Ресурсные центры на Южном Урале "накормят" рабочими "голодные" предприятия
В России обостряется дефицит рабочих специальностей. И в бедном Бурятском крае, и в богатой Югре чиновники и руководители компаний говорят о том, что "рук не хватает". Из-за кадрового голода некоторые предприятия страны вынуждены привлекать на работу иностранных жителей. Вместе с тем, практически также повсеместно, на учёте в службе занятости большая очередь безработных.
Челябинская область придумала, как бороться с этой проблемой. Впервые в УрФО создаются ресурсные центры, которые будут готовить рабочих по дефицитным и приоритетным для экономики региона специальностям. Уже приступило к работе два таких учебных заведения, ещё восемь ждут своей очереди.
Что такое ресурсные центры? Утолят ли он кадровый голод? Кто виноват в том, что в стране не хватает высококвалифицированных специалистов? И что делать с "безработной очередью". Об этом и не только в интервью Накануне.RU рассказала первый заместитель министра образования Челябинской области Татьяна Калугина.
Вопрос: Татьяна Григорьевна, на совещании в уральском полпредстве первый заместитель губернатора Челябинской области Андрей Косилов сообщил о том, что на Южном Урале создаются ресурсные центры. Расскажите, пожалуйста, что это такое? Каковы их функции?
Татьяна Калугина: Как вы знаете, в России принята национальная программа "Качественное образование". В рамках её приоритетных направлений, к сожалению, не оказалось такого уровня, как начальное среднее и профессиональное образование. А поскольку сегодня дефицит рабочих кадров высокой квалификации очень большой, то на уровне регионального правительства было принято решение выделить средства на областную целевую программу по реализации приоритетных нацпроектов, в том числе на создание материально-технической базы начального профессионального образования. А механизмом реализации этого положения стало создание десяти ресурсных центров.
Создание РЦ в федеральный проект не включено, а в региональный мы их занесли самостоятельно. В данном случае губернатор Челябинской области посчитал, что среди тех приоритетов, которые обозначил Президент, на Южном Урале есть ещё приоритет такого характера. Сейчас у нас есть комплекс мер, разработаны порядок действий и концепция развития профобразования. Кроме того, существует программа, которую мы готовим на утверждение на правительственное рассмотрение и в законодательное собрание с тем, чтобы концептуально изменить подходы к этому уровню образования. Надеемся даже где-то поменять мировоззренческую позицию работодателя в отношении этой системы образования, с помощью которой для них готовят кадры. У нас для этого создана комиссия при нашей Ассоциации промышленников, которую возглавляет депутат Госдумы Панов. И мы готовы очень комплексно решать эту проблему, поскольку очень тесно работаем с нашей федеральной службой занятости населения, она сейчас тоже переведена на региональный уровень. Так что у нас есть очень много интересных планов и задумок о том, как поднять начальное профессиональное образование.
Вообще ресурсные центры нужны для подготовки по дефицитным и приоритетным для экономики нашего региона специальностям, они создаются на базе учреждений начального профессионального образования. В частности, профессиональный лицей №11 Златоуста – это строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы. А профессиональное училище №69 Сатки, помимо названных уже строительных направлений, ещё металлообработка, потому что это достаточно серьёзное направление. 10-й профессиональный лицей Челябинска кроме металлообработки ещё автотранспорт. Профлицей№17 Магнитогорска взял на себя создание ресурсного центра в сфере обслуживания. Профессиональное училище №20 Челябинска – металлообработка, машиностроение, автотранспорт, эти же направления у 70-го профучилища. Профлицей№102 – общественное питание и торговля. Профессиональный лицей №46 в Озёрске - строительство, ремонтно-монтажные работы. 90-е профессиональное училище в Магнитогорске – монтажные и ремонтно-строительные работы. Профучилище №99 в Челябинске – дорожно-строительные работы и автотранспорт. Вот уже по этому перечислению вы видите, что в основном в дефиците находятся рабочие и специалисты для системы металлообработки, машиностроения, автотранспорта и сферы обслуживания, включая торговлю, общепит и дорожно-строительные работы.
Вопрос: То есть РЦ будут создаваться на базе…
Татьяна Калугина: Это наиболее выгодно работающие образовательные учреждения, которые имеют социального партнёра и базовое предприятие, которое способно вкладывать средства в то, что планирует образовательное учреждение. Вообще существуют договоры социального партнёрства между базовым предприятием и этими образовательными учреждениями, поскольку генеральные директора и руководители этих предприятий подтвердили желание на создании таких РЦ не только рублём, но и другими способами. Например, законодательной инициативой, потому что многие руководители являются депутатами. Нормативно-правовой базой, потому что определение РЦ, к сожалению, есть только в проектах разработок соответствующих институтов, а государственного проекта, утверждённого правительством или Госдумой, нет. Отсюда, рассматривать его как новый тип или новый вид ОУ мы тоже не можем, поскольку у нас нет нормативной базы. Поэтому подключаются, в том числе, и юристы предприятий, они через свои отраслевые министерства выходят уже на Минюст. То есть, у нас сейчас всё в процессе. И мы со всеми работаем параллельно, но в то же время в одном направлении. Хочу отметить, что вообще ресурсный центр – он только по функционалу, а по виду и типу образовательного учреждения остаётся профессиональным лицеем, колледжем или училищем.
Вопрос: Как осуществляется их финансирование на подготовительном этапе, и кто будет заниматься финансированием впоследствии? Татьяна Калугина: Финансирование этих учреждений осуществляется в рамках областной программы по реализации нацпроектов. На каждый такой центр ежегодно будет выделяться 2,5 млн рублей. Программа принята на два года. А раз их десять, то вы умножаете и получаете соответствующие миллионы. Вторую половину суммы, поскольку стоимость каждого ресурсного центра обходится примерно в 5 млн рублей, берёт на себя работодатель, то есть базовое предприятие, которое есть у данного образовательного учреждения. Кстати, они выбирались по этому принципу: по возможности работодателя вложить какие-то средства в создание этого РЦ и тем самым повысить квалификацию рабочих и специалистов, которые приходят к ним на комбинаты, заводы. |
Хочу отметить, что это финансирование не предусматривает расходы на зарплату сотрудникам. Оно идёт только на приобретение оборудования и наглядных пособий.
Вопрос: А вообще откуда будут браться кадры для работы в этих центрах?
Татьяна Калугина: Кадры те же самые, что в образовательном учреждении, на базе которого создан центр. Конечно, не просто лицей или профучилище меняет вывеску и становится ресурсным центром, нет. Отводятся специальные площади, специальные помещения, где идёт сосредоточение этих новых учебных классов, новых мастерских, новых лабораторий и т.д. И на базе всего этого идёт подготовка уже другого уровня. Но, грубо говоря, в профессиональном лицее человека доводят до 4-5 разряда, это – Госстандарт. Он закончил, но хочет повысить свою квалификацию, - его переводят в ресурсный центр, и он после переподготовки получает 6-7 разряд. С каким разрядом его возьмут на работу быстрее? Ну, конечно, с более высоким. Вот поэтому большинство детей, которые очень хорошо себя рекомендуют, будут переходить в РЦ. Их там учат те же самые мастера, но уже на другом оборудовании, с новыми технологией. Учителя получают надбавку просто за то, что они работают ещё в центре. Надбавка за счёт внебюджетных средств образовательного учреждения, поскольку они не финансируется. Сами педагоги, прежде всего, должны повысить свою квалификацию на базе Института профессионального развития, получить сертификат и только после этого приступить к работе. Не может человек просто перейти из одного кабинета в другой и просто продолжать работать с тем же учеником за другие деньги. Так не бывает.
Вопрос: Как будет происходить сам процесс обучения?
Татьяна Калугина: Предполагается, что ресурсные центры будут обеспечены самой современной техникой, которая сегодня есть по конкретной отрасли. На этой технике по самым новейшим технологиям будут обучаться, во-первых, учащиеся, которые хотят поменять уровень разряда. Ну, допустим, не 3-4 разряда получить выпуск, а 5-6. Это будут специалисты, работающие в сфере начального профессионального образования, ну, допустим, мастера производственного обучения, ведущие подготовку по этим направлениям. И эти ресурсные центры будут использоваться в качестве центров повышения квалификации и переподготовки этих кадров. И, наконец, там будут готовиться кадры, высвобожденные на рынке труда по каким-то причинам. То есть та категория граждан, кого мы называем безработными, или те, кто хотел бы получить иную квалификацию, чем та, что у него есть на сегодняшний день.
Нужно будет создавать современную учебную материально-техническую базу, основу которой составит ПВМ, информационные средства обучения. Нужно также искать современное оборудование, современные наглядные пособия, новые информационные технологии. Они будут использоваться как инструментальные средства поддержки различных видов технологической деятельности при обработке материалов. В принципе, как эффективное средство моделирования машин, оборудования, технологических процессов в реальной жизни, потому что дети сегодня не могут придти на предприятие на практику и их могут не допустить к целому технологическому процессу. Они проходят практику на каком-то конкретном узком участке. А здесь они могут проследить весь технологический процесс по монитору компьютера, увидеть своё место на этой цепочке и понять, что зависит от него конкретно. И уже в зависимости от этого повышать свою квалификацию и предлагать какие-то вещи, которые бы не нарушали бы дискретность этой технологической цепочки, а которые бы, наоборот, повышали эффективность всего процесса. И если на каждой цепочке будет сидеть высококвалифицированный рабочий, то понятно, что весь технологический процесс будет более эффективным. Перечень оборудования для РЦ нам согласован и представлен Институтом развития профессионального образования. Он совпадает с государственными стандартами и требованиями. В том числе активное участие в разработке перечня оборудования принял ЮГУ, в университете есть специальная структура, которая этим занимается. В него вошло до 30 наименований современного оборудования и техники – от комплекта учебно-методических материалов, до мультимедийного демонстративного оборудования и учебной мебели. И этой, конечно, даёт возможность в более современных условиях говорить о подготовке рабочих, соответствующих времени.
Вопрос: Сейчас на каком этапе подготовки находятся эти центры? На сколько вообще рассчитана программа?
Татьяна Калугина: В настоящий момент у нас уже открыты два центра, они начали работу. Это фирма "Кнауфф" и профлицей №61 - они создали РЦ по профессии мастер сухого строительства. И уже сегодня мы можем сказать, что это оказалась достаточно эффективная форма и подготовки рабочих, и переподготовки мастеров, которые всегда работали в традиционном режиме с мокрыми составляющими (штукатурка, отделка). И уже, получая сертификат этого РЦ, выпускники могут достаточно свободно себя чувствовать на рынке труда.
Программа рассчитана на два года. За этот срок мы предполагаем получить в системе начального профессионального образования 20 таких РЦ: сейчас десять и на следующий год ещё столько же.
Вопрос: Татьяна Григорьевна, а откуда взялся дефицит рабочих специальностей? Всегда ли он был?
Татьяна Калугина: Во-первых, в условиях социалистического ведения хозяйства, планового, была другая система подготовки кадров и их распределение - закрепление за базовым предприятием. Там совершенно чётко было определено, что профучилища создавались в структуре базового предприятия для подготовки кадров для того или иного завода, фабрики. Затем, когда учебные заведения стали более самостоятельными, они выделились в самостоятельное юридическое лицо и стали готовить кадры по более широкому спектру, нежели есть необходимость. Но тем не менее, базовые предприятия были сохранены, поскольку основная часть выпускников шла к ним.
Сейчас поскольку поменялась нормативная база образования, экономики и вообще всего общества, нет государственного документа, закрепляющего предприятия за училищами, профлицеями – у них нет обязательств направлять специалистов только туда. Естественно, получилась разбалансировка спроса и предложения. Училища, поскольку они не финансировались со стороны государства, естественно, начали заниматься подготовкой кадров по заявкам населения. Поэтому встречаются такие парадоксы: в профессиональном лицее, где готовят металлургов, можно обнаружить подготовку бухгалтеров или работников аудита, таможенников каких-нибудь или работников торговли. То есть то, что в другие времена было не возможно. А поскольку все эти группы бюджетом не финансируются, а база позволяет принять, то контрольные цифры по базовым рабочим сокращаются, материально-техническая база, аудиторный фон сохраняются, принять учащихся могут, количество педагогов сохранено – им нужна нагрузка, чтобы получить заработную плату. Вот поэтому и набирались такие "потусторонние" группы, но уже на платной основе. Все, кто там получал образование, шли самостоятельно устраиваться. И потребность, которая возникла у предприятий, не стала покрываться выпускниками, которые сегодня обеспечивают профучилища. А поскольку они были выброшены из системы государственного финансирования, то так и получилось, что они сами стали жить самостоятельно, пытаясь выжить в этой системе.
Естественно, потребовалось время, чтобы понять: если мы не будем вкладывать деньги в эту систему, как раньше, то и результат будет соответствующий: сегодня основной дефицит рабочих кадров в экономике России, и у нас в том числе, по высококвалифицированным рабочим и по специалистам со средним профессиональным образованием. А специалистов с высшим - уже переизбыток идёт. Поэтому сейчас есть явный перекос подготовки кадров для любых секторов экономики. Если посмотреть на баланс или на удельный вес рабочих специалистов по любым отраслям, то мы увидим, что людей с высшим образованием от 30 до 40%. А рабочих – около 10-15%. А основную-то работу кто делает? Рабочие. Кто нас стрижёт, кто за нами ухаживает после операции, кто нас возит на машинах, кто прокладывает дороги? То есть кто делает самую трудную работу? Рабочие, конечно. Но человек должен всё это делать не просто потому, что ему за это платят, а квалифицированно, со знанием дела. Более того, умея пользоваться при этом современными технологиями: не просто "бери больше, кидай дальше", а совершенно в новой стилистике рыночных отношений, когда можно пользоваться и компьютерной технологией, и информационной базой, и когда можно получить представление об опыте работы другого специалиста или с другого региона какой-то части рабочих. И так далее.
То есть ситуации совершенно другого подхода той части, которая у нас оказалась провальной. Это все понимают: и бизнесмены, и руководители государственного сектора экономики, и частного сектора, и местные чиновники. Я точно знаю, что эта ситуация не только у нас, точно также и в Екатеринбурге, и в Москве, и в Липецке. И везде сейчас работают над этой проблемой, потому что она стала проблемой нового века. Понимаете, с одной стороны, повсеместно создалась иллюзия вузоцентризма - ВУЗы переполнены. С другой стороны, уровень среднего профессионального образования остаётся за бортом. А начальное профессиональное образование тем более.