27 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Удвоение ВВП через инновационный прорыв?

Если Россия сумеет организовать инновационный прорыв, то к 2015 году ВВП на душу населения достигнет $20 200. И россияне будут жить не хуже, чем португальцы... в 2003-ем. Такова суть долгосрочного прогноза социально-экономического развития России, который Минэкономразвития представило в Правительство 10 декабря. Однако эксперты в организаторских способностях государства, прямо сказать, сильно сомневаются. Ведь в минувшем 2004-ом /предшествующем, как пишут авторы прогноза, "поворотному рубежу" к лучшему/ Россия с экономическими задачами, сформулированными Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию, "справилась" с большой натяжкой. ВВП вопреки прогнозным оценкам упустил свой шанс удвоиться еще в третьем квартале года, и на запланированные показатели инфляции, уже очевидно, мы тоже не вышли. При этом отток капитала из страны увеличился аж на $10 млрд - а это половина Стабилизационного фонда страны.

Напомним, с первых же вступительных слов в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент обозначил: " Наши цели абсолютно ясны. Это высокий уровень жизни в стране, жизни – безопасной, свободной и комфортной. Это – зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это – укрепление позиций России в мире, а главное, повторю, - значимый рост благосостояния граждан". В числе же первоочередных общенациональных задач Владимир Путин назвал: " удвоение за десятилетие валового внутреннего продукта /ВВП/, уменьшение бедности, рост благосостояния людей и модернизация армии". " Сегодня, впервые за долгое время, мы можем прогнозировать нашу жизнь – даже не на год, а на десятилетия вперед", - уверенно заключил тогда глава государства. И именно в этом Правительство, если не Президента, то российский народ явно сильно разочаровало. Ведь прогнозировать жизнь абсолютному большинству населения страны более чем "от зарплаты до зарплаты" по-прежнему "удается" с большой натяжкой.

Правда, в 2003 году и в первой половине 2004-го, отмечают эксперты, мы видели необходимый для удвоения ВВП рост в 6-7%. Однако уже в третьем квартале рост ВВП составил в среднем 0,4% в месяц – что в два с лишним раза ниже, чем во втором. С промышленным производством во второй половине года дела обстояли еще хуже: среднемесячный рост в третьем квартале, по данным Минэкономразвития, оказался практически нулевым /против 0,9% в месяц во втором квартале/, а в сентябре вообще упал "в минус" на 0,1%.  Тем временем Минэкономразвития объявило об очередном понижении прогноза экономического роста на 2004 год - с 6,9% до 6,8%, и роста промышленного производства – до 6,5-6,7% против ожидавшихся 7,1%. Инфляция по итогам года прогнозировалась, вместо запланированных 10%, - 10,5%. А с учетом того, что к концу года цены всегда растут быстрее, - еще выше 11,5%.

Наряду с этим, обрадовали чиновники, самые пессимистичные прогнозы об инфляции в 13% не сбудутся, российская экономика окончательно избавилась от последствий банковского кризиса /или, вернее, кризиса доверия/, а рекордные доходы от экспорта нефти и газа в 2004 году пополнили Стабилизационный фонд страны на колоссальную сумму. Его размер превысил $20 млрд. Золотовалютные резервы увеличились почти на 70% и приближаются к отметке $120 млрд. Это рекордный показатель за всю историю Российской Федерации и Советского Союза. Надо сказать, Правительство даже озадачилось, что же теперь делать с образовавшимися "излишками": тратить на реформы, выплату госдолга или приберечь на случай резкого падения цен на нефть и газ /еще в ноябре этому вопросу ведущие экономисты страны и правительственные чиновники специально посвятили круглый стол/. В декабре в Кремле на пресс-конференции, посвященной подведению итогов года, Владимир Путин сообщил, что был сокращен государственный внешний долг - его доля в ВВП снизилась до 20%.

Наконец, главный козырь, коим правительственные чиновники кроют все возникшие по итогам года "озабоченности", - это рост реальных доходов населения. Этот показатель намного опередил рост экономики, составив по итогам года 9%. Пенсии выросли примерно на 5%, а заработная плата, по разным подсчетам /точной статистики, как признался Президент на декабрьской пресс-конференции, даже ему получить не удалось/, - на 10-12,5%. Только вот значимого роста благосостояния граждан, о чем говорил в своем послании Владимир Путин, и уменьшения вдвое бедности в стране так и не произошло.

И самый серьезный просчет, пожалуй, в отсутствии четко сформулированной "экономической модели развития России", которую еще в 2002 году торжественно пообещал Михаил Касьянов, - у страны нет "модели развития" кроме пресловутой "сырьевой иглы". А как показал опыт 2004 года, лозунги на роль целей и планов на будущее, действительно, не годятся. Организаторские же способности государства в решении поставленных Президентом задач оставляют желать лучшего. Претерпевающие многочисленные уточнения программы не носят такого жестко регламентирующего характера, какой носили планы советских пятилеток, а выступают, скорее, сценарием, точнее, вероятным сценарием развития... Российский ВВП по-прежнему растет исключительно из-за высоких цен на нефть, а потенциал сырьевых отраслей ограничивается размерами экспортной трубы.

Отток капитала из страны в 2004 году составит, по оценке Минэкономразвития, порядка $12 млрд. Подобный рост наблюдался только в 2001 году - $15 млрд, и в 1997 году, когда отток составил $18 млрд /для сравнения, в 2003 году - лишь $2 млрд, а в 2002 г - $8 млрд/. По мнению главы Минэкономразвития Германа Грефа, причины столь бурного бегства капитала в том, что инвестиционный климат в России остается "недостаточно привлекательным", а экономика еще "не готова переварить" большие объемы капиталовложений. Отток капитала будет остановлен, предположил Греф, к 2007 году. Правда, каким образом, министр не уточнил.

Что касается роста реальных доходов населения, чиновники Минэкономразвития обещают, при сохранении наметившейся благоприятной тенденции, к 2007 году весьма вероятно сокращение вдвое /то есть до 10,5%/ доли россиян с доходами ниже прожиточного минимума. Однако, отмечают эксперты, "качественного" сокращения бедности в стране не наблюдается, рост доходов остается крайне неравномерным.

Даже по официальным данным, разрыв между доходами самых бедных и самых богатых россиян к середине 2004 года достиг 15-ти раз /в 2003 году он составлял 14,3 раза, а в 2002 году - 14 раз/. Кроме того, доходы большей части населения страны настолько незначительно превышают прожиточный минимум, что отнести ее к "среднему классу" если возможно, то с большой натяжкой.

России нужен инновационный прорыв

"Существующая структура российской экономики не позволяет ей расти более чем на 5-6% в год", - констатировал глава Минэкономразвития Герман Греф на заседании Правительства 22 декабря на рассмотрении среднесрочной программы социально-экономического развития России на 2005-2008 гг. Эта программа предусматривает развитие практически всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, образования и здравоохранения, при этом ее основа – переход от целевой к инновационной экономике. В частности, разработчики программы предусмотрели серьезное развитие жилищного строительства и такой важнейшей высокотехнологичной отрасли, как авиастроение. Минпромэнерго внесло в Правительство проект создания на базе существующих заводов мощной авиастроительной корпорации, которая стала бы конкурентоспособной в мире /в бюджете на 2005 год ассигнования на авиастроение увеличены в 4 раза, в общей сложности на развитие этой отрасли предусмотрено 15 млрд руб/. Вслед за авиацией, полагают разработчики программы, потянутся и все остальные отрасли, нуждающиеся в высоких технологиях.

Что касается роста ВВП в 2005 году, по словам главы Минэкономразвития, он может снизиться до 4,5% даже при сохранении высоких цен на нефть не ниже $30 за барр. В том случае, если не будет позитивных сдвигов в конкурентоспособности российских компаний и правительство не проведет эффективных преобразований в данной сфере, - заключил Греф. Добавив, что еще одним из основных факторов замедления экономического роста в России является снижение темпов реформ в стране и снижение уровня доверия бизнеса к власти.

Греф также сообщил, что в соответствии с прогнозом социально-экономического развития, среднегодовой рост ВВП в 2005-2007 гг. ожидается на уровне 6,1%. Как признался министр, "этого недостаточно для решения поставленных ранее задач" перед Правительством. При этом премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что задача удвоения ВВП с повестки дня не снята. " В программе социально-экономического развития до 2008 года должно быть сформулировано, что мы получим к 2008 году", - указал глава правительства. При этом он обратил внимание на необходимость четкой увязки программы с посланием Президента и основными направлениями деятельности Правительства. Получается, что сегодня Россия все еще готовится к решению задач вчерашнего дня?

Добавим, по базовому варианту прогноза экономического развития Россия не вырвется из "сырьевой ловушки" ни к 2012, ни к 2015 году. Второй, инвестиционный сценарий развития предполагает, что российская экономика по-прежнему будет опираться на экспорт сырья. При этом Правительство будет делать ставку на "капиталоемкие проекты", нацеленные на наращивание объемов добычи и "развязку узких мест" в транспортной инфраструктуре, а также "обеспечение населения доступным жильем" и превращение аграрного сектора в один из "серьезных источников" экономического роста.

Доля государственных инвестиций в ВВП в этом случае возрастает до "как минимум 5%", а темпы роста с 6,1% в 2005-2007 гг. до 7,1% в 2011-2015 гг. Однако чиновники Минэкономразвития признают, что "выигрыш количества - темпов роста - оборачивается относительными потерями в качестве. Капиталоемкие проекты развития нефтегазового сектора и транспорта относительно ограничивают пространство роста постиндустриальных секторов и вызывают перенапряжение в инвестиционной сфере", - говорится в проекте прогноза /"Ведомости"/.

Третий сценарий развития - инновационный. По мнению чиновников Минэкономразвития - наилучший. Его можно рассматривать как "сценарий открытой экономики", в которой структура инвестиций и производства интенсивно смещается в пользу информационного и высокотехнологичного сектора, доля которого вырастет с нынешнего уровня в 8,6% до 17% в 2005 году. По мнению авторов прогноза, инвестиционный климат в стране при таком варианте будет неуклонно повышаться и уже к 2007 году частный сектор из экспортера капитала станет его импортером.

Таким образом, если Россия сумеет организовать инновационный прорыв, то к 2015 году ВВП на душу населения достигнет $20 200. Что соответствует уровню Португалии и Чехии, каким он был в 2003 году. Между тем, напомним, в своем прошлогоднем послании Федеральному Собранию Владимир Путин констатировал, что " мы до сих пор не смогли догнать самих себя образца 1989 года".

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС