Реформа ЖКХ "снизу" и "сверху"
По данным Госкомстата, по итогам 2002 года рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в России составил более 47%. В 2003 году - еще на 28%. Кроме этого, несколько месяцев назад Правительство России подкорректировало законы таким образом, что появились дополнительные условия для роста цен за услуги ЖКХ. До 1 января 2004 года муниципальные организации, занимающиеся обслуживанием и содержанием жилищных помещений, не платили налог на добавленную стоимость. Сейчас НДС в 18% платят все предприятия ЖКХ. Поэтому уже в начале года все мы столкнулись с резким скачком квартплат. По расчетам специалистов, если коммунальные услуги и впредь будут дорожать такими темпами, то к концу 2004 года плата за коммунальные услуги может вырасти почти в 1,5 раза.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в виде постоянного роста платы за квартиру себя исчерпала. Та черта, за которой - массовое недовольство людей – уже рядом. Сейчас властям приходится думать, каким образом продолжить реформирование ЖКХ и не вызвать социального взрыва.
Система защиты от реформ
Даже в богатых городах России, например, в нефтяном Нижневартовске, после каждого нового удорожания "коммуналки" заметно растет количество людей, которые претендуют на бюджетные компенсации. Все больше горожан признается, что после очередного повышения цен они стали бедняками.
В Нижневартовске с января этого года власти города решили увеличить квартплату каждого вартовчанина на 20%. Одновременно с этим работники местного отдела субсидий зафиксировали повышенный интерес горожан к программе бюджетной помощи малообеспеченным семьям по оплате услуг ЖКХ. Если в начале 2004 года такую льготу имели 5000 человек, то сейчас – около 6000. Иначе говоря, за неполных четыре месяца, после повышения квартплаты почувствовали себя малообеспеченными примерно на 10% больше горожан, чем было в 2003 году. Среднестатистическая нижневартовская семья из 4 человек, которая живет в стандартной высотке в трехкомнатной квартире, и до повышения платила примерно 3000 рублей квартплаты. Теперь же за коммунальные услуги они отдают около 3500 тысяч рублей в месяц. Между тем, по данным нижневартовского статуправления, в конце прошлого года средняя зарплата городских учителей и воспитателей детсадов составляла около 8 тысяч рублей. Работники культуры - 7,5 тысяч. А в сфере бытового обслуживания вартовчане получали не более 4,5 тысяч рублей в месяц. В начале 2004 года зарплата увеличилась незначительно и поэтому 20% повышение платы за услуги ЖКХ для многих вартовчан оказалось непосильным бременем.
Власти Нижневартовска заранее усовершенствовали механизм бюджетной помощи для малоимущих семей. Выплата коммунальных субсидий законодательно привязана к величине прожиточного минимума. Нижневартовские депутаты еще в прошлом году утвердили такие нормативы, которые выгодны максимально большому количеству вартовчан. Сейчас в городе прожиточный минимум установлен в 4142 рубля – это заметно выше среднероссийского уровня. Если бы эта величина была установлена, например, в 3000 рублей, то на коммунальные субсидии претендовало бы гораздо меньше горожан. Тогда меньше бы было бюджетных трат, но появилось бы гораздо больше недовольных. Сейчас же в Нижневартовске создали условия, когда многие семьи могут практически избавиться от коммунальных платежей.
Ситуацию пояснила руководитель отдела субсидий при управлении жилищно-коммунальным хозяйством города Наталья Драгунова: "Допустим, к нам приходит заявитель, у которого есть семья из 3 человек. Чтобы понять, могут ли они претендовать на компенсации, мы смотрим на их ежемесячный доход. Предположим, он составляет 12000 рублей. Прожиточный минимум, как мы помним, равен 4142 рубля на человека. Здесь же мы видим, что на каждого члена семьи приходится по 4000, т.е. ниже установленного прожиточного минимума. Вывод – семья может получать компенсации. Но в каком размере? Чтобы это выяснить, мы смотрим, какой жилой площадью эта семья обладает. Законом ХМАО на семью из 3-х человек установлена социальная норма жилья в 54 квадратных метра. Допустим, наши заявители имеют как раз 54 квадрата на троих. Все нормы соблюдены, значит, им полагается максимально возможная компенсация. Дальше идут чисто арифметические подсчеты. У семьи квартплата составляет, условно, 1800 рублей. Из этой суммы вычитаем 255 рублей /это то, что заявители будут платить самостоятельно/. В итоге получается, что субсидия составляет 1545 рублей. Она будет перечисляться ежемесячно безналичным путем на специальный счет семьи в ЖЭУ".
Описанный случай предусматривает идеальное стечение обстоятельств. Если семья имеет больше доходов или квартиру с большим метражом, то величина субсидий заметно уменьшается. Теоретически на бюджетную помощь могут претендовать даже те семьи, где на каждого человека приходится до 8000 рублей в месяц. Но практически таким заявителям компенсируют лишь копейки. Как бы там ни было сейчас коммунальными субсидиями пользуются примерно 7% от общего количества нижневартовских семей. Для традиционно богатого региона это внушительная цифра.
Ситуация тревожит всех. Исправить ее пытаются разными способами. Например не так давно от Депутатов Думы ХМАО ушло обращение в Госдуму и в Российское правительство с просьбой избавить предприятия ЖКХ от налога на добавленную стоимость. По расчетам депутатов это смогло бы замедлить рост квартплат. Однако, мало кто из парламентариев верит, что их призыв окажется действенным. Правительство России объявило, что для нормального реформирования жилищно-коммунального хозяйства нужны равные стартовые условия для всех: и для муниципальных предприятий, и для коммерческих.
Реформа "снизу" или "сверху"?
На примере Нижневартовска можно увидеть, что есть как минимум 2 пути к реформированию ЖКХ. Условно их можно поделить на реформирование "сверху" и "снизу".
Нижневартовское Управление жилищно-коммунальным хозяйством приступило к эксперименту. Оно начинает реформу "сверху". На добровольной основе в 2-х городских микрорайонах упраздняются ЖЭУ, сокращаются штаты. На место муниципалов придут частники.
Начальник управления нижневартовского коммунального хозяйства Дмитрий Трифонов признает: решение начать эксперимент далось властям очень не легко. Во-первых, всегда есть горожане, которые саму мысль о реформе ЖКХ воспринимают в штыки. Во-вторых, приход в "коммуналку" частников будет означать сокращение нынешних работников ЖЭУ и ПРЭТов.
По словам Дмитрия Трифонова, "в 11 и 14 микрорайонах с момента начала эксперимента будет сокращено примерно 300 работников жилищно-эксплутационных участков". Представители властей уточняют: хотя эти люди будут уволены, но без работы остаться не должны. Власти провели тендер на право обслуживания двух микрорайонов и одно из условий для фирм-победительниц – в первую очередь брать на работу сокращенных слесарей, электриков, сантехников и дворников. Конечно, в коммерческих фирмах не будут держать такие штаты, которые могли себе позволить ЖЭУ. Какая-то часть коммунальщиков при новой системе окажется не у дел. Однако власти подчеркивают: начало эксперимента не вызовет массовой безработицы среди жилищников.
Договор с предпринимателями заключат только до конца года. Эксперимент продлят, если частникам удастся не поднимая квартплаты улучшить качество предоставляемых услуг. На сегодняшний момент победители тендера не определены. На конкурс подали заявки более 10 фирм, но во второй тур прошло только 6. После подсчета приблизительной прибыли и возможных убытков многие хотели бы поучаствовать в том варианте реформ, который им предлагают "сверху". Приблизительные расчеты выглядят так: с одной пятиэтажной "хрущевки" можно собрать примерно 120 тысяч рублей квартплаты в месяц. С шестнадцатиэтажного дома - около полумиллиона. О таких прибылях мечтают многие предприниматели, тем более, что в условиях договора с администрацией будет отсутствовать пункт о капремонте подъездов.
Для частников, которые собираются принять участие в этом эксперименте все правила игры определены. Предприниматели занимаются уборкой и мелким ремонтом домов и за свои услуги получают заранее оговоренные деньги. Жильцы же платят не частникам, а ПРЭТам. Величину оплаты все так же определяют муниципалы. Эксперимент не исключает роста квартплат. Но сделать это могут не предприниматели, а ПРЭТы. Поводом для увеличения платы услуг ЖКХ могут быть разные причины: от роста тарифов на энергоносители, до изменений законодательства. Например, сейчас из квартплаты согласно закону об основах жилищной политики исключена стоимость капитального ремонта. Но из Москвы регулярно поступает информация, что Госстрой планирует в этом году вернуть эту графу в расчетный лист для населения.
Что бы ни произошло, за все заплатит население. В том варианте, который продвигают "сверху" нет главного – ни у кого, кроме простых людей, нет заинтересованности в уменьшении тарифов, но простые вартовчане изменить ситуацию не смогут. Частники менять условия игры не будут: в предложенном им варианте реформы ЖКХ предпринимателей не касается, из чего складываются тарифы на коммуналку. Им важно освоить выигранную на тендере сумму. ПРЭТам тоже нет нужды пересматривать квартплату в 2-ух экспериментальных микрорайонах.
Есть вопросы и к реформе, которую продвигают "снизу". Две крупные нижневартовскик фирмы объявили в начале апреля 2004 года, что разработали свою методику реформирования коммуналки. Руководитель "Горэлектросетей" Юрий Елин и генеральный директор "Строительно-промышленного комбината" Вячеслав Танкеев примерно год изучали опыт Санкт-Петербурга, Омска и Владивостока. В результате в Нижневартовске появилась Управляющая компания "Квартал". Пока эта компания управляет всего тремя домами. Но, как понятно из названия созданной структуры, цель предпринимателей – взять в управление хотя бы один городской квартал. По расчетам специалистов, коммерческим фирмам будет выгодно заниматься коммуналкой только после того, как они начнут обслуживать 75-80 тысяч квадратных метров жилья. Это примерно один микрорайон Нижневартовска. Впрочем, уже сейчас в тех домах, которые курирует Управляющая компания, средняя стоимость обслуживания одного квадратного метра 14,9 руб. Это при том, что ПРЭТы обслуживают население по тарифам от 13,2 до 14, 9 рублей за квадрат.
"Есть одна простая экономическая формула - пояснил ситуацию один из создателей Управляющей компании «Квартал» Юрий Елин. – Когда ПРЭТ – монополист – для людей это дороже. Если появляется на рынке конкурент, то цены ползут вниз. Многие смогли в этом убедиться, наблюдая конкурентную борьбу между компаниями сотовой связи".
Реформа "снизу", признают ее идеологи, это вынужденная мера. Несколько лет назад нижневартовские строители столкнулись с тем, что дома возводились, а муниципалитет отказывался подписывать все необходимые документы сдачи-приемки объекта. Чиновники действовали согласно закону, который гласил: если здание построено на условиях долевого участия, то владельцем дома должен выступать не муниципалитет, а товарищество собственников жилья. В некоторых случаях новостройка стояла незаселенной по году-полтора. Проблему создания ТСЖ каждый решал по-своему. Товарищества организовывали как строители, которые хотели быстрее сдать объект, так и смелые дольщики, которым надо было срочно переехать в новое здание. Пока в новые дома заселялись только богатые вартовчане вопрос с размером квартплат не особенно заботил руководство ТСЖ. За удобства состоятельные люди деньги платили столько, сколько надо. Но постепенно количество товариществ собственников жилья росло. И социальный статус владельцев новых квартир тоже стал меняться. В результате сейчас в Нижневартовске больше десятка ТСЖ, которые пытаются разрозненно решить одни и те же проблемы: каким образом за разумные деньги обеспечить жильцов полным набором коммунальных услуг. Многие ТСЖ никогда не обременяли себя заключением отдельных договоров с сантехниками, владельцами снегоуборочной техники, электриками и другими специалистами-коммунальщиками. Конечно, так бы было дешевле для жильцов, но очень хлопотно. Поэтому договор на обслуживание заключался с ближайшим ЖЭУ. Соответственно, квартплата в ТСЖ никак не могла быть ниже той, которую платят все остальные вартовчане. Для уменьшения затрат надо отказаться от услуг ЖЭУ и переложить груз поиска специалистов-коммунальщиков и контроля за соблюдением ими условий договоров на плечи домуправов ТСЖ. Но в мелком товариществе собственников жилья зарплату домоуправителя практически невозможно сделать такой привлекательной, чтобы ради нее человек согласился на постоянные хлопоты. Выход из этой ситуации есть - каждому ТСЖ заключить договор с одной специальной организацией /не ЖЭУ/, которая и будет решать все текущие коммунальные проблемы товариществ. Управляющая компания "Квартал" - это как раз такая организация. Она будет конкурировать с нынешними ЖЭУ, по сути, выполняя те задачи, для решения которых и создавались жилищно-эксплуатационные участки.
Есть и отличия. В каждом ЖЭУ создан огромный штат постоянных работников. Соответственно, велики расходы на зарплату. Жилищно-эксплуатационные участки являются структурными подразделениями ПРЭТов, а те - собственники техники и оборудования, а значит, платят большие налоги. В Управляющей компании ничего этого нет. Штат – минимальный. Перед работниками этой компании стоит задача заключить выгодные договоры на выполнение коммунальных услуг и проконтролировать надлежащее качество исполнения. Управляющая компания будет мобильно реагировать на все ситуации, т.к. в любое время сможет нанять любого человека под выполнение конкретной работы. Один из создателей "Квартала" Юрий Елин пояснил: "Сейчас в Нижневартовске очень много людей, которые жаждут работы. Например, зачем содержать на балансе предприятия автопарк, если только свистни и у тебя под конкретную задачу будет и мусоровоз, и автокран, и все что угодно". Единственное, что не сможет сделать такая организация – обеспечить капитальный ремонт здания, не увеличивая квартплаты. Пока это лишь теоретическая проблема, т.к. все современные ТСЖ Нижневартовска созданы на базе новых домов. Но со временем Управляющая компания намерена расширить сферу своей деятельности. "При обязательном участии муниципалитета надо будет создать аккумулирующий фонд для капитального ремонта зданий. - Говорит руководитель "Строительно-Промышленного комбината" Вячеслав Танкеев. – Мы хотим, чтобы в будущем нам разрешили обслуживать несколько микрорайонов. В том числе и такие, где есть старый и деревянный фонд. Только таким путем мы выявим подводные камни нашего варианта реформирования ЖКХ".
Как бы ни пошло реформирование жилищно-коммунального хозяйства, – "сверху" или "снизу", - главное, по мнению высокопоставленных чиновников, чтобы реформы начались. Свое мнение по этому вопросу высказал директор Департамента Госсобственности ХМАО Гаджи Амиров: "Бизнес в сфере ЖКХ – это достаточно прибыльный бизнес и многие хотели бы этим заниматься. Здесь мы передаем карты в руки местных властей. Они должны регулировать все начинания. Мы знаем, на каких фронтах предстоят наиболее ожесточенные схватки. Частным компаниям будет выгоднее всего эксплуатировать котельные, водопроводы, компрессорные станции и тому подобные объекты. Спрос на такие услуги будет постоянным, а значит, вложения будут окупаться. Занятие коммунальными услугами будет менее прибыльным делом, но тоже – ничего".
Хотят ли люди жилищной реформы?
Многих не устраивает грязь в подъездах, ржавые, прогнившие трубы водопровода и множество других неприятных мелочей. Но система ПРЭТов и ЖЭУ всем понятна. Люди знают куда звонить, если у прорвало канализацию и топит сосед сверху. Объединяться в ТСЖ в старых домах никто не спешит. Специалисты полагают, что здесь просматривается боязнь реформ. Вот что считает генеральный директор ЗАО "Жилстрой" Дмитрий Давыдов: "Несколько лет назад я занимался созданием ТСЖ в Москве. Там эта работа оказалась намного благодарнее, чем здесь – в Нижневартовске. У москвичей совершенно другой подход к жизни. Если им выгоднее уйти в товарищество собственников жилья – они это делают. В Нижневартовске, да и, наверное, в других подобных нестоличных городах жители не верят в непонятные начинания. Для горожан пока единственно возможный способ решить коммунальные проблемы – обратиться в ЖЭУ. Поэтому, всем фирмам, которые решили поучаствовать в реформе ЖКХ придется думать – как занять в сердцах людей то же место, которое сейчас занято привычными ПРЭТами и родными ЖЭУ. Управляющие компании, созданные по образу и подобию "Квартала", могут это сделать, т.к. в основе нововведений – старые модели, которые просто довели до ума".
Создатели Управляющей компании понимают всю сложность задачи "достучаться до сердец" простых горожан. Укрепить репутацию новой структуры может хорошая репутация местных властей. Кроме того, горожанам будет спокойнее, если будет известно, что работу частников контролирует муниципалитет. "Наверное, при администрации должен появиться комитет или комиссия, которая будет курировать все вопросы, возникающие при работе Управляющей компании", - считает руководитель "Строительно-Промышленного комбината" и один из организаторов «Квартала» Вячеслав Танкеев. Ему вторит Юрий Елин: "В любом случае администрация города должна выполнять контролирующие функции". Какая модель реформирования ЖКХ приживется в Нижневартовске, станет ясно в начале 2005 года.