Представитель Президента не может не быть полномочным
"Вертикаль власти" и "властная вертикаль". Вроде одно и то же. А вы вслушайтесь. Тем и отличается наш "великий и могучий..." от многих-многих наречий, на коих говорят в мире, что в нем и запятая порой царица, и интонация смыслу может быть голова.
На наш не научный, но любопытный взгляд, все-таки не одно и то же. В начале правления Путина была задача построить вертикаль власти. А спустя четыре года налицо именно "властная вертикаль". Когда и вертикаль есть, и властная воля имеется. Хорошо ли это? Для управления таким государством как Россия не просто хорошо, а удобно и единственно, наверное, возможно. При этом, правда, как был, так и остается открытым вопрос - на благо кого она отстроена, для кого будет в первую очередь работать и кому принесет сладкие, а кому горьковатые плоды.
Рассмотрим лишь одну частность в построении этой вертикали, которую накануне президент, структурно доперестроил, и, кажется, окончательно. Издав Указ о структуре собственной администрации. Частность региональную. А именно составляющую президентской длани, которой все четыре года "доставалось" на орехи больше многих других "вертикальных" частей: и не конституционная она, и толку от нее нету, и полномочиями она обделена, и вмешивается, куда не следует, и т.д. и т.п.
Речь о президентских полпредах. Справедливости исторической ради вспомним, что у Ельцина тоже были полпреды. Сидели они в каждом субъекте Федерации и занимались невесть чем. По крайней мере, на фоне тогдашней бурной политической жизни они являли собой столь мелкую составляющую, что о них не говорили и не спорили вовсе. А, если и поминали всуе, то уж по очень значимым поводам. Как то: замешанность в "трудовой" деятельности каких-либо криминальных структур, желание перепрыгнуть в губернаторское кресло, снятие с должности или нечто подобное.
Любому видно, что сейчас совсем не то. Полпреды стали реально действующей в регионах силой. О них сплетничают местные СМИ, с ними согласовывают свои действия представители бизнес-элит, координируют свои намерения губернаторы, правоохранительные структуры. Их личности охотно используют в опросах социологи, их действия и высказывания тиражируют и едко комментируют политологи. Короче говоря, незаметными президентских полпредов назвать нельзя. Даже, если кому-то очень хочется.
Не намерена петь осанну семерым "окам государевым". Задача иная. Понять, что ныне представляет собой полпредский пул, выполнил ли он то, ради чего и был рожден почти четыре года назад и что ему предстоит свершить в следующие четыре.
Задача номер раз - обрезать своеволие региональных законодательств в пику федеральному исполнена в полном объеме. Несоответствия регионального закона федеральным сегодня диковинка. В этом смысле, если говорить о задачах на будущее, то вполне реально сокращение этой составляющей в аппаратах полпредов. Ибо принципиально вопрос снят, остается лишь блюсти текущую региональную законодательную деятельность, а для этого уже не потребуется много сотрудников и их статус не должен уже быть столь высок, как ранее.
Все силовые структуры государства с реальной, постоянной помощью тех же полпредов буквально-таки "вытащены" из ласково-корыстных объятий губернаторов и ориентированы теперь только на непосредственное начальство. Достаточно вспомнить, как еще три года назад любой начальник какого-нибудь милицейского областного главка "ходил на поклон" к региональному /конечно, избранному народом/ барону, чтобы хоть что-то получить для закрывания финансовых дыр в своем хозяйстве, чтобы понять - и этот вопрос снят. В первую очередь, конечно, за счет стабильного финансирования из центра. Но правоохранительная составляющая в спектре полпредских забот вряд ли будет ослаблена. Скорее, усилена /об этом, кстати, говорил и президент/, что вполне объяснимо. Терроризм - хоть международный, хоть какой другой свои угрозы с повестки дня не снимал, чрезвычайщины в жизни страны, увы, не убавится, а борьба с преступностью вещь вообще постоянная. Потому полпреды, их аппарат будут и впредь серьезнейшим образом контролировать и координировать силовую составляющую государства на местах. В этом смысле уральскому полпреду Петру Латышеву удалось уже и за предыдущие четыре года сделать немало, что вызвано и знанием предмета, и удачной кадровой политикой, и массой инициатив /те же идеи возрождения института участковых, к примеру/ в этом плане уральского происхождения, перешедших в общероссийский масштаб.
Что касается экономики и многострадальной социалки, то здесь успехи и несупехи округов настолько переплетены с общероссийской картиной, что выделить в отдельный кошелек плюсы и минусы именно полпредской деятельности весьма затруднительно. И все же. Если лишь бегло посмотреть на Уральский округ с этой точки зрения, то можно с ходу обозначить несколько весьма значимых достижений - рост инвестиций в промышленность округа, частично как следствие организованных и проведенных уральским полпредством за рубежом презентаций, в коих участвовали и региональные власти, и бизнесмены первой величины. Частично этот рост обусловлен и общероссийскими тенденциями, частично тем, что уже не в столице только, а на региональном уровне появился субъект /полпреды/, который был и остается своеобразным гарантом стабильности их бизнеса для бывших еще три года назад весьма пугливыми иностранцев. Конкретно в Уральском округе в разряд серьезных достижений можно записать единую связь /создание "Уралсвязьинформа"/, возобновление спустя годы бездействия и хорошие темпы строительства железных дорог на севере Ямала, которых удалось добиться только после совместных усилий бывшего МПС и уральского полпреда, и позитивные сдвиги в экономике Зауралья.
Но в экономике как в жизни - нет предела совершенству, а потому экономическая составляющая в деятельности полпредов, хоть и подвергнется, скорей всего, некоторому сокращению /не зря ведь Владимир Путин хвалит уже первые шаги нового правительства и удаляет из своей администрации экономическое управление, теперь дубляж не нужен, все под контролем/, но останется и на ближайшую перспективу одной из серьезных задач президентских полпредов.
Что касается труда в социальной сфере, то тут излишних усилий быть в принципе не может. А потому поля приложения усилий хватит и федеральным министерствам, и федеральным агентствам, и аппаратам полпредов, и региональным властям, конечно.
И, наконец, самая во все российские века интересная и важная сфера - политическая, общественная составляющая. Здесь полпредам, как, впрочем, и всей президентской администрации дел останется много-много. Единое информационное пространство в этом смысле лишь одна из составляющих. Реализована она в разных округах по-разному, в меру сил, как говорится. В Уральском округе несомненным достижением стало создание ТК "Ермак", которой, безусловно, уготована сложная судьба. В конце концов создавать телепродукт, который был бы успешен сразу в нескольких регионах страны и в то же время не заменял, а дополнял собой федеральные телеканалы - дело новое и абсолютно не опробованное. То, что сие получилось именно в УрФО, в принципе объяснимо.Такой насыщенности СМИ, как в этом округе,в любом другом встретить трудно, а потому и инструмент понадобился мощный, значит, дорогостоящий. В принципе так или иначе всем полпредам удалось информационно сблизить свои регионы и друг с другом, и с общероссийским информполем. Случилось это опять же по нескольким причинам. Федеральные информагентства, газеты, некоторые журналы в свое время, уловив тенденции, пошли по пути организации окружных проектов и не прогадали. Аппараты полпредов стали реальными помощниками и инициаторами на местах. Успешность же каждого из проектов оценивается в первую очередь состоятельностью творцов, которые реализуют их. Посему они разные, но формат задан, а уничтожать уже созданное не только не разумно, но и не рачительно. Поэтому, осмелимся предположить, что резкого увеличения информпроектов окружных форматов ожидать не стоит, а уже созданные должны будут бороться за жизнь прежде всего состоятельностью своего творческого, коммерческого потенциала. Однако, процветавшую некогда а-ля московскую провинциальность /мол, кому нужны окружные новости, человек хочет знать только то, что происходит в стране, и на его улице/ минувшие четыре года однозначно опровергли, не без помощи полпредов президента и их работы прежде всего.
Политические задачи в России никогда не утрачивают актуальности. Выборный процесс в регионах идет почти перманентно, федеральные партии вовсе не закончили партстроительство, которое, кстати, и в партии власти "Единой России" идет более, чем трудно. Ибо количество никак не перерастет в качество, отсюда и массовые чистки, и смены лидеров региональных отделений, и часто встречающаяся маловесность отделений в местной политической жизни, всегда быстро и эффективно используемая губернаторами. Но так или иначе и здесь коренной поворот налицо. Политическую повестку в регионах ныне определяют не губернаторы, мэры и подконтрольные им общественные структуры, а федеральные партии и их отделения. Другое дело, что губернаторская фронда хоть и клянется в верности почти ежечасно ныне действующему президенту, но, оставаясь выборными единицами, всегда имеет /и при малейшем ослаблении центра не преминет воспользоваться/ возможность сплотиться в отстаивании своих подрезанных вертикалью власти позиций. Дабы оного не случилось, полпредское око на местах должно быть действенным и весомым.
Наконец, для многих округов /для Уральского в частности/ становится как-то очень актуальной проблема укрупнения регионов, которую, как показал тюменский опыт, провести силами одного из региональных лидеров /даже, если он главный среди равных в силу финансов ли, московских связей ли, опыта или личных качеств/ не представляется возможным. Опять же востребованность полпредов будет более чем актуальной.
И напоследок о еще одной совсем не главной, но весьма показательной детали, касающейся полпредской составляющей властной вертикали. Смешно, но значимость статуса полпреда показательно доказывает то количество слухов, которое породил факт переизбрания президента. Юридически полпреды должны были оставить свои посты вслед за завершением выборной кампании. В принципе все солидные политики понимали, что президент начал кадровую чистку раньше своего избрания. И начал с правительства. Понимали и что продолжение будет следовать. Последовало - президентская администрация претерпела некоторые изменения, сделавшие ее, как пишут аналитики, более подходящей для совместной работы с новым кабмином.
Накануне президентского указа, который все расставил по полочкам, более всего слухов крутилось как раз не вокруг того, какова будет структура, а вокруг того, кто из персоналий уйдет, а кто придет. Владимир Путин, как обычно, оказался не предсказуем ни для продвинутых СМИ, ни для политиков, ни для политологов. Сурков стал замом, Сечин тоже. Все полпреды остались на местах, а предсказателям пришлось на время прикусить языки или срочно комментировать решения первого лица в том духе, что они, как всегда, именно так и думали, как президент решил.
Любопытно, что самыми эффективными слухкриэйторами стали два полпреда. Петр Латышев и Сергей Кириенко. Именно их местные СМИ упорно меняли местами, отправляли в отставку. Одним словом, именно они очень волновали и , видимо, будут волновать стоящую за своими нформрупорами местную власть. Что, кстати, вполне объяснимо. Север-Западный округ лишь недавно получил полпреда, еще позже Южный. Здесь сплетничать на полпредскую тему было бы нелогично. Центральный округ насыщен прежде всего центральными СМИ, которые давно себе не позволяют всяких фривольностей относительно людей государевых. Сибирский и Дальневосточный абсолютно не сравнимы с Уральским и Приволжским в смысле "продвинутости" местных СМИ. А вот Уральский и Приволжский и экономически весьма состоятельны, и политически гораздо более развиты, насыщены они и губернаторами "ельцинского призыва". Потому абсолютно логично, что здесь полпреды под недружественным прицелом местных газет, агентств и прочей СМИ-общестенности, активно исполняющей экономически выгодный заказ региональных баронов. Но, как ни парадоксально, это же и доказательство того, что они эффективны, ибо иначе зачем так пристально следить за телодвижениями президентских наместников.
Завершая кратикий экскурс в прошлое и будущее полпредского института как такового, хотелось бы отметить два момента. Насколько первые четыре года полпреды были обязаны доказать свою состоятельность и реальную полезность, настолько в ближайшие четыре им придется стать опорой президентской власти прежде всего. А задача потребует более эффективных, где-то более жестких подходов. Если в первые годы становления зачастую им приходилось в большей степени учитывать местные политико-экономические расклады, то теперь им предстоит стать не только и не столько "оком государевым", сколько, если пользоваться аналогичной терминологией, "дланью" верховной власти на местах.