06 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBw743
Услуги проверенных исполнителей: http://remont.youdo.com/repair/flat/redecorating/, гарантии.
По ссылке http://remont.youdo.com/repair/kitchen/khrushevka/, лучшие цены.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Праздник подкрался незаметно

Спросим сами себя – а что мы в предстоящую пятницу собираемся праздновать? Тем более, что приближающееся 4 ноября для многих россиян станет, если не полной неожиданностью ("что-то вроде когда-то слышали"), то уж точно во многом непонятным и вызывающим многочисленные вопросы вроде - Что? Зачем? Почему именно 4 ноября? Вопросов много, и возникли они отнюдь не сегодня, а еще почти год назад, когда этот законопроект разрабатывался, вносился и принимался Государственной Думой.

К сожалению, за все прошедшее время власть российская (если не считать "титанических" усилий последней недели на федеральных телеканалах) так и не удосужилась хотя бы тезисно, хотя бы в общих чертах дать на них сколько-нибудь вразумительные ответы. Что само по себе не может не вызвать недоумения. Ведь, если рассуждать логически, то, по идее, все оставшееся время с момента назначения и до первого празднования "Дня народного единства" власть и все, установлению красной даты календаря 4 ноября сочувствовавшие, должны были бы терпеливо разъяснять своему народу - за какое, собственно, событие ему в этот день поднимать рюмки (или стаканы, или фужеры). Равно как и пояснять – зачем, почему и для чего это надо? Между тем, вопросы остаются. Никаких серьезных телодвижений по историко-праздничному ликбезу не проявилось, а потому попробуем разобраться с некоторыми из них самостоятельно.

История вопроса

Итак, что же произошло 4 ноября n-ого года в российской истории?  

Вот как трактует святость новорожденного госпраздника православная церковь. А надо сказать, что именно отцы-иерархи РПЦ в серьезной степени повлияли на перемещение красного цвета с азбучного 7 ноября на новообретенное 4. "22 октября (4 ноября) Православная Церковь совершает празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот праздник установлен в память избавления нашей Родины в начале XVII века от врагов и иноземцев, которым удалось захватить нашу столицу Москву. Русские люди встали на защиту отечества, но, не надеясь на себя, обратились за помощью и заступлению к Царице Небесной. К Москве была привезена с берегов Волги вместе с ратниками ополчения чудотворная Казанская икона Богоматери. Все – от мала до велика – наложили на себя трёхдневный пост и объединились в одной молитве перед чудотворным образом. И молитва была услышана. В это время в кремлёвском Чудовом монастыре томился в плену архиепископ Арсений. Он также, как и все, возносил молитву к Божией Матери. И вот среди ночной тишины место его заточения озарилось небесным светом, и пред ним предстал преподобный Сергий Радонежский – молитвенник за землю русскую. "Арсений, – сказал ему Преподобный, – ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий преложен на милость. Завтра Москва будет в руках осаждающих". Весть об этом видении быстро достигла войска, воины ободрились. На утро 22 октября 1613 года по старому стилю, а по новому – 4 ноября, русские взяли Кремль. Враги были изгнаны, Москва освобождена, Россия спасена. Благодарные наши предки и установили ежегодно праздновать этот день заступничества Божией Матери".

Есть, конечно, в этой трактовке заведомо упрощенное и несколько мистическое изложение. Упрощенное в той же степени, как если бы десятиклассник на 4 страницах написал изложение по "Войне и миру". Но в принципе именно освобождение части Кремля от польских захватчиков и стало поводом для празднования 4 ноября. Кстати, освобождение всего Крмеля случилось по одним данным 25 октября (7 ноября), по другим - 26 октября, то есть 8 ноября по новому стилю.

Откуда взялись поляки? Вопрос для большинства россиян вполне закономерный, ибо историю собственную, далее все того же 1917 года изучали мы исключительно по Пушкину: "Мы все учились по-немногу, чему-нибудь и как-нибудь..."

Ежели чуть подробней, то дело было примерно так. Иван Грозный - царь земли Русской, прозванный так именно в силу грозной своей натуры, имел трех сыновей. Старшего он убил сам, в гневном припадке не рассчитав силу удара палицей. Средний Феодор, будучи слаб и умом, и здоровьем, взошел на престол по смерти родителя, но находился там всего ничего. Младший Димитрий погиб во младенчестве. Версий его гибели так и останется в нашей истории две. По версии прогодуновской - отрок играл с ножиком и нечаянно себя заколол, то есть трагическая случайность. Версия вторая (пушкинская в том числе) - царевича закололи приближенные бояре, дабы он никогда не смог претендовать на престол. Одним словом, умышленное убийство организованной преступной группировкой. Заказчики для правосудия так и остались не доступны, но наши предки однозначно определили - это Годунов.

По смерти Феодора Борис Годунов - родной брат Ирины - жены Феодора занял царское место. Всех, кого может заинтересовать, чем было отмечено царствование царя Бориса (Кстати, именно с тех времен имя Борис настораживало народное чувство, мол, ничего хорошего не жди. Оказалось правда.), отнесем к творению Пушкина. Так вот великая смута, когда города и веси России перестали считать Москву и ее правителя, коим временно оказался боярин Шуйский, центром власти, отсчитывается историками после царствования Годунова. Появление Лжедмитрия, объявившего себя чудесно спасенным царевичем, лишь усилило полное брожение российского общества. Страна даже не то, чтобы раскололась, она была растянута на части, кто-то все еще признавал власть Шуйского, кто-то принял Лжедмитрия, кто-то под общую сурдинку вообще никого не признавал и разбойничал потихоньку. 

Не воспользоваться такой "замечательной" ситуацией ближайшим "друзьям"-соседям было бы грешно. Речь Посполита поддержала Лжедмитрия, одарив его даже женой - Мариной Мнишек, и в результате поляки оказались в Кремле. Откуда были игзнаны в 1612 году. Изгнаны поднявшимся на защиту государственности, как говорят сейчас, и на защиту земли своей, как по бо льшей части говорили тогда, народом. В принципе движение по освобождению от поляков, пришедших на Русь, размахивая, как флагом, Лжедмитрием, было гораздо более продолжительным. Имело нескольких героев (наиболее известными из которых стали купец Минин и князь Пожарский, коим стоит памятник в столице) и множество безвестных апологетов. Было насыщено силой православной церкви, противостоявшей католицизму, многими дипломатическими миссиями (от города к городу, от села к селу) и другими примечательными событиями. А апофеозом этого освободительного, действительно народного движения и стало освобождение Кремля от польских захватчиков. В итоге Земский собор избрал новым царем Михаила Романова только в конце февраля 1613 года.

На сем позвольте и так затянувшийся экскурс в историю закончить и перейти к более злободневным вопросам. Хоть коротко и неполно, но мы изложили суть событий, коим суждено было стать в 2004-2005 годах поводом для нового государственного праздника в России.

Почему и зачем 4 ноября именно сейчас?

Глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев при принятии закона об отмене 7 ноября и введении 4 ноября заявил, что именно эта дата  является действительно значимым днем для россиян. "Этот праздник "не такой спорный", как отмечаемый 7 ноября "День согласия и примирения", - отметил Исаев.

То, что он "не такой спорный", подмечено верно. О чем спорить? Разве что с поляками (особенно после выборов их нового президента) о трактовке тех событий. Потому как спорить с современнным большинством россиян действительно не о чем. Они просто ничего толком не знают о 4 ноября.

Зато большинство из них упорно помнят 7 ноября. Плохой ли памятью или хорошей, но помнят. Потому как это история, увы, так и не покрытая пока пылью веков.

7 ноября (25 октября по старому стилю) стало днем примирения и согласия уже в новое время. Но его, естественно, помнят как дату, связанную преже всего с Октябрьской революцией. То, что помнят, подтверждают и соцопросы. По данным РОМИР, в 2004 году 67% россиян выступали против переноса праздника, за — всего 21%. По данным Левада-центра 57% против 30% положительно оценивают значение Октябрьской Революции (в 2003 году соотношение было 51% против 33%). Заметим, что, случись революция сегодня, треть опрошенных поддержали бы большевиков, а против боролись бы только 8%. Таким образом, наша Госдума, переносом красного дня календаря занялась вообще-то, исходя из мнения меньшинства.

И что касается - знают ли россияне, что будем праздновать 4 ноября. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел 14 - 17 октября 2005 г. репрезентативный опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. На вопрос "Одобряете ли вы решение упразднить праздник 7 ноября?" утвердительно ответили 27% респондентов, отрицательно - 63%. Правильно указать название праздника 4 ноября - "День народного единства" - сумел примерно каждый двенадцатый россиянин. Треть опрошенных собираются в этот день по-прежнему отмечать "День согласия и примирения", который до этого года праздновался 7 ноября.

Одним словом, социология показывает - большинство сограждан никак не могут понять и принять перестановку праздничных дат. Нам долго твердили, что большинство далеко не всегда право. Отлично. Но как тогда быть с собственно названием? Насколько следует из названия праздника - "День народного единства", власть хотела бы превращения 4 ноября в нечто празднично-объединительное для нации. Но почему же тогда почти за год она - власть для этого абсолютно ничего не сделала? Ведь на самом-то деле суть все-таки не в перетаскивании красных листочков календарей, а в смысле, заложенном в дате. И смысл весьма акуален для нас сегодня, надо признать.

В момент блуждающих вокруг нас всяческих "оранжевых" веяний, в ситуации, когда нам то и дело с разных сторон предрекают или просто пугают предстоящим развалом страны, когда речь ведется о необходимости воплощения в жизнь национальных проектов (национальных, значит общенародных, между прочим), когда мы так и не смогли сформулировать национальную идею (а глупости на счет того, что современный россиянин крайне прагматичен и в единительных идеологиях не нуждается, можно уже просто отбросить как величину крайне несущественную), когда власть и общество по-прежнему никак не могут выйти на прямой диалог; в это "смутное" время для нас крайне важно иметь нечто объединительное, общее, напоминающее всем нам о былых подвигах предков во имя Отечества и побуждающее новые поколения жить и трудиться не только собственного брюха ради, а пользы своей земли для.   

И в этом смысле 4 ноября вполне могло бы претендовать на один из символов новой эпохи. Но люди о смысле этого праздника хотя бы должны знать! Ждать, пока нарастут новые поколения россиян, что уже будут проходить в школе историю рождения 4 ноября и, значит, хотя бы почтительно относиться к этой дате, совершенно не разумно. И именно это нежелание просвещать население, сто, тысячу раз объяснять - как, что и почему, в том числе и средствами массового агитпропа (федеральные  телеканалы) не может не удивлять.

Что еще примечательно и важно. Те, кто жил еще в СССР (а таких и до сих пор очень много), прекрасно помнят, что 7 ноября для народа и правда было почти все послевоенное время праздником. Праздником общенародным, к которому привыкли и, несмотря даже на то, что, порой, не очень-то и вдавались в его смысл, праздновали. В городах и селах люди от предприятий (нарядные, улыбающиеся) собирались в колонны, тут же сообща выпивали и сообща проходили по главным площадям больших и малых городов. С детьми, с гармонями и баянами. С песнями. К чему это ныне вспоминать? Да хотя бы к тому, что, если мы хотим наполнить смыслом 4 ноября, то придется искать и новые формы собственно празднования! 

С новыми праздниками у новой демократической России как-то сразу не заладилось. Попытались было праздновать день победы над "путчем" – не прижилось. Тем более, что чем дальше он уходит в историю, тем менее однозначно к нему становится у россиян отношение. И, что примечательно, число тех, кто сегодня бы поддержал "путчистов" с каждым годом растет, а число тех (под впечатлением от результатов деятельности всех этих гайдаров, немцовых, березовских, чубайсов и грефов),кто поддержал бы "демократов" – неуклонно снижается. День независимости, он же – день России, народ дружно отмечает массовым выездом на природу и на шашлыки. Лето же. То есть – разъединяясь на мелкие компании. А вот такого дня, который действительно мог бы взять на себя объединительную для всего народа (и, что важно – объединяющую его с новой властью российской) функцию, как не было так и нет. Есть 9 мая – святой для каждого русского день, но пришел он из Советского Союза (который победил в той страшной Войне).

Зададимся еще одним вопросом напоследок. А нужен ли вообще такой общероссийский, действительно объединяющий все слои разнородного российского общества, праздник? По моему глубокому убеждению – нужен. И не просто нужен – он жизненно необходим. При этом не столь важно, что именно будет играть роль объединяющего начала – в разных странах с этим обстоит по-разному. И не редкость ситуация, когда реальные события зачастую вовсе не соответствуют историческому духу самого праздника – как день взятия Бастилии во Франции, например. Главное - в государствах, позиционирующих себя как единая нация, такой "объединительный" день есть. В США есть День независимости. В Германии – день разрушения берлинской стены. В Японии – Праздник цветения сакуры, который ожидаем и радостен для любого японца – хоть премьер-министра, хоть обычного гражданина. Список можете продолжить сами.

Исходя из этого, в принципе попытка власти создать такой День – шаг положительный, заслуживающий понимания и одобрения. Другой вопрос - насколько успешной окажется эта попытка. Пока получается, что сам выбор этого дня, как и подготовка мнения народного к его празднованию, оставляет, мягко говоря, желать лучшего. И потому пока миллионы россиян просто не будут знать- за что же все-таки произнести тост 4 ноября?...

PS.Что касается исторических аспектов этой даты, то их достаточно подробно разобрал Владислав Назаров в журнале "Отечественные записки".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС