PRавда о Курилах
Тема Курильских островов, возникшая в конце прошлой недели стараниями главы МИДа Сергея Лаврова, остается в информационном пространстве России проблемой номер один. Реакции на вопросы "зачем?" и "почему именно сейчас?" от власти не последовало. Вообще-то ответы вроде бы на поверхности. Россия отдает Курилы, чтобы заключить мирный договор с Японией. Только вот на кой нам этот договор? Отношения со страной восходящего солнца предвоенную ситуацию не напоминают, да и вообще, если историю вспомнить, с Германией тоже мирный договор был в 41-м.
Конечно, документ этот в устах части политической элиты – есть надежда на стратегическое сотрудничество с Японией, а это совсем не то же самое, что простые дипломатические отношения, в рамках которых страны взаимодействуют сейчас. Разница между понятиями, согласно комментариям отечественных политиков, в одной лишь детали: договор о мире – есть залог инвестиций. Денег, то бишь. Упростив политическую казуистику, выходит банальный обмен: мы им землю, они нам – деньги. Продажа Родины по кусочкам – дело последнее. Потому хотя бы, что большинство границ на политической карте мира залиты кровью многих поколений. В истории деления земель на наши и ваши есть две справедливости: временная – по принципу "кто первый встал, того и тапки" и военная – "пришел, увидел, победил". В современном мире, где все поделено-переделено уже не на раз, вторая справедливость над первой превалирует. В дележе границ хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Курилы были предметом спора не однажды. До 1855 года Курильские острова и Сахалин осваивались Россией с севера, Японией с юга, и формально не принадлежали никому. В 1855-м между странами был подписан "Симодский трактат" о торговле и границах: южные Курильские острова Шикотан, Итуруп, Кунашир и Хабомаи отошли Японии, а остальные 18 северных островов, начиная с острова Уруп и до Камчатки, стали собственностью Российской империи. Еще через двадцать лет появился новый документ, согласно "Петербургскому трактату" Россия обменяла свои северные Курильские острова на остров Сахалин.
В начале века XX-го в результате поражения России в русско-японской войне, в рамках "Портсмутского мирного договора 1905 года" Япония присоединила себе южную часть Сахалина ниже 50-й параллели. Еще через 20 лет между Россией и Японией подписана конвенция о взаимоотношениях, в которой Россия признает Портсмутский мирный договор и не имеет никаких территориальных претензий к Японии. В это время Японии принадлежали южная часть Сахалина и все без исключения Курильские острова.
Выступив во второй мировой войне на стороне Германии, и проиграв, Япония, как сподвижник агрессора, была после войны лишена части земель. 2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова присоединены к России. В сентябре 51-го года это было подтверждено и международным правом: подписан Сан-Францисский мирный договор, в котором оговаривалась и принадлежность Курильских островов. В статье 2, пункт "с" в частности, говорилось, что Япония "...отказывается от всех претензий на какие-либо права, правооснования или интересы в отношении любой части Антарктического района, независимо от того, вытекали ли они из деятельности японских граждан или были получены иным образом".
Таким образом, Япония по Сан-Францисскому мирному договору 1951 года отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Но восток, как известно, дело тонкое, и вокруг островов закрутилась новая волна интриг. Во-первых, вопреки собственным довоенным картам и геополитической традиции японцы начали утверждать, что Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи в состав Курильских островов не входят. А значит, на них, по японской логике, действие договора не распространяется. Во-вторых, Ялтинское соглашение 1945 года, по которому США и Великобритания обязались передать Советскому Союзу указанные территории, японцы не сочли законным, так как в момент капитуляции этот документ был засекречен, и страна восходящего солнца не подозревала о его существовании. Впрочем, согласно простой логике японцы от островов отказались, пусть и вынуждено, а уж кому они отошли - дело десятое.
В 56-м по указанию Хрущева, в совместной декларации СССР и Японии было заявлено: "СССР соглашается на передачу островов Хабомаи и Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения мирного договора". Однако после того как в 1960 году Япония подписала с США военный договор о размещении на ее территории американских баз, в Токио была направлена "памятная записка" о невозможности в новых обстоятельствах передачи даже двух островов.
Международное право, как и любое другое – всегда было правом сильного. Современная геополитика не многим отличается от геополитики века прошлого или позапрошлого. Еще великий завоеватель земель Наполеон говорил, что "Большие батальоны всегда правы". А уж в Японии тем паче, слабость – есть повод для харакири. Подвинувшись сегодня мы теряем не только километры земель, тонны морепродуктов и миллионы долларов, Россия теряет лицо.
Если говорить о том, что Россия – правопреемник СССР, то реакция на Японские притязание скорее "нет", чем "да". В связи с этим ответ на вопрос, почему именно сейчас российские власти пытаются "открыть" проблему – объективная актуальность которой – сомнительна, выглядит во всей своей вариативности пугающе. Предположений несколько.
Первое. На поверхности, что заявление Лаврова сделано накануне визита главы государства в Японию. Стране восходящего солнца закинут пробный шар – японцам предлагается пойти или не пойти на уступки. Возможно, это часть какой-то интригующей дипломатической игры, результатом которой станет пролангация бездействия в "пограничных" вопросах. А российские власти останутся в дамках – мол, предложили им договориться, а они отказались. И это самый оптимистичный ход.
Второе. Москва и впрямь решила "поделиться" с соседом. Ведь поделились же с Китаем, поделимся и с Японией – "широка страна моя родная", а инвестиции накануне проблемы-2008 дело более чем актуальное. К тому же Япония – старинный друг наших заокеанских "друзей". Этот вариант выглядит катастрофично: ответ на вопрос "кто есть мистер Путин", в случае его реализации становится слишком трагично-очевидным.
Третье. Поскольку заявление Лаврова прозвучало накануне визита Путина в Японию и прозвучало в России, то, возможно, было направлено именно на отечественную аудиторию. Отметим, что первым показал его не государственный российский канал, как полагается, по нынешней "вертикальной" логике, а НТВ. А потому, можно предположить, что негативнейшая реакция общества, последовавшая на предложение отдать русскую землю, и есть цель, которую преследовал глава МИДа.
Напомним, что президент на интервью Лаврова отреагировал на следующий же день: "Хочу Вас поблагодарить за развернутую картину наших внешнеполитических приоритетов. Хотел бы только заметить, что мы, разумеется, всегда выполняли и будем выполнять все взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы, но, разумеется, в таком объеме, в котором наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности. Пока, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы это видим и как мы это видели в 1956 году".
Исходя из слова главы государства, не исключено, что раздавание земли русской – под большим еще вопросом. Но поскольку главный внешнеполитический чиновник отечества без высочайшего соизволения вряд ли бы стал касаться "больной мозоли", то не скрывается ли за его интервью и реакцией на его интервью сверху и снизу – красивая PR-комбинация с банальным сюжетом: царь хороший, бояре – плохие, народ – патриот, а рейтинг растет?
P.S. По информации российских СМИ: На Курильских островах проживает порядка 14 тысяч российских граждан, оценочная стоимость полезных ископаемых всех островов - $45,8 млрд. В районе Курил возможен ежегодный вылов 800 тысяч тонн морепродуктов, что дало бы бюджету до $2 млрд доходов. На Шикотане расположена российская военная база.