Работа российского учителя: призвание, "диагноз" или борьба за существование?!
"Подскажите, пожалуйста, нам какого-нибудь хорошего, интересного, необычного педагога!", - попросили мы в Управлении образования Екатеринбурга. В субботу – День учителя, и нужно было срочно найти героя для статьи. Как выяснилось, преподавателей, хоть отбавляй - не в плане учебного процесса, конечно (только в школах УрФО на начало сентября было "незакрыто" около 1000 вакансий), а в смысле "самого лучшего". "Татьяна Геннадьевна – биолог, в городском конкурсе участвовала, играет на гитаре, экспериментатор. Светлана Николаевна - интересный человек, проводит различные фестивали, возглавляет Ассоциацию учителей немецкого языка - перечисляли Накануне.RU в городском Управлении образования, - Светлана Владимировна – уникальный человек, эколог, постоянно ходит в экспедиции со своими ребятами. Алексей Валентинович…"
Решили остановиться на "уникальном человеке" Светлане Долгоруковой. Хотя, честно говоря, уже, когда шла на интервью, некстати вспомнила своего учителя экологии, его унылые и нудные занятия, с которых сбегали даже отличники, - и образ десятилетней давности навеял такую тоску, что я пожалела об этом решении. Правда, пожалела ненадолго.
"Фу, когда вы мне позвонили, я чуть не умерла со страху, - такими словами меня встретил "уникальный человек", – Завуч сказала: Светлана Владимировна, срочно к телефону! Вот я и подумала, что что-то случилось!" К этой экстравагантной встрече добавилась орава пацанов, которые дёргали учителя за руку, спрашивая, когда их выступление. (Мы встретились на городском конкурсе экологических проектов "Екатеринбург – город будущего").
"На конкурс мы подготовили два проекта. Первый – сохранение родника в Калининском лесопарке, второй – постройка детской площадки. Мы с моими ребятами занимаемся три раза в неделю – узнаём историю объекта, знакомимся с архивами, обустраиваем парк, очищаем его, изучаем состав почвы, составляем карты, - объяснила Светлана Долгорукова, показывая сам проект, который, кстати, оформили её ученики самостоятельно. - Мне было приятно, когда на защите проекта им задавали вопросы, которые я просто упустила, а они отвечали правильно. Значит, я их чему-то всё равно научила. И ещё, благодаря тому, что мы ходим на родники, мои дети знают, что такое плохая вода, знают, что большинство болезней начинается из-за экологии. И если они придут туда с газировкой, то допьют её или выльют, но обязательно наберут для себя родниковой воды".
Глядя на этих ребят (у одного мальчика золотая серьга в ухе, у другого - реперский диск с группой "Ю.Г.", все остальные также мало напоминают классических "ботаников"), трудно представить их, бегающих по парку, собирающих семена, задумывающихся о глобальном: о жизни, о природе, об экологической катастрофе. Интересно, везде только и твердят: "новое поколение, новое поколение, одних от компьютеров не оторвёшь, других – от сигарет". А тут - вот это самое "новое поколение", - ребята, которых, думаю, никто из-под палки в лес не загонял и, тыкая школьной указкой, не заставлял очищать парк и родники (которые загадили, кстати, не новые, а старые поколения!). Ради отметки? Но, Министерство образования решило, что экология – это не обязательный предмет, поэтому в школьную программу вводится только по инициативе местной администрации, а где такой инициативы нет (получается, что в большинстве школ), экология ведётся только факультативно, а бывает, что и вообще никак не ведётся.
"Экология в школе - это хорошая вещь. Этот предмет обязательно должен вестись: мы видим, что глобальные проблемы не случайны. Значит, надо учить экологию – и теорию, и практику, чтобы ничего не упустить. Мы уже и так много упустили. Подбирая программу для 10 класса, я ушла от проблем глобальной экологии, потому что если не научимся на локальном уровне решать эти вопросы, то они и на более объёмном уровне не решатся. Избавиться от проблемы, которая стала всеобщей, можно тогда, когда каждый будет решать её на своём уровне. И я просто уверена, что воспитание экологически грамотного подрастающего поколения – это очень важно.
Ну, а то, что сейчас убрали многие важные вещи из образовательного процесса, - продолжает практикующий педагог, - я отношусь к этому очень плохо. Как отрицательно я отношусь вообще к образовательной реформе. У меня такое ощущение, что они, реформаторы, просто о детях не думают. Может, некоторые изменения в связи с тем, что не хватает учителей, и нужны, но сокращать количество часов – это не выход. И то, что раньше давали за 2-3 урока в неделю, сейчас должны объяснить за урок - галопом по Европам. Попробуйте дать биологию в старших классах за один час! Если, например, в гимназии, дети подготовлены, частично переходят на самообразование, то другие, в обычных школах, - просто недополучают необходимые знания. Это с одной стороны. С другой - нагрузка на детей огромная: ребёнок занимается по 6-7 уроков в день, плюс различные кружки - они очень устают".
Ученики Светланы Владимировны, несмотря на то, что тоже очень устают, очищают парки и родники не на уроках по экологии, а после уроков, записавшись в эколого-биологический кружок ("Экор"). Преподаватель говорит, что делают это они с большим желанием. Ну, на самом деле, не покидает вопрос: а зачем детям-то это всё нужно? Ведь сейчас столько соблазнов – и улица, и кино, и виртуальное киберпространство...
"В лес я хожу каждый день. Я забочусь о природе, мне это нужно самому, - авторитетно заявил 12-летний Дима Михаленко. - Мы уже второй год очищаем парки - для себя, для всех. А поиграть и почитать – это успеется. Я забочусь о природе: я хочу это делать, и я это делаю!"
"Мы же всё это делаем для сохранения живой природы, - поддержал своего товарища 11-летний юннат Гриша Бурбан. - Мне нравится смотреть на птиц, а не на шумящие машины, когда выхлопные газы в разные стороны разлетаются. Голоса птиц лучше, звуки природы красивее городских пиликаний и гудений. Природа и машины – не совсем совместимы. Природа она сохраняет свою красоту, а машины, наоборот её портят.
Книжку всегда могу прочитать, хоть днём, хоть ночью. А экологические проекты – только вместе с ребятами, с учителями. Наша Светлана Владимировна специально делает, чтобы дети больше знали природу своего города, знали, как получается чистый воздух, как растут деревья в лесопарках, парках.. да и лесах. Конечно, грязи-то кругом много, с ней трудно справиться. Но я хотя бы могу посадить дерево. Хоть одно дерево, но оно выделяет кислород для человека".
Моё сомнение - "Неужели дети так искренне считают?" - учитель отвергла, сказав, что эти "глубокомысленные фразы" с ними не заучивала. Главное, признаётся, надо с детства ребят учить любить природу, потом, взрослыми, они не будут бездумно губить всё живое. Ну, а такие предметы, как экология, просто невозможно вести только теоретически – пустая трата времени. И для того, чтобы рассуждения на тему: "берегите, дети, природу, мать вашу" не превратились в пустые разговоры, надо самому педагогу любить и природу, и детей, и жертвовать личным временем. Я всегда была уверена, что настоящий учитель – он ещё и альтруист (при любой зарплате), и самый верный способ приобщить учеников к своему предмету – это через уважение и интерес к самому педагогу. Мою мысль подтвердили и юные натуралисты, и сам преподаватель.
"Светлана Владимировна все рассказывает так интересно, так занятно. Да и сама она мне очень нравится - мы с ней дружим. Она нам помогает, всё что угодно можно спросить, и она, ведь, отвечает. Она весёлая, добрая, отзывчивая, и даже не ругается. А хотя, может, и ругается, но мы не разу не слышали, - поделился с Накануне.RU восьмиклассник Алексей Токарев.
"Конечно, без этих походов, без дружеского общения никак не обойтись, потому что мой предмет ближе к природе. К тому же я, по своей натуре и увлечённости, ещё и круглогодично с ними работаю. То есть, я уже 5 лет вожу своих детей в экологические лагеря. Это не каждый учитель, даже не каждый биолог и географ, может решиться на такое: это ведь получается, больше уделять время детям чужим в ущерб собственной семье. А когда у меня свои, родные, дети были маленькие – я их просто всегда с собой брала. Они просто уже к этому привыкли. Поэтому, постоянное нахождение с детьми – и совершенно иное отношение. Это не то, что учитель в школе с детьми – гораздо ближе, - считает Светлана Долгорукова. -Да и вообще, нравится мне всё это: жить в палатке, общаться с детьми, обучать их – это уже болезнь, диагноз. Я разработала модель непрерывного экологического образования в условиях общеобразовательной школы, получается, что дополнительное образование – это выход. Ещё всю свою работу могу осуществить благодаря тесному сотрудничеству школы с оздоровительно-образовательным центром туризма "Юнитур", которые нас снабжают различным туристическим снаряжением. В лагере, куда мы ездим с детьми, отрабатываются те теоретические знания, которые получены учениками в течение года. Кроме того, я обязательно делаю упор на то, что не столь важно просто учиться - это, может, и не отложится в голове, если ребёнок конкретно что-то не сделает для природы сам. Практический вклад в сохранение природы – это более важный момент".
Ну, если практический вклад в сохранении природы – подобные занятия и увлечённые учителя, то практический вклад в сохранении самих учителей, это, всё-таки, что ни говори, – хорошая зарплата. Потому как далеко не всех педагогов могут финансировать муж или родители. А альтруизм даже самых заядлых преподавателей иссякнет, не будь поддержки. К слову сказать, обещанию правительства поднять им зарплату, сами учителя верят, говорят, без веры заглядывать в будущее страшно. На сегодняшний день (по данным Министерства образования) в российских школах по-прежнему трудятся в основном женщины - около 85% от общего числа учителей. Почти 12% из них уже на пенсии. Не идут молодые специалисты в школы.
"Вы думаете, почему выпускники пединститутов не идут к нам? А потому что жить на ту зарплату, которую им предлагают – полторы тысячи - это просто нереально. Нужно заплатить за жилье, за питание. А самообразование? Сто рублей за книжку!! Сколько я трачу денег на книги – это тайна Мадридского двора. Это просто гигантские суммы, но без этого настоящий учитель не выживёт, потому что каждый раз нужно узнавать что-то новое, - говорит педагог. -Поэтому обещанию правительства мы верим. Так хочется верить! Хочется получать такие деньги, какие обещают! Сейчас пока небольшая надбавка – 10% (хотя кричат, что и это очень большие деньги, но если вы посчитаете, на ставку выходит рублей 100-200). Конечно, это очень скромно, но мы, привыкшие к тяготам жизни, воспринимаем даже такую малую прибавку к зарплате, как хорошую. Хочется верить, что наша зарплата будет на уровне заводских рабочих. Я понимаю, что у них тяжёлый физический труд, но, извините, работа с детьми – это труд не меньший. И даже более сложный. Чтобы прожить учителю, нужно иметь две, а то и более ставок. Конечно, от этого может страдать и качество, но это уже зависит от самого человека. Я, допустим, одержимый человек. И таких много людей, которые будут серьёзно готовиться. Но это тяжело физически. Просто, тяжело. Я очень устаю. Хотя, как ведь всё воспринимать.
Но еще раз повторю, учитель - это диагноз. Потому что, если сразу из школы не ушёл, то это уже – всё. Да, мне нравится сидеть писать конспекты, я пишу каждый год, каждый день - муж смеётся надо мной. Но, тем не менее, это привычка, профессиональная привычка, что-то новое подбирать, придумывать, чем стандартно и однообразно что-то преподавать. Поэтому, это точно – диагноз".
Будет ли у учителей достойная зарплата – покажет время. Пока лишь в министерстве образования констатируют, что "сейчас российское учительство вместе со всей страной переживает трудные времена". И не надо доводить до того, чтобы работа в школе отождествлялась с борьбой за существование, потому что учителей "с диагнозом" не так уж и много, как немного и педагогов, которых готова содержать их вторая половина. Правительство России определило на 2003-2005 гг. своим приоритетом – образование. До конца этого срока осталось не так уж и много времени, многие регионы что-то делают, работа с "мёртвой точки" сдвинулась. Но всё равно, если всё останется на прежнем уровне, то лет через 15, когда все пенсионеры уже не смогут работать физически, а выпускники педвузов будут уходить "налево", может оказаться так, что детей учить будет просто некому.