06 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Расходы предпринимателям - доходы бюджету?

Что не говорите, а Екатеринбург существенно отличается от многих других уральских городов. И дело не только в нескончаемых потоках транспорта, толпах людей, снующих по своим делам, количестве магазинов, рекламных щитов, театров и музеев. Политические разборки и интриги, постоянное периодическое отсутствие горячей воды в домах летом и иногда зимой, километровые пробки на дорогах и не укладывающиеся в голове поборы в детских садах тоже стали своего рода визитной карточкой среднеуральской столицы. А о непростых взаимоотношениях городских властей с местными предпринимателями уже легенды ходят. Чего стоит хотя бы история с бехатоновой плиткой: какой другой мэрии придет в голову настоятельно рекомендовать бизнесменам вымостить прилегающий тротуар бехатоном? 

Накануне развитию мэрско-предпринимательских отношений был дан новый толчок: городские власти решили увеличить налоговую нагрузку на коммерсантов, что, по мнению экспертов, негативно скажется, в первую очередь, на работе малых предприятий. Не исключено, что часть из них и вовсе закроются. На фоне клятвенных обещаний мэрии развивать малый бизнес и оказывать ему всяческую поддержку такое решение выглядит, по меньшей мере, странно, согласитесь. Хотя для тех, кто живет в Екатеринбурге уже не один год, ничего странного в этом, наверное, нет.

                                                   *  *  * 

Речь идет об увеличении с 1 января 2006 года размера единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Этот налог в числе прочих платят малые предприятия розничной торговли, площадь торгового зала которых не превышает 150 кв м. ЕНВД рассчитывается довольно просто, этим он и удобен для малых предпринимателей. Но и только. Те предприниматели, которые подпадают под "вмененку", платят больше, чем те, кто выбрал упрощенную систему налогообложения. Но дело в том, что у подпадающих по ЕНВД предпринимателей возможности добровольного выбора нет: налог на вмененный доход платится в обязательном порядке.

В двух словах поясним схему начисления налога на вмененный доход. Есть базовая ставка ЕНВД, которая определена федеральным законодательством. Таких базовых ставок больше десятка – для каждого вида деятельности своя. Например, для розничной торговли она составляет 1800 рублей за 1 кв м. Ставка ЕНВД рассчитывается как произведение 15% от размера базовой ставки, коэффициентов К2, К3 и физических показателей. Для розничной торговли физический показатель - это количество квадратных метров, для парковки - количество мест автотранспорта. В расчет также может приниматься число работников, если речь идет о других видах деятельности.   

Что касается коэффициентов, то вокруг них-то как раз и весь сыр-бор. Вернее, вокруг К2. К3 тоже устанавливается федеральным правительством, он отражает уровень инфляции. А вот К2 до сей поры являлся прерогативой региональных властей. Размер этого коэффициента разнится в зависимости от расположения торговой точки. Например, если торговая точка находится в Екатеринбурге, базовая ставка умножается на К2, размер которого в этом году равен 0,75. В Каменск-Уральском или Красноуфимске размер этого коэффициента ниже, что, вообщем-то, вполне логично: предпринимательская деятельность в мегаполисе приносит больше доходов.

Расчет ЕНВД для екатеринбургского магазина площадью 100 кв м, торгующего в розницу, происходит следующим образом: 1800 умножается на 15%, на 100, на 0,75 и на 1,08 (К3). Получается примерно 22 тысячи рублей - именно такую сумму предприниматель должен заплатить в месяц, чтобы иметь право заниматься этим видом деятельности.    

Если до сей поры размер К2 устанавливали региональные власти, то со следующего года в рамках реформы местного самоуправления это право получат муниципалитеты, и 90% ЕНВД будет поступать в местные бюджеты. По оценкам, министерства экономразвития Свердловской области, для Екатеринбурга эта сумма составит порядка 1 млрд рублей. Вот вам и корни мэрской инициативы и истоки полета ее неистощимой фантазии.

Отметим, что изменения в главу Налогового кодекса о ЕНВД внес ФЗ № 95. Эти изменения, в частности, касались увеличения базовой величины ЕНВД в 2005 году в 1,5 раза. После того, как закон был принят, эксперты отмечали, что негативные последствия для малого бизнеса могут быть снижены, если в регионах установят невысокий размер К2. Причем, нижняя планка законодательно была установлена на уровне 0,005. Свердловские власти, надо отдать им должное, если не снизили, то хотя бы оставили коэффициент на прежнем уровне (0,75), екатеринбургские же решили не мелочиться и установили максимальный размер - 1.

Правда, это касается лишь центральной части города. Согласно проекту, который подготовлен в администрации, город будет поделен на три торговых зоны: центральный район, кольцевая (средняя) зона и окраины. Размер К2 для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность, скажем, в Чкаловском районе, составит 0,8, а совсем уж на окраинах - 0,1.  

Примечательно, что первоначально город планировалось поделить всего на две зоны. Однако против выступили представители общественных организаций предпринимателей, которые вошли в состав рабочей группы по разработке проекта. Они предложили поделить город на четыре зоны, в итоге был найден компромиссный вариант. Ответ на вопрос, для чего мэрии понадобилось делить многомиллионный город всего на две зоны, как нам кажется, очевиден: в этом случае число предпринимателей, для которых будет установлен максимальный размер коэффициента, существенно возрастет. А это, как ни крути, попахивает дополнительными деньгами. Для сравнения: Челябинск поделен на пять торговых зон, для каждой из которых установлен свой размер К2.    

На этом компромиссы закончились. "Основная полемика развернулась на втором заседании рабочей группы, когда шло обсуждение размера К2 в центральной и кольцевой зонах. Наши экспертные оценки разошлись с экспертными оценками комитета по экономике. Мы посчитали, что увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей на 40% неоправданно", - рассказал исполнительный директор СУПР "Альянс" Алексей Подоляко

По мнению Подоляко, городские власти ведут речь о повышении размера ЕНВД именно в 1,5 раза: если в расчетную формулу ЕНВД для розничной торговли подставить единицу вместо 0,75 и учесть К-3, который в 2006 году будет, как минимум, 1,13, итоговая сумма составит 30,5 тысяч рублей. А с учетом того, что в следующем году на 25-30% вырастут ставки арендной платы, дополнительная нагрузка на предприятия увеличится на 70%. Сами предприниматели предлагают установить К2 для центральной части в размере 0,9, а для прочих территорий - оставить 0,75. Вроде бы небольшая разница, но даже эти 10% являются для малых предприятий серьезным довеском в общей структуре расходов.

Кроме того, есть еще один принципиальный момент. Центр города, в силу понятных причин, является весьма привлекательным местом для осуществления торговой деятельности. Тенденция же такова, что продуктовые магазины из центра постепенно вытесняют разного рода торговые центры, напичканные бутиками. Магазины, торгующие хлебом, молоком и другими необходимыми продуктами, просто не выдерживают конкуренции: цены на аренду в центре очень высокие, и если бутики могут себе позволить установить наценку 100%, то средняя наценка в продуктовых магазинах не превышает 18%. И сегодня в Екатеринбурге уже сложилась такая ситуация, когда жителям центральных улиц приходится ездить за продуктами за несколько кварталов. Поэтому, считают в "Альянсе", в идеале корректирующий коэффициент в центральной зоне следовало бы оставить прежним.    

Впрочем, председатель комитета по экономике мэрии Екатеринбурга Александр Высокинский заявил "Ъ", что ставка ЕНВД повысится незначительно и не будет обременительной для бизнеса. Для автопредприятий, например, повышение составит порядка 3 тысяч рублей. Однако то, что оно произойдет, совершенно точно.    

Объективности ради отметим, что аргументы мэрии, на первый взгляд, вполне логичны. Основной аргумент сводится к тому, что рост розничного товарооборота в Екатеринбурге составляет более 30%. Однако в комитете по экономике почему-то не учитывают, что в структуре розничного товарооборота 40% прироста обеспечивают крупные предприятия, на средние приходится примерно 25-30%, причем, те и другие не подпадают под "вмененку". То есть, на малый бизнес приходится в лучшем случае 15-17%. Кроме этого, мэрия аргументирует свое решение необходимостью пополнения бюджета, который, благодаря 122 ФЗ, лишился части доходов. Однако, как справедливо отмечают эксперты, за счет налогового давления на предпринимателей бюджет не пополнить.

"Если корова стала давать на кружку молока больше, это не означает, что с нее можно надоить две кружки. Можно попробовать, но тогда во второй кружке будет уже не молоко, а кровь. Иными словами, очень опасно перегнуть палку в размере налоговой нагрузки. И, возможно, лучше, пользуясь принципом "не навреди", наоборот, установить более низкую, стимулирующую планку налога. Тогда рост доходов бюджета по этой статье произойдет за счет увеличения количества малых предпринимателей. Вот этого в комитете по экономике, к сожалению, пока не услышали, - говорит Алексей Подоляко

Казалось бы, позитивный опыт применения плоской шкалы подоходного налога, должен был убедить городские власти, что там и потом зачастую все же лучше, чем здесь и сейчас. Как известно, снижение налоговой нагрузки на высоко зарабатывающие слои населения привело к росту собираемости НДФЛ в разы: люди стали массово выводить зарплату из тени. Ан нет, не убедил.  

По мнению Подоляко, неадекватное увеличение налоговой нагрузки может привести к тому, что предприниматели любыми способами будут искать возможность перейти с системы ЕНВД на любую другую, что доходов городскому бюджету отнюдь не прибавит. Как, какими способами - это уже другой вопрос. Часть торговых точек перебазируются в более "дешевые" районы города, что тоже не пойдет на пользу городской экономике.

В Челябинске, например,ставки ЕНВД в этом году повышаться не будут, хотя, по мнению местных предпринимателей, они тоже довольно высокие: от 0,5 до 0,9. Как сообщила Накануне.RU заместитель начальника отдела экономического развития администрации Челябинска Людмила Устиновская, эти ставки были установлены еще в прошлом году областным правительством, и город ничего менять пока не планирует. А ведь Челябинск-не Ханты-Мансийск, и денег в его бюджете ничуть не больше, чем в бюджете Екатеринбурга. При этом, власти Екатеринбурга, выжимая из предприятий каплю за каплей, каждый год закладывают отдельной строкой в бюджете средства на поддержку малого бизнеса. Логично предположить, что, если снять с бизнесменов дополнительную нагрузку, возможно, их не надо будет и поддерживать, соответственно, высвободятся определенные средства, и бюджет от этого только выиграет.

Проект, подготовленный мэрией Екатеринбурга, будет обсуждаться на заседании городской думы. Вероятность того, что его примут в таком виде, процентов 90. Если расходы предпринимателей существенно увеличатся, то никто не даст гарантий, что многие из них не будут компенсировать затраты за счет повышения цен...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС