Римейк Уральской республики бродит по УрФО
Сколько территорий останется в Российской Федерации после марта 2004 года? Ответа на этот вопрос, как нам кажется, пока не знает никто, даже те, кто эту идею инициировал.
Как всегда есть своя версия у вечного лидера ЛДПР. Владимир Жириновский, отрабатывая лояльную, негласную позицию кремлевских политтехнологов в выборногосдумскую пору, приезжал накануне избрания Чернецкого мэром Екатеринбурга агитировать за его соперника Осинцева /"Есть второй претендент на этот пост /смотрит в листочек/ О`синцев… Оси`нцев, как лучше? Угму, Осинцев, заместитель председателя правительства области", - вещал с трибуны Владимир Вольфович/ и заодно все местным журналистам про все политические дела рассказал."Наша позиция – укрупнение территорий. Мы рады, что это уже началось в Пермском крае. Лет через 5-10, я думаю, будет 15 крупных территорий. Они будут называться край или губерния. Хотя край – более красивое слово. Будет Пермский край, Сибирский, Уральский, Московский, Поволжский… А руководителей надо назначать, чтобы меньше воровали !", -припечатал проект территориально-административной реформы самый яркий прогнозист от российской политики.
И нечего ухмыляться. Владимир Вольфович давно и прочно известен в московских политкулуарах тем, что без особых этических проблем работает оратором, запускающим самые сложные "пробные шары" в общество. Для обсуждения, чтобы проявить отношение к той или иной спорной, сложной идее Кремля.
А потому к его словам, по крайней мере, части их стоит прислушиваться. К этим особо, ибо 7 декабря на один субъект в России все же стало меньше. Коми-пермяки вошли в состав Пермской области. И президент, отвечая на вопросы сограждан, недвусмысленно подчеркнул: будут инициативы с мест по поводу укрупнения - препятствовать не станем, но Конституцию пока менять не стоит.
Не надо быть закоренелым зубром от политики, чтобы уяснить намек. Свердловский губернатор Эдуард Россель намек не просто понял, он увидел в нем перспективу продолжения своей многолетней карьеры. Про первый взрыв объединительной активности на Среднем Урале, последовавший спустя пару дней после избрания в третий раз губернатором, мы уже писали. Тогда Эдуард Россель предложил объединить Курганскую, Челябинскую и Свердловскую области в единую террединицу, дабы решить проблемы единственной дотационной территории в УрФО.
Олег Богомолов и Петр Сумин резко отпарировали в том духе, что пусть своими делами занимается, раз избрали, а мы у себя как-нибудь разберемся.
Россель настаивает. Накануне он опять разъяснял журналистам, которые вообще-то нужны для того, чтобы рассказывать власти - о чем люди думают и наоборот людям - о чем власть думает, смысл объединительной инициативы. Одновременно в среднеуральские издания запускается слух, о котором мы тоже писали. Грызлов уходит в спикеры Госдумы, Латышев на пост министра МВД, Россель на пост уральского полпреда.
Столько случайно интересных вещей происходит в одном почти месте, в одно почти время, что думать об их случайности уже не получается. Приходится думать о преднамеренности, несмотря на то, что думать вообще-то нужно о наступающем Новом годе.
Войти в новый год без Чернецкого, как мечталось свердловскому губернатору до 21 декабря, не получается. Авторы идеи про его взлет в полпредское кресло прогнозировали через местные подконтрольные интернет-ресурсы, что свердловский губернатор как раз до боя курантов может под будущее назначение оставить губернаторский пост. Сегодня у губернатора последняя в 2003 году пресс-конференция, посмотрим.
Но сейчас не об этом, как говаривал известный персонаж самого предновогоднего фильма страны. Сейчас о цели, смысле, содержании и реакции на саму идею.Начнем с последней.
Поскольку все губернаторы субъектов, входящих в Уральский федеральный округ, накануне побывали в Челябинске на окружной коллегии по социальным делам, кроме, естественно, самого объединительного идееносителя, то поймать их, чтобы выяснить позицию, особого труда журналистам не составило.
Губернатор Курганской области Олег Богомолов был на сей раз более подробен в комментариях.
"Господин Россель мне не звонил, мы с ним эту пробмлему не обсуждали. С Петром Ивановичем /губернатор Челябинской области Петр Сумин - примечание редакции / посоветовался, они с ним тоже эту промлему не обсуждали. Хотя о такой серьезной проблеме, наверное, надо где-то встретиться, обговорить. Какие мысли у него есть, какие шаги реальные после этого политического заявления могут быть сделаны. Это, с одной стороны. С другой стороны, вообще ради чего это и почему Эдуард Эдгартович вдруг уверовал, что он способен решить проблему Курганской области путем объединения?", - говорит Богомолов.
И, размышляя над самой возможной процедурой, добавляет: "Надо еще на многие вопросы ответить, поменять Конституцию, провести референдум. Я могу свою точку зрения высказывать, но еще должно высказать свою точку зрения население. А потом я не уверен, что у нас при объединении появятся деньги и что у Росселя эти лишние деньги есть. Если есть лишние деньги ,то пусть он их просто передаст на поддержку аграрного сектора и социальной сферы Курганской области. Я не буду возражать...Но, я думаю, что лишних денег нет. И у Сумина есть свои проблемы, я знаю об этих проблемах. Мы с ним часто общаемся, разговариваем. А что у Свердловской области есть возможность построить новое предприятие, есть возможность инвестировать экономику Курганской области? Так что мешает сейчас инвестировать экономику?"
Есть у курганского лидера и аргументы из серии - опыт времен: "Такая практика была - объединение малых неперспективных деревень в крупное. 400 сел в Курганской области исчезло, где жили люди, где выращивался скот и обрабатывалась земля. Все изчезло совсем. Сейчас на центральных усадьбах - всех туда свели - еще хуже,чем было. Когда у нас все строительные главки были в Екатеринбурге, то наша строительная отрасль развивалась по остаточному принципу... Только когда самостоятельный главк стал в Кургане, смогла развиваться строительная индустрия. Начал расти профессиональный уровень, развиваться домоостроение. Почему, когда была единая энергетическая система общая с Екатеринбургом, наша энергетическая система не развивалась, что мешало развитию? И почему она сейчас в таком плачевном состоянии? Потому что она развивалась по остаточному принципу...
Я не вижу положительных направлений и результатов, которые мы можем получить в ближайшем будущем. Это первое. Второй вопрос, захотят ли жители в отличие от Росселя, проведя референдум, потерять, отдать часть доходов? Я не знаю, что скажут люди , а свою точку зрения я сказал: на данном этапе-категорически против."
Кстати, накануне депутаты Курганской областной думы внесли изменения в Устав Курганской области, согласно которым срок полномочий губернатора и депутатов областной думы будет продлен с 4 до 5 лет, начиная со следующих выборов губернатора и депутатов Облдумы, которые состоятся в ноябре 2004 года. Мы совсем не утверждаем, что одно связано с другим. Но мотив нежелания куда-либо вливаться и с кем-либо соединяться, теряя пост зависимого пока лишь от дотаций центра и собственных избирателей, руководителя субъекта федерации в словах Олега Алексеевича явственно присутствует.
Что думает челябинский губернатор Петр Сумин? Его реакция тем более интересна, что Южный Урал в отличие от Среднего, совсем недавно очутившегося в регионах-реципиентах, экономически вполне самодостаточна.
"Если говорить в целом по вопросу объединения отдельных субъектов Российской федерации в целом, я согласен, их должно быть не 88, а в пределах 50 регионов, но они должны быть самодостаточными, хорошо развивающимися,"-размышляет Петр Сумин и продолжает: "Но объединять такие области как Челябинская, Курганская со Свердловской - это абсурд. В этом нет никакой необходимости. И, если эта идея будет развиваться дальше, я смогу доказать и показать на логарифмической линейке, и на компьютере, и на любой технике, что такая область как Челябинская только потеряет. И эту идею считаю нелепой, ненужной и абсурдной. И однозначно буду выступать против этого."
Итак, реакция в регионах пока слышна лишь негативная.
О смысле единения в Уральскую республику. Смысла вырисовывается два: общая тенденция развития российской государственности на данном этапе и сокращение всех и всяческих управленческих расходов плюс экономическая выгода. Отрицать их состоятельность с налету трудно. Это надо именно считать, как говорил челябинский губернатор, с применением техники и специально обученных людей.
И, наконец, о цели. Цели и резоны, которые имеются у центра в объединительных процессах и у Эдуарда Росселя, все же различны. Центр интересует прежде всего управляемость страны и ее экономическое развитие. Свердловского губернатора, скорей всего, собственные политические амбиции, некогда не в контексте той политики того Кремля, им уже однажды провозглашенные. За ту инициативу по созиданию Уральской республики земляк Ельцин лишил Росселя поста регионального начальника. Но сейчас это даже к лучшему. Видите, как давно Эдуард Эргартович вынашивает столь полезные для страны идеи, которые оказались ныне востребованными? Явно следует заметить и поручить именно ему единительные процессы.
Есть маленькое НО. Если посмотреть на пример Сергея Собянина, который пока никак не может сшить, сложить в целое Тюменскую область, будучи при этом и одним из разработчиков козаковских законов, и принят в Кремле, как никто другой из шести губернаторов УрФО, то откуда взяться уверенности в умах вершителей стратегии государства российского, что одиозно известный своим неумеренным стремлением к лидерству среди равных, самый богатый прожитыми годами, жестко критиковавший совсем недавно вертикаль власти губернатор одной из областей сможет стать более успешным собирателем земли русской на территории округа?
По Жириновскому регионов останется пятнадцать лет через 5 в самом скором случае. Но действовать-то надо уже сегодня. Путин создал федеральные округа числом 7. Во время прямого эфира оценил их роль как положительную. Но при этом заметил ,что ни ответственности, ни прав у субъектов федерации этот институт госвласти никоим образом не отменяет.
Ответа на вопрос - сколько цветов понадобится картографам для раскраски административной карты России после марта 2004 года пока по-прежнему нет...