24 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Пусть меня научат...

Вопрос о том - платить или не платить за образование в моей жизни никогда не всплывал. Учиться в школе я начинала, когда все, в том числе и образование, было для всех халявным – бесплатные учебники, литература для факультативов и даже после уроков учителя совершенно бесплатно /!!!/ оставляли двоечников, чтобы поднатаскивать их по тем или иным предметам. Ну, то есть, все было абсолютно так, как позже, в 1993 году, напишут в новой Конституции нашей страны.

Статья 43 – «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Написать – то написали, но как раз в это время, в начале 90 – х, и грянула в стране всеобщая коммерциализация. Лозунг - «За все надо платить, а бесплатным бывает только сыр в мышеловке!» стремительно ворвался и в сферу образования.

Мои школьные наставники почему – то обозначили это веяние времени так: «Прощай, школа – здравствуй, жизнь!». Именно такую фразу написали на огромном плакате над дверью в школе, из которой мы выходили под звуки последнего звонка. И с этой самой жизнью, вернее, с ее несправедливостью, многие мои одноклассники столкнулись лоб в лоб сразу же на вступительных экзаменах. Одни, и это были, как правило, хорошисты и отличники бились при поступлении в институты до последнего, и почему – то на них как раз и заканчивалось ограниченное число бюджетных мест на факультете, другие же, чью безграмотность и глупость родители компенсировали толстым кошельком, преспокойно становились студентами.

И с одной стороны, вроде бы университет понять можно – без студентов – платников нынче туго – новый линолеум не постелешь, стены не покрасишь, той же методической литературы не купишь. Но с другой стороны, ведь и стране лет эдак через 5 – 10, когда возникнет кадровый голод во многих отраслях экономики и производства, с такими молодыми специалистами, проучившимися все пять лет за деньги, тоже будет несладко. И что тогда толку, что в Конституции черным по белому написано про общедоступность и бесплатность образования?..

Надо сказать, что из всех пунктов статьи в Конституции, которая касается образования, больше всего применяется сегодня в жизни последний – он разрешает поддерживать в нашей стране различные формы образования. То есть, по сути эта сфера сегодня стала благодатным полем для различных экспериментов, что тоже однозначно оценить трудно. Большая часть этих проектов родилась в недрах Минэкономики под чутким руководством Германа Грефа и в Министерстве образования - сегодня вотчине Владимира Филиппова.

Взять к примеру, введенный недавно единый государственный экзамен, который, кстати, в этом году, опробовали аж в 47 регионах. Многие учителя и школьники, а особенно родители, отнеслись к ЕГЭ, мягко говоря, прохладно. Учителя – потому, что дети, как они говорят, во время одинаковой для всех формы тестирования не могут продемонстрировать свои таланты. Экзамен, по их словам, не учитывает специфику подготовки учеников, наличие разных программ в школах, разный уровень учителей и, соответственно, подготовки школьников в сельских и городских учебных заведениях. Будущие абитуриенты потому, что лазеек для списывания или ловкого ухода от вопроса экзаменатора практически не осталось. А родители, в свою очередь, сетуют на то, что введение новой системы поступления увеличит и без того процветающее в образовании взяточничество и коррупцию.

Как только ЕГЭ запустят во всех регионах, предполагается, что поступающие в вузы будут проходить тесты трех уровней сложности. Этакий американизированный вариант обучения на русский лад: первый уровень - для тех, кто хочет идти в ПТУ. Второй - для тех, кто собирается поступать в ВУЗы. И третий уровень сложности - это тесты, для желающих попасть в главные ВУЗы страны, имеющие повышенные требования.

Грандиозные перемены, судя по обещаниям министра образования России Владимира Филиппова, ждут и школьников. Так, в следующем году вгрызаться в гранит науки детям предлагают не с семи лет, как это было раньше, а с шести, в крайнем случае – с шести с половиной. Опять с шести, охают родители. Чиновники же вновь посчитали, что уже в 7- 8 лет, то есть будучи во втором классе, школьники просто обязаны взяться за штудирование иностранного языка.

Сейчас, как известно, традиционно иностранный язык в большинстве школ преподают с пятого класса. В довесок к иностранному младшеклашкам добавят еще и информатику. Считается, что современные дети уже с детского сада с компьютером на “ты”. Появится еще один новый предмет - основы экономики, права и граждановедения.

Для старших классов – наоборот послабление. Как язвительно замечают некоторые педагоги, интеллектуальное. Например, сокращены уроки русского языка и литературы, из курса которой вовсе упразднен Шолохов и значительно сокращено число часов на изучение русской классики - Маяковского и Горького. Например, на “Тихий Дон” отводится 3 часа, а на “Войну и мир” - 5. Зато, добавлена пара часов на Солженицына, но еще окончательно не решено, возможно ли за такой отрывок времени прочесть "В круге первом". Кроме того, чиновники предлагают исключить из списка обязательных таких авторов как А. Ахматова, М. Цветаева. А. Платонов,Б. Пастернак и О. Мандельшатам.

А, если вспомнить, что в кабинетах минобра вот уже несколько лет зреет еще одна реформа – русского языка, согласно которой из великого и могучего, к примеру, исключат такие правила как “ жи – ши пиши с буквой “и”, а слова “парашют” и “жюри” разрешат писать так, как слышится, можно предположить, какие гуманитарии будут выходить из школ. И заодно горько посожалеть о другом конституционном праве - на родной язык. Кто его теперь знает, какой он будет?

По словам министра Филиппова, бедным школьникам сегодня необходима “разгрузка содержания и обязательного фактографического объема, которые переводятся в старшую школу”. В поддержку этого тезиса министр привел интересный аргумент - “чтобы они не возненавидели русскую литературу” и, видимо, все обучение в целом.

О проектах, которые сегодня вынашивает министерство образования, можно говорить много и долго, все их и не перечислишь. И это, наверное, неплохо, что чиновники ищут какие – то новые пути развития этой сферы. Вот только очень уж заносит прожектеров в сторону запада - в сторону всеобщего упрощения, когда знания – это как жвачка, пожевал немного и выплюнул, а все эти извечные русские размышлизмы по поводу того, кто виноват и что делать, которыми когда – то пичкали подрастающее поколение – в прошлом.

Единственное, что мы, действительно, должны перенять у иностранцев в сфере образования, как мне кажется, - это изучение собственных прав и обязанностей, то есть Конституции. И такой предмет у нас в следующем году собираются ввести в школах. На уроках по этому предмету подростки смогут ознакомиться с основами уголовного, трудового, административного права, устройством судебной системы. По словам экс-заместителя председателя Конституционного суда России Тамары Морщаковой, дети должны понять, что государство существует для того, чтобы обеспечивать, охранять их интересы, их свободу… Интересно, будут ли на таких уроках делать отступления и рассказывать о том, как на реально обстоят дела в судебной системе, в избирательном законодательстве или административном праве? А, впрочем, подрастающие россияне не настолько глупы и оторваны от жизни, чтобы не понимать, что наша Конституция – это пока лишь декларация. По крайней мере, о том как на самом деле работает одна из самых важных статей – об образовании, рассказывать сегодня никому из современных школьников не нужно. Сами знают.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС