"Развитие АПК" VS ВТО: Россия в погоне за двумя зайцами?
С восьмого сентября 2006 г "Россельхознадзор" ввел временное ограничение на ввоз мяса птицы и птицеводческой продукции из американских штатов Мэриленд и Пенсильвания. Причина – вспышка в этих районах вируса "птичьего гриппа". А уже на этой неделе на агрофоруме Уральского федерального округа в Екатеринбурге эту тему в кулуарах обсуждали как "добрый знак". Знак того, что, возможно, государство решило снова "повернуться лицом" к отечественному производителю. Ведь в нашей стране, в последнее время, отказ от импорта чего бы то ни было – верный знак ухудшения отношений между государствами. В последнем случае запрет на ввоз "ножек Буша" совпал с затормозившимися переговорами по вступлению России в ВТО. Напомним, для вхождения РФ в эту организацию осталось добиться согласия только одной страны – США. И договориться с американцами не удается именно из-за пресловутых куриных окороков. Складывается впечатление, что, и меры, предпринимаемые санитарными учреждениями, и резкие заявления Президента Владимира Путина во время саммита "Большой восьмерки" по поводу вступления России в ВТО, и "ультиматум", который недавно поставил перед американскими "партнерами" министр экономического развития РФ Герман Греф, - все направлено в сторону, противоположную ВТО. Теперь прямо по курсу -нацпроект "Развитие АПК". Чиновники очень долго бились головой об стену, видели во сне красные буквы "ВТО", и только теперь задумались – а оно нам надо?
Куда качнулся маятник?
Теперь все резко занялись реализацией нацпроекта. Далеко за примерами ходить не надо – лучше всего иллюстрируют ситуацию основные темы агрофорума УрФО. 12 сентября форум открылся совещанием по проблемам реализации приоритетного нацпроекта "Развитие АПК". И тут тоже возникает вопрос – насколько серьезно государство взялось за возрождение сельского хозяйства, если на таком важном заседании не было представителей федеральных властей?
Совещание получилось бы замечательным, не выйди на трибуну с критикой руководители хозяйств. Не передовых хозяйств, представители которых еще в начале заседания доложили о перевыполнении планов, а тех, которые по разным причинам остались за бортом нацпроекта. Справедливости ради надо заметить, что некоторые предприятия действительно сами виноваты: не проявляют инициативы. Но в большинстве случаев все куда прозаичнее. Не получается взять льготный кредит, например, из-за отсутствия в собственности у хозяйств земли. Без земельного залога банки отказываются выдавать кредиты. А для того, чтобы оформить землю в собственность, необходимо провести межевание, которое стоит огромных, для селян, денег – от 15-20 тыс. руб.
Фермерам впору брать кредит для оформления кредита! Причем об этой проблеме специалисты говорят с самого начала нацпроекта. "Банкам для залога нужны хорошо и правильно оформленные земельные участки. А перевод земельного пая в участок очень забюрократизирован и дорогостоящ, - рассказал в интервью Накануне.RU член ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), доктор экономических наук Владимир Башмачников, – Иногда фермеры говорят: "пока я проведу межевание, у меня денег уйдет столько, что проще взять взаймы у ростовщика, чем ждать субсидию от государства на получение кредита". Этим летом АККОР даже обращалась с открытым письмом к Президенту РФ с просьбой внести корректировку в программу нацпроекта. Но, как видно, воз и ныне там. На упомянутом совещании представители региональных министерств рассказывали также о проблемах, с которыми приходится сталкиваться тем, кто хочет взять кредит.
По словам представителей тюменской делегации, отсутствие документов на землю – только одна из множества причин отказов в кредитах. Например, жители города, у которых имеются частные подворья, не могут оформить кредит без выписки из похозяйственной книги. А в городах такие книги вообще не ведутся! Или человек, которому до пенсии осталось два года, а он хочет взять кредит на пять лет. Ему откажут, потому что целых три года у него не будет постоянного дохода. Даже если в хозяйстве у будущего пенсионера гораздо больше скота, чем у молодого соседа, и он мог бы спокойно кредит выплачивать. И совсем "экзотическая" причина, которую, конечно, сложно было предусмотреть при разработке нацпроекта. В некоторых, мягко говоря, небогатых поселениях, соседи, узнав о том, что кто-то из жителей собирается взять кредит, "начинают завидовать". Поэтому фермерам приходится "конспирироваться" и ехать за оформлением кредита в другие населенные пункты.
Вообще в ходе совещания стало понятно, что некоторым хозяйствам не то, что про вступление в ВТО – им и про нацпроект ничего не известно. "Одна из важных задач для нас – информирование населения о нацпроекте. О том, что можно пойти и взять кредит. Селяне часто запуганы и просто не верят государству", - сетует министр сельского хозяйства Свердловской области Сергей Чемезов. Подтверждением этих слов стало выступление одного из "возмущенных" – руководителя совхоза "Акинфиевский" Николая Михайлова. Он долго рассказывал о том, что никак не может получить преференции от государства. Но на вопрос, почему хозяйство не подало свой проект на конкурсную комиссию, которая распределяет инвестиции, ответил: "Не успели". И причина, скорее всего, не в том, что руководитель нерасторопный, а в том, что он просто-напросто не знал, куда и с чем обращаться.
Другим предприятиям нацпроект, оказывается, и не нужен. "Мы начали реализовывать "нацпроект" на своем предприятии еще 11 лет назад, - рассказал директор птицефабрики "Свердловская" Геннадий Кочнев, – За эти годы мы вывели из кризисного положения многие предприятия области, причем только благодаря своим собственным силам. Кредиты мы и сейчас не берем". Правда, Геннадий Кочнев так и не уточнил, как быть тем предприятиям, которые не могут собственными силами привести в порядок хозяйство, для начала хотя бы покончив с пьянством. "Что нам делать, ведь село спивается, - возмущается Николай Михайлов, – Кто будет работать на предприятии? Я вижу только один выход – запретить продажу спирта".
Вообще мероприятие изобиловало довольно странными, хотя, с точки зрения логики, правильными выводами. Например, причину упадка личного подворья специалисты видят в том, что селяне стали больше зарабатывать. А раньше они выживали только за счет личного подворья. "Пропал экономический интерес к поддержанию собственного подворья", - сделал вывод Сергей Чемезов. Что ж, можно понизить зарплату, тогда с подворьями снова будет все в порядке! Тем более что и такое предложение тоже поступило. Дело в том, что предприятия, вместо того, чтобы выполнять одну из важнейших задач нацпроекта – увеличивать поголовье скота, по мнению того же министра Чемезова, повышают зарплаты работникам и поощряют их труд премиями.
Конечно, нужно построить еще один коровник, закупить скот, и пусть доярки радуются перевыполнению поставленных государством стратегических задач и зарплате в тысячу рублей. И тогда, всего лишь понизив зарплаты сельскому населению, можно решить две задачи нацпроекта. |
Совместить несовместимое
"Главная причина всех бед агропрома России в том, что у нас нет единой государственной сельскохозяйственной доктрины, - считает ректор Уральской государственной сельскохозяйственной академии, доктор экономических наук Александр Семин, – Каждый регион по-своему воспринимает и нацпроект, и вступление в ВТО". И это до невозможности запутывает ситуацию. Государство то стремиться вступить во Всемирную торговую организацию, пренебрегая интересами отечественного производителя, то начинает нацпроект, угрожая лишить США преференций на поставку мяса. И ни то, ни другое не удается довести до конца.
К 2010-2015 г Уральский федеральный округ может выйти на полное самообеспечение сельскохозяйственной продукцией, тем самым значительно повысив уровень продовольственной безопасности. Однако нацпроект рассчитан на два года, и что будет дальше – пока не понятно, хотя на самом высоком уровне население заверяют, что финансирование не закончится внезапно. На одной из видеоконференций по ходу реализации нацпроектов вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев по этому поводу заявил, что государство "за проблемы взялось по-серьезному, и, естественно, никакие выплаты прекращаться не будут".
Но ведь и от вступления в ВТО Россия пока официально не отказалась. А по требованиям этой организации наша страна должна отказаться от увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Что прямо противоположно целям нацпроекта. Государство же упорно пытается совместить несовместимое. Естественно, когда Россия вступит в ВТО, перед ней откроются новые возможности на мировом рынке. Но и на российский рынок хлынут иностранные производители.
Возникает вопрос: стоит ли игра свеч? Перекроют ли доходы от экспорта продукции те убытки, которые неизбежно придется понести стране? |
"Мы должны присоединиться в тот момент и брать на вооружение все правила игры, существующие в ВТО, когда мы будем уверены, что это, в общем, не положит на лопатки нашего отечественного производителя", - заявил на одной из пресс-конференций по поводу вступления в ВТО глава российской торгово-промышленной палаты Евгений Примаков. Видимо, государство считает, что подходящий момент уже наступил. В противном случае, зачем идти на такие жертвы?
"Нам должна быть разрешена государственная поддержка на том уровне, на котором она осуществляется в США и странах ЕС. В США она, например, составляет $20 млрд, в Германии – $10 млрд, - поясняет президент российского зернового союза Александр Юкиш на сайте российской торгово-промышленной палаты, – То же самое касается и ввозных тарифов – пошлин. Пошлины должны быть такими, чтобы мы могли защитить своих товаропроизводителей от экспансии чужой продукции. Сегодня, экспортируя сельскохозяйственную продукцию в Германию, например, надо заплатить очень большие пошлины – такие, что уже весь экспорт покажется невыгодным". По информации портала "Россия и ВТО" правовая доктрина России предусматривает приоритет положений международных договоров перед отечественным правом. России, по оценкам Минэкономразвития РФ, предстоит принять (пересмотреть) около 100 законодательных актов и примерно 1000 ведомственных инструкций. Соответственно, те изменения законодательства, которые будут приняты в рамках нацпроекта, могут быть пересмотрены. Как видно, не в пользу России.
Российский союз товаропроизводителей провел анкетирование по проблемам вступления в ВТО. Было проанкетировано более 500 предприятий различных отраслей. Вот цитата из итогового документа: "при всей условности приведенных оценок уровня конкурентоспособности (предприятиям предлагалось оценить свои возможности по сравнению с зарубежными конкурентами), их ценность не следует подвергать сомнению. Это, конечно, весьма "усредненные" характеристики, и специалистам хорошо известно, что большинство отраслей обрабатывающей промышленности России на внешнем рынке ограничено конкурентоспособно или неконкурентоспособно". Что уж говорить о сельском хозяйстве, которое в последние десятилетия не может догнать и обрабатывающую промышленность.
По данным доклада, подготовленного РАН и национальным инвестиционным советом, вовлеченность отдельных регионов России во внешнеэкономические связи крайне неравномерна. "По отношению к объему потребительского рынка лишь у 19 регионов импорт превышает 20% и у 45 регионов – 10%". В число первых не входит ни один субъект Уральского федерального округа. Однако не все так плохо. В том же докладе говорится: "В части экспорта присоединение страны к ВТО не приведет к его взрывному росту. Но от улучшения внешних условий торговли выиграют экспортно-ориентированные промышленные и приграничные регионы, а также те из них, к которым применены антидемпинговые санкции". В эту группу попадают Свердловская и Челябинская области. Беда в том, что все это, опять же, относится, в основном, к промышленности. И, хотя, например, Свердловская область входит в первую десятку по производству продукции молочного животноводства, вряд ли в ближайшее десятилетие она сможет стать конкурентоспособным поставщиком на мировой рынок. Возвращаясь к уже упомянутым заявлениям на агрофоруме УрФО, "нам бы со своими проблемами разобраться, а потом уже и на ВТО заглядываться будем".
Аналитики центра экономических и финансовых исследований и разработок совместно с "Клубом 2015" создали документ, цель которого – развеять мифы о ВТО. Работа называется "Россия в ВТО: мифы и реальность". Идея проекта хороша, однако любой здравомыслящий человек способен сделать из нее не самые радужные выводы. "Сельское хозяйство сегодня не защищено от внешней конкуренции ничем, кроме обменного курса рубля и транспортных издержек. Необходима продуманная политика тарифной защиты и субсидий, а также улучшение работы таможни", - говорят авторы работы. Дело в том, что исследования специалистов призывают государство изменить существующую в аграрном секторе ситуацию. Иначе в ВТО нам делать нечего. Но примет ли государство призывы не только аналитиков, но и отраслевых союзов, независимых экспертов, ученых и самих фермеров к сведению?
Мы собираемся вступить во Всемирную торговую организацию и уже который год "сидим на чемоданах", ожидая, когда же нас позовут. Но, запрыгнув в последний вагон, как всегда, уходящего поезда, не обнаружим ли по старой русской привычке, что поезд идет не туда, куда нам надо? |
"Вопрос состоит не в том, вступать или не вступать в ВТО
, - заключают аналитики центра экономических и финансовых исследований и разработок, – Вопрос в том, что необходимо делать для развития аграрного сектора. Существующая система является неэффективным средством социальной поддержки крестьян и не дает никаких стимулов к развитию. Необходима земельная реформа, бюджетные средства должны вкладываться в развитие инфраструктуры, а не на текущую поддержку хозяйств". Думаю, что, прочитав эту цитату, многие фермеры вздохнут: "Да нам бы с протекающими крышами коровников разобраться!".