Разграничили?...
Минувшая неделя завершилась, как известно, празднованием Дня независимости России. Как точно праздник именуется, знают только специально обученные люди и чиновники, населению в радость уже то, что лишний выходной в июньскую горячую пору выдается.
Но для северных окраин Уральского округа праздник и особенно предпразничье оказались, что тот сон, который в руку. Югра и Ямал, упорно и многообразно отстаивавшие остатки независимости с того самого момента, как родился с "нелегкой" руки Козака закон №95, в котором оказалась злополучная для северян статья 26.6, урезывавшая до крайней куцести их полномочия, кажется, сумели в канун независимости страны убедить в своей правоте тех, кого нужно.
Об унисонном одобрении думами ЯНАО и ХМАО в начале июня проекта закона между органами государственной власти Тюменской области,
Тюменцы, правда, сразу как-то в штыки восприняли благородный законодательный единый северный порыв. Местные СМИ запестрели идиомами - "предъявили ультиматум", "северные думцы начинают шантажировать Тюменскую область" и тому подобное. Губернатор Собянин конкретно не высказывался, но в который уж раз привел свой главный аргумент: закон есть закон и его надо, мол, выполнять./Напомним, что выполнять его надлежит уже с 1 января 2005 года/. Зато прямо в канун московского "собеседования" всего руководящего триумвирата /Неелов, Филипенко и Собянин накануне 12 июня побывали на приеме у главы президентской администрации господина Медведева/ главный федеральный инспектор по Тюменской области Сергей Сметанюк зачем-то на специальной пресс-конференции высказался в том духе, что "навязывать" Собянину договора, мол, некорректно. Кто или что заставили Сметанюка так поторопиться, теперь уже не суть важно.
Важно другое. Договор между всеми частями "тюменской матрешки" таки будет подписан и очень скоро. После завершения очередного заседания трехсторонней рабочей группы по распределению полномочий между органами государственной власти трех субъектов, которое прошло накануне в Ханты-Мансийске, как раз тюменский сопредседатель Владимир Якушев объявил, что тюменцы до 24 июня представят свой вариант. Но позволим предположить, что так или иначе договор разграничит полномочия между Ямалом, Югрой и Тюменской областью все-таки в варианте близком к тому, что уже поодобряли северные законодатели.
И дело тут не в лоббистских возможностях, не в точности формулировок, а прежде всего в здравом смысле, который, судя по откликам, последовавшим за московским вояжем трех северных губернаторов в столицу, был-таки принят во внимание в Кремле. А здравый смысл диктует несколько приоритетов в подходе к вопросу о "тюменской матрешке". Во-первых, особенность ситуации, абсолюная непохожесть на другие сложносоставные российские субъекты в смысле экономики - автономии богаче юга. Во-вторых, "лобовое" исполнение всех букв ФЗ№95 явно ведет к ухудшению социально-экономичской ситуации на Ямале и в Югре, а здесь добывается то, от чего зависит уже социально-экономическое благосостояние страны. В-третьих, судя по всему /и по совещанию в Салехарде, и по последнему Госсовету/, решение о вахтовом методе, а значит сворачивании социалки на нефтегазоносных северах главному арбитру не показалось единственно правильным. Есть еще и мнение самих ямальцев и югорчан, есть и явное неумение молодого тюменского коллеги Неелова и Филипенко лавировать и договариваться, много есть еще чего и в -четвертых и в-пятых...
Исходя из того, что "ямальский" вариант разграничения оказался той отправной точкой, которую одобрили сами северяне и которая послужила одним из побудительных мотивов беседы Собянина, Филипенко и Неелова с Дмитрием Медведевым, стоит посмотреть, а что, собственно, предлагается? Итак, северяне предлагают зафиксировать "все как есть" до конца 2006 года, но отдать НДПИ в бюджет Тюменской области. Что для казны тюменцев, которая изрядно /почти 50% бюджета/ потеряет в 2005 году в связи с изменением отчислений в пользу центра, почти спасение. По оценке департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа в этом случае потенциальные потери тюменского областного бюджета будут сведены к нулю, Ямал потеряет доходы в размере 1,5-2 миллиардов рублей, Ханты-Мансийский автономный округ лишится 10,3 миллиарда рублей. Зампред правительства Югры госпожа Дюдина поясняет: " В 2004 году в бюджет автономного округа зачисляется 13,4% НДПИ по углеводородному сырью, Тюменская область имеет 5,5%.С 2005 года на три субъекта – Югру, Ямал и юг Тюменской области, придется всего 5% НДПИ."
Тут же югорцы парируют тот постулат, что, мол, автономные округа, передав ставку НДПИ в Тюмень, пытаются извлечь выгоду из изначально проигрышной ситуации, поскольку, по неофициальной информации, ставку этого налога в 2006 году планируется полностью консолидировать в федеральном бюджете. Надо сказать, что такие аргументы и правда появились в тюменских и протюменских СМИ почти сразу вслед за решениями северных дум. Так вот. Северяне говорят: "Нам понятны опасения наших коллег из администрации Тюменской области, основанные, главным образом, на информации СМИ. Поводов для таких опасений на сегодняшний момент не существует, поскольку 5-процентная доля НДПИ закреплена за субъектом федерации Бюджетным кодексом Российской Федерации – основополагающем документом, процедура изменения которого достаточно продолжительна и сложна. Кроме того, Правительство России никаких официальных документов по этому поводу не принимало. Если бы 5% НДПИ были прописаны только в федеральном бюджете 2005 года, то лишь тогда основания для опасений имели бы место." Согласитесь, опять логично, что вообще, стоит заметить, свойственно действиям югорских властей.
На опасения тюменцев, которые были высказаны устами Владимира Якушева после заседания рабочей группы 14 июня, относительно экономического обоснования цифр по НДПИ, неясности относительно цены на нефть, из которой исходили северяне, каким прогнозом руководствовались и т.д., югорские чиновники ответили тоже крайне оперативно.
"Согласно прогнозу, при формировании бюджета Югры будущего года за основу будет взята мировая цена на нефть Urals в размере $26 за баррель, что соответствует исходным условиям, предложенным Минэкономразвития Российской Федерации. С учетом данных нефтяных компаний, прогнозной оценки специалистов Департамента нефти, газа и минеральных ресурсов автономного округа добыча нефти в Югре вырастет в следующем году до 267,8 миллиона тонн, превысив прогнозные показатели текущего года почти на 15 миллионов тонн. Курс доллара прогнозируется в размере 30,7 рублей за один доллар. Инфляция в 2005 году спрогнозирована на уровне 10%, что выше предлагаемой специалистами Минэкономразвития по РФ на 1,5 процентных пункта", поясняет пресс-служба югорского губернатора.
Если быть уж совсем точными, то, учитывая все вышеизложенное, по сути у тюменцев может остаться один вопрос - ситуация по 2006 году. Правда, этот вопрос уже не к Ямалу и Югре, а к столице.
А теперь попробуем заглянуть в будущее. Если все-таки в том или ином вариантах /а их теперь уже объявлено три: апрельский - предложен Югрой, июньский - одобрен ямальской и югорской сторонами и поименован "ямальским вариантом" и некий третий "тюменский", о котором говорил Якушев/ , как сказал Сергей Собянин после московской встречи "единый согласованный всеми сторонами Договор" будет вот-вот подписан, то в повестку дня в территориях встает вопрос выборов. Отчего это важно? Ну, хотя бы потому, что жизнь 2006 годом не заканчивается.
2005 для Югры и Ямала - год выборов губернатора, а для Тюмени таковым станет как раз 2006. И получается, что "тюменская матрешка", не успев остыть от душераздирающей драмы разграничения полномочий, переходит практически без передышки к не менее сложным политическим предвыборным перипетиям. Что они будут сложными - сомневаться не приходится. Если Александру Филипенко альтернативу подыскать, буде такое желание у сильных мира сего появится, крайне затруднительно, то для Юрия Неелова точно наступят нелегкие предвыборные будни. Попробуем свое предположение обосновать.
Варяг для югорчан - фигура заранее непроходная, как для многих российских регионов-доноров, не любят здесь голосовать за того, кого не знают по северной жизни. Из известных в Югре фигур дерзнуть под давлением множества факторов /если они, конечно, сложатся/ может разве что глава Сургута Александр Сидоров. Но для него - это игра вабанк. По той простой причине, что проигрыш, вполне возможно, будет означать необходимость покинуть пост мэра. И еще одна важнейшая деталь - позиция "Сургутнефтегаза". А будет ли его глава г-н Богданов рисковать отношениями с Филипенко, в случае положительного для Ханты-Мансийска решения "разграничительного процесса", - большой вопрос, который может возникнуть, как полагают эксперты, только в случае давления извне /читай, из столицы/. Так что, как ни крути, а позиции Филипенко на своем губернаторском посту и сейчас весьма крепки, а после возможного успешного разграничения вряд ли могут быть кем-то поколеблены, разве что отменой выборов, но это вариант из серии уж очень экзотических.
На Ямале все много сложнее. Юрий Неелов сегодня, безусловно, как и Филипенко, у себя в округе популярен. А успех на том же "разграничительном" фронте для него тоже большой плюс в будущем предвыборье. Но нюансов на Ямале все же много больше, чем в Югре. Первый из важных - это позиция "Газпрома", который, если можно так выразиться, является "округообразующим предприятием". То, что она совершенно не однозначна в отношении ямальского главы, было показано на деле не раз и не два. В подтверждение достаточно вспомнить ту же историю с невыдвижением Неелова в члены совета директоров газовой монополии. И, если у газовиков вдруг проявится альтернативное мнение относительно того, кому надо быть на Ямале губернатором, то хлопот у Юрия Неелова будет не меряно. Понятно, что человек должен быть на Ямале не новый, но таковых в принципе хватает. Опять же достаточно вспомнить бывшего зама уральского полпреда Михаила Пономарева /пришедшего в полпредский аппарат как раз с вице-губернаторского ямальского поста/ , недавно убывшего в Москву и по информации, оттуда периодически доходящей, политического поприща оставлять не собирающегося. Стоит заметить, что и главы некоторых крупных муниципалитетов на Ямале имеют неплохие связи в столице, прямые договоры о сотрудничестве с тем же "Газпромом" и серьезные политические амбиции. Исходя из всего этого, осмелимся предположить, что безальтернативными выборы Ямал-2005 вряд ли будут. В этом смысле, кстати, для обоих губернаторов /Неелова особенно, Филипенко в том числе/ имеют немаловажное значение и позиция друг в отношении друга.
Но так или иначе, если выборы в 2005 году на ямальской и югорской землях пройдут, то самыми сложными обещают быть выборы -2006 для земли тюменской. Представьте себе позицию тех же Неелова и Филипенко по отношению к Собянину после "разграничительного" диалога-2004 и в предверии 2007 года? В скобках заметим, что в 2000 именно позииция Неелова и Филипенко, а также почти полуторамиллионного и полумиллионного населения округов /на юге Тюменской области проживает около миллиона двухсот тысяч/ сыграли решающую роль в избрании Сергея Собянина. Надо ли продолжать?
Пока действительно не надо, ведь "единый согласованный всеми сторонами Договор" о разграничении полномочий составными частями "тюменской матрешки" еще не подписан...