в России число пользователей Интернет-магазинов уже превысило 10 млн человек. И эта цифра продолжает расти. Ежедневно онлайновые магазины привлекают около 80 тысяч посетителей, что сопоставимо с посещаемостью таких секторов Рунета, как компьютерные игры, провайдеры или музыкальные архивы.
Справка: Интернет-магазин - это сайт, на котором в интерактивном режиме можно произвести заказ товара или услуги, а в идеале - в интерактивном режиме его и оплатить. Также подразумевается доставка товара продавцом или оплата наложным платежом. |
Динамика роста числа пользователей услугами Интернет-магазина незначительна, но тенденция, как говорят эксперты в этой сфере, устойчива на протяжении последних двух лет. Если на Урале еще в 2001 году рынок Интернет-торговли был практически пустым, сейчас число Интернет-магазинов составляет порядка тысячи, не считая электронных каталогов, витрин, прайс-листов, которых уже десятки тысяч. Но говорить о стремительном увеличении во всех регионах страны пока преждевременно, поскольку пользуются услугами Интернет-торговли, в основном, только в крупных городах. При этом наибольший средний размер затрат приходится на пользователей Москвы, Центрального и Дальневосточного федеральных округов, а наименьший – на пользователей Южного и Приволжского федеральных округов. На Урале, отмечают руководители Интернет-магазинов, число виртуальных продаж растет, появляется все больше постоянных клиентов, но процесс пока не столь активен, как в столице, где и число пользователей ПК больше, и уровень подготовки для работы в Сети выше. А также развитие происходит быстрее, чем в УрФО.
Между тем, за восемь лет существования Интернет-магазинов в России у них сформировался свой круг пользователей, выделились лидирующие направления. По данным журнала "SALES business/ Продажи", лидерство продаж сохраняется у таких категорий товаров, как книги, печатные издания, аудио-видеокассеты, программное обеспечение, электронные издания (первые места по доставке популярных товаров занимают ozon.ru, bolero.ru, dostavka.ru). При этом на первом месте телефоны, бытовая электроника, компьютерная техника, на втором – книги, цветы, на третьем - продукты питания. Главным образом причина успеха именно этих товаров заключается, во-первых, в том, что технические характеристики и цвет всегда можно посмотреть на экране компьютера, информацию прочитать на любом специализированном сайте. Что касается, допустим, тех же книг, то здесь достаточно пролистать аннотацию к ним. Во-вторых, это связано с категорией покупателя Интернет-продукции. В некоторой степени покупательская активность связана с уровнем образования Интернет-пользователей. Среди пользователей с высшим образованием доля постоянных как активных, так и умеренных сетевых покупателей, пишет"SALES business/ Продажи", достигает максимума 12% и 52% соответственно.
"Клиент Интернет-магазина чаще всего грамотный человек, подкованный, почитавший до этого технические характеристики товара. Он примерно знает, что хочет купить, он знает цену на этот товар. Человек достаточно образован. Клиенты Интернет-магазинов – это определенная категория лиц, которые умеют разобраться в компьютерах, понимают, где можно получить информацию", - рассказывает Накануне.RU директор Интернет-магазина "Вариант" Шамиль Сунгатуллин.
Среди постоянных покупателей более представлен слой предпринимателей, директоров, руководителей подразделений и главных специалистов, а среди умеренных покупателей – слой специалистов, программистов, учащихся и работающих пользователей. То есть большей частью офисных работников, для которых удобство пользования виртуальным магазином заключается в быстроте доставки и возможности экономии времени.
"Одно из преимуществ такого магазина в том, что человеку не нужно бегать по магазинам в поисках нужной вещи, откладывать свои дела, все доставляется на дом. Здесь он делает заказ из дома или на своем рабочем месте, - говорит Шамиль Сунгатуллин,- Кроме того, если в обычном магазине склад на 500-600 позиций, и выбор ограничен, то у нас порядка 6 тыс. товаров, которые есть в наличии. Еще один важный момент – цена. Она ниже по сравнению с ценами в обычных магазинах".
Как правило, действительно так и есть, а разница в цене Интернет-магазина и обычного определяется разными принципами организации продаж. Для виртуального магазина не надо покупать или арендовать торговые площади, а, соответственно, тратиться на коммунальные платежи. Для сетевого магазина достаточно скромного офиса на 10-15 человек. А многие предприниматели на первых порах организуют его даже в апартаментах собственной квартиры. Также не имеет значения, где будет находиться помещение-офис, поскольку при выборе его нет ориентации на клиента, проходимость района.
Вместе с тем, заметим, есть и другие игроки рынка, которые, несмотря на все описанные преимущества их электронного производства, цены все-таки завышают. Так, недавно столкнулась с тем, что бытовую технику одной местной торговой сети, например, лучше купить в их физическом магазине, а не электронном, где возникла и проблема с доставкой, и цена виртуальная получалась несколько выше. То же самое могу сказать про покупку лекарств и цветов.
Что касается еще одного плюса Интернет-магазина - быстроты обслуживания, то она проявляется не только в быстроте доставки, но и быстроте выбора товара. Как рассказывает ведущий специалист по развитию и маркетингу СК "Северная казна" Марина Медведева: "У нас есть Интернет-магазин, в котором продаются страховки. Процедура обслуживания следующая: клиент заполняет заявление, мы его получаем. Предварительно человек с помощью имеющихся на сайте калькуляторов может предварительно просчитать сумму. Дальше покупатель сам выбирает: он приезжает в офис (пока электронные подписи не работают) или мы привозим полис к нему домой". Примерно таким же является способ обслуживания и в других Интернет-магазинах, только вместо страховки может быть любой другой продукт. Причем, надо сказать товары сегодня продают самые разнообразные: вплоть до предметов для левшей.
Сам по себе вариант существования электронного магазина практически идеален: и цена ниже, и выбор больше, и доставка на дом имеется, не надо протирать подошвы обуви, бегая по магазинам и растрачивая драгоценные минуты. Но в реальности часто оказывается, что доставят не совсем то, что нужно или качество оставляет желать лучшего. Не редко на складе и вовсе не бывает тех товаров, которые выложены на сайте. Конечно, нельзя под одну гребенку равнять всех. Интернет-магазины, которые хотят остаться на рынке надолго, дорожат своей репутацией и контрафактного товара у них не больше, чем в обычных магазинах. По словам Шамиля Сунгатуллина, клиент идет в тот магазин, который зарекомендовал себя, где он получает качественный продукт. Поэтому основной ключ к тому, чтобы компания осталась на рынке, - это качество работы. Заместитель директора сети магазинов "Интенсивник" Дмитрий Гребенкин также считает, что если человек переживает по поводу "серой" продукции, то он выберет Интернет-магазин от солидной компании. В этом случае, по его мнению, неплохо иметь еще реальный магазин, где и покупатель сможет товар посмотреть, и продавец всегда будет уверен в нормальном товарообороте.
Вместе с тем есть проблемы, которые не зависят от качества работы даже серьезных и солидных Интернет-магазинов. Первый вопрос связан с системой оплаты электронных услуг. Сейчас оплата осуществляется либо наличными при передаче договора, либо через Интернет-банк. Один из распространенных сегодня способов оплаты в Интернет-магазинах – наличные при доставке. Но при удаленной доставке, если покупаются товары из Интернет-магазинов, расположенных в других городах, система расчетов при доставке уже не действует. И тогда покупателю необходимо бежать в Сбербанк и оформлять там платежку. Способ, прямо говоря, не удобный ни для покупателя, который также тратит свое время, что нарушает один из принципов работы виртуального магазина, ни для продавца, который длительный промежуток времени не может получить деньги за товар. Современные средства оплаты товара/услуг (платежные системы ASSIST, CyberPlat и др.) еще не получили у нас широкого распространения. Расчет по пластиковой карте, когда заказчик заполняет специальную форму на сайте магазина, куда вводит номер своей карты, сроки ее действия и код, указанный на карте, а магазин формирует электронный запрос в банк, где обслуживается данный заказчик, и со счета снимается необходимая сумма, также производить боятся.
Директор NetAngels Антон Халиков замечает, что в Интернет-магазинах есть форма оплаты через расчетный счет в банке, но у всех счета в разных банках, а магазин часто может сотрудничать не с тем банком, в котором у покупателя заведен счет. Единой же формы оплаты через банки у Интернет-магазинов пока нет. "Если за границей за покупку товара можно рассчитаться по Интернет-карте, то у нас такая система практически не действует сегодня. Есть Web-Money, не понятные никому, но платежных систем нет", - поясняет он.
По словам Антона Халикова, есть еще одна проблема. Сегодня существует очень много Интернет-магазинов, не адаптированных под разные типы браузеров (программы просмотра страниц): как правило, страницы таких магазинов оптимизированы для Microsoft Internet Explorer. Но приобрести покупку у электронного продавца желают и пользователи других браузеров, таких как Opera, Mozilla Firefox, Netscape Navigator и др. А, между тем, сделать это им не удается, поскольку у них при работе с виртуальным магазином неправильно отображаются страницы, а часто и вовсе не работают значимые функциональные блоки. Таким образом, теряются потенциальные клиенты.
У нас пока такая проблема появляется потому, что основать Интернет-магазин стараются малыми средствами. Разработка сайта электронного магазина, по оценкам дизайнеров Web-студий, за самый простой вариант магазинам обойдется в $500. Полноценный же вариант будет стоить в среднем $2000 тыс., которые не каждый руководитель готов выложить на начальных этапах развития магазина.
Между тем, дизайн сайта Интернет-магазина и верная функциональная организация играют ту же роль, что правильно разложенный товар в обычном магазине: он и продает, он и привлекает внимание клиента. Он и создает доверие к этому магазину. Правильно сделанный дизайн психологически располагает к покупке и формирует имидж солидного заведения.
"Я думаю, что дизайн Интернет-магазина разрабатывается по тем же принципам, что и дизайн Интернет-сайта, поскольку красота и польза должны находится в равновесии. В Интернет-магазине функциональность выдвигается на первое место. Если вы зайдете на красивый Интернет-магазин, вам понравится дизайн, но вы не сможете воспользоваться им, то вы больше туда не пойдете, а задача любого Интернет-магазина – это продажа продукции и как можно больше и эффективней, - объясняет дизайнер ООО "Визуальная механика" Наталья Касавина, - Главный параметр сайта - максимальная простота для пользования. Поэтому необходимо взвешивать каждый элемент: нужно ли рисовать эту кнопку или можно обойтись текстовой ссылкой. По Интернет-магазину должна быть продумана навигация, расположение смысловых блоков и чтобы пользователь мог добраться до интересующей его продукции за два-три клика. Параметр цвета также имеет большое значение".
Вполне возможно, что и параметр цвета, подобранный с ориентацией на определенную целевую аудиторию, и удобная оплата услуг – это уже следующий уровень развития заявившей о себе виртуальной системы продаж. Пока же только немногие магазины могут похвастаться и первым, и вторым, и третьим. Всем остальным еще предстоит осваивать в этой сфере мировой опыт организации электронных продаж, решать обозначенные проблемы. На данном же этапе развития основным для отечественных Интернет-магазинов является борьба за клиента и за качество товара. Что уже неплохой показатель…