Реальность биотерроризма
Терроризм стал устойчивым явлением в современном обществе. Различные его проявления все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на людей, уносят человеческие жизни. Формы проявлений терроризма и экстремизма при этом все время , если так можно сказать, "совершенствуются". И по разнообразнию форм и по масштабам последствий современный терроризм идет, увы, впереди своих оппонентов - органов охраны правопорядка. Он включает в себя множество процессов - идеологических, криминальных, военных, экономических, политических, религиозных и националистических.
И сегодня уже, увы, захват заложников, взрывы в города и на траспорте - это лишь наиболее заметная часть "террористического айсберга". В глубине же "запрятаны" не менее опасные, а, может быть, даже более глобальные проблемы, которые сразу не видны, например - биотерроризм. Об этом виде терроризма в СМИ информации появляется не так много. Чрезвычайно мало известно об используемом террористами бактериологическом оружии, его возможностях и способах борьбы с ним.
Краткая справка.Применение биологических средств в военных целях, таких как отравление колодцев, заражение осажденных крепостей чумой, известно с незапамятных времен. На сайте www.rusbiotech.ru можно найти такой пример. По приказу хана Золотой Орды Тохтамыша в колодцы и другие источники воды в осажденной генуэзской крепости Кафа в Крыму забрасывались трупы людей и животных, погибших от бубонной чумы. Еще в V веке до н.э. индийский Закон Ману запрещал военное использование ядов, но в XIX веке н. э. "цивилизованные" колонизаторы Америки дарили индейцам зараженные одеяла, чтобы вызвать эпидемии оспы в племенах.
Интенсивные исследования по разработке средств и методов ведения биологической войны развернулись в XX веке. Так, в ходе первой мировой войны немцы осуществили несколько попыток применения бактериологического оружия против России и других стран Антанты. Во время второй мировой войны немецко-фашистское командование пыталось распространить сыпной тиф среди населения оккупированной территории СССР. Однако единственный доказанный факт умышленного применения биологического оружия в XX веке, по данным Газеты.ру, - это заражение японцами китайских территорий бактериями чумы в 30-40-ых гг.
"Наиболее значимыми угрозами биотерроризма являются резкое увеличение числа специалистов по биотехнологиям, доступность информации по рецептурам биологических и бактериологических препаратов, а также "возможность легендирования отдельных актов биотерроризма под проявления естественных эпидемий и инфекций", считает главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко .
Существенной особенностью бактериологического /биологического/ оружия является наличие скрытого периода действия, в течение которого пораженные продолжают нормально функционировать, а потом внезапно заболевают. При этом скрытый период действия может быть различным - от нескольких часов до 14 суток, в зависимости от заболевания. Основным способом применения биологических средств поражения считается заражение приземного слоя воздуха.
Обратимся к терминологии. Вот как характеризует термин "биологический терроризм" г-н Евстигнеев - кандидат медицинских наук, генерал-лейтенант медицинской службы /в отставке/, первый заместитель генерального директора ОАО "Биопрепарат": "Биологический терроризм - это использование опасных биологических агентов для нанесения ущерба жизни и здоровью людей ради достижения целей политического и материального характера".
Характер преследуемых целей и задач являет собой борьбу за власть и политико-экономическое влияние в современном мире. Это требует от террористов XXI века осуществления глобальных акций, способных самым серьезным образом воздействовать на население и правительства разных стран. Реализация этих целей возможна в том числе и путем применения или угрозой применения какого-либо из видов оружия массового поражения: ядерного, химического или биологического.
В качестве бактериальных /биологических/ средств могут быть использованы
самые разные возбудители. А существует ли защита от биотеррора?
Прежде всего,
очевидно, что проблемы противодействия биотерроризму необходимо решать в едином
комплексе с такими близкородственными проблемами, как биологическая безопасность
и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, считает г-н Раевский
из Научно-исследовательского испытательного центра медико-биологической защиты
ГНИИ военной медицины МО РФ. Очевидна необходимость организации национальной
единой автоматизированной системы наблюдения и контроля биологической
обстановки. Этим занимаются крупные НИИ микробиологического, вирусологического и
эпидемиологического профиля, центры государственного
санитарно-эпидемиологического надзора и другие практические
санитарно-эпидемиологические и ветеринарно-санитарные учреждения Минобороны РФ,
Минздрава РФ, Минсельхозпрода РФ. Сегодня, считают специалисты, необходим
переход к унифицированной системе обеспечения безопасности на объектах, в том
числе минимизация числа объектов, которым разрешено хранение микроорганизмов и
вирусов.
Известно, что на сегодняшний день в мире 12 государств разрабатывают "активные наступательные программы" биологического характера. У нас производство или распространение оружия массового поражения караются уголовно.
По данным ООН, всемирная биологическая защита обошлась бы /включая вакцины против известных форм, антибиотики, те же противогазы и т.п./ минимум в 80 миллиардов долларов. Кроме того, нужно решить и проблему идентификации заражения. Например "Интегральная система биологической детекции" способна выявить четыре вида "знакомых" биологических агентов в течение 30 минут. Распознать новое "изобретение" даже эта "умная" и дорогая система не в состоянии. Современная плотность населения и инфраструктура такова, что, случись направленное заражение, - локализовать очаг будет практически невозможно. Получается, крупные города беззащитны перед лицом такой угрозы и эффективного средства отражения биоатаки в настоящее время нет.
"Нужно помнить и о существующей опасности завоза особо опасных инфекций из зарубежных стран, о возможности возникновения аварий на биологически опасных предприятиях, об угрозе применения биологических агентов в террористических актах, о том, что на территории России немало природных очагов опасных инфекций, способных вызывать эпидемии", отмечает заместитель министра здравоохранения, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко в интервью "Российской газете". Обращает на себя внимание и то, что рост импорта сельскохозяйственной и животноводческой продукции, изменение условий ее хранения и охраны может влиять на распространение опасных инфекционных болезней животных на территории России.
Нелишне в этой связи будет вспомнить ситуацию с прошлогодней эпидемией "птичьего гриппа". С середины декабря 2003 года в 10 азиатских странах /Японии, Республике Корее, Камбодже, Вьетнаме, Тайване, Индонезии, Таиланде, Пакистане, Лаосе и КНР/ среди популяции домашней птицы были зарегистрированы вспышки "птичьего гриппа". В частности, как сообщает Всероссийский Экологический Портал, во Вьетнаме с последней декады декабря 2003 года погибло или было уничтожено в связи с распространением инфекции около 2,9 млн. птиц. В результате инфицирования от домашней птицы во Вьетнаме и Таиланде выявлено и лабораторно подтверждено 13 случаев заболеваний людей, 8 человек погибли. В связи с эпидемией Россией, конечно, были предприняты некоторые меры защиты: временно был запрещен ввоз сельскохозяйственной и животноводческой продукции из этих регионов; ограничены въезд и выезд из/в страны, территории и граждане которых заражены болезнью; введено обязательное карантирование. Это наиболее известные и употребляемые способы защиты населения страны в данных ситуациях со стороны государства.
Радует и то, что отечественная наука в области биологии и медицины не стоит на месте. Накопленный в последние годы экспериментальный материал позволяет утверждать, что мы не беззащитны перед биологической опасностью. Но нельзя терять простой гражданской бдительности, дорогие сограждане. Ведь в таком противостоянии можно рассчитывать на успех, только имея на своей стороне моральную и материальную заинтересованность общества.
И сегодня уже, увы, захват заложников, взрывы в города и на траспорте - это лишь наиболее заметная часть "террористического айсберга". В глубине же "запрятаны" не менее опасные, а, может быть, даже более глобальные проблемы, которые сразу не видны, например - биотерроризм. Об этом виде терроризма в СМИ информации появляется не так много. Чрезвычайно мало известно об используемом террористами бактериологическом оружии, его возможностях и способах борьбы с ним.