13 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBvqz6
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/garbage/debris/ground/, лучшие цены по ссылке.
Услуги мастера: http://perevozki.youdo.com/cars/company/, лучшие цены тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

"Газовый ОПЕК" России: быть или не быть?

Глава экспертного управления администрации Президента РФ Аркадий Дворкович накануне категорически опроверг идею создания Россией "газового ОПЕК" на постсоветском пространстве. Однако эксперты уверены, что теоретически некое газовое объединение может быть создано. Если в него войдет еще и Иран, то это обеспечит альянсу идеологический контроль над половиной мировых запасов газа. Но появление нового игрока на мировой арене станет дополнительным раздражителем для "картелей потребителей" Европы и США. И тому вчера уже появились первые подтверждения. Впрочем, вынашивая столь амбициозные геополитические и геоэкономические планы, пусть и теоретические, из-за накопившихся проблем на своем внутреннем рынке, Россия может оказаться, что называется, в роли сапожника без сапог.

Фото: Накануне.ruФото: Накануне.ru

С идеей образования газового альянса стран производителей и транзитеров выступил президент Российского газового общества, председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев на недавно прошедшем в Госдуме заседании Наблюдательного совета Российского газового общества. "Это нельзя назвать тоской по советскому прошлому – ведь речь идет не о восстановлении некоей политической империи, а об интеграции на основе взаимной экономической выгоды", - заверил собравшихся Язев.

Сегодня, описывая картину отношений в газовой сфере на европейско-азиатском пространстве, условно можно выделить три составляющих. Есть США и Евросоюз, чьи энергетические потребности, и сейчас немаленькие, будут расти. Есть Индия, Китай и страны АТР,  также стремительно наращивающие свои аппетиты в нефтегазовой сфере. И есть объект их энергетического интереса – страны бывшего СССР, сегодня – сообщество независимых государств, внутри которого существуют давние и сложные отношения, связанные с производством, транзитом, поставками энергоресурсов. По мнению г-на Язева, именно оформление отношений "вокруг трубы" позволит России – крупнейшему производителю и экспортеру газа, и нашим соседям по СНГ, добывающим голубое топливо и осуществляющим транзит, обеспечить энергетическую безопасность, а значит, стабильность на всем евразийском пространстве, а в перспективе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Валерий Язев, президент Российского газового общества, председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи: У этих стран есть два пути построения своей энергетической политики – по принципу соперничества, в формате "каждый за себя", или по принципу сотрудничества. До сего дня мы шли скорее по первому пути, что объяснимо, но вряд ли перспективно, особенно на фоне стремительно разворачивающихся как в Европе, так и Азии интеграционных процессов. Я думаю, правильный путь – путь сотрудничества, экономически обоснованного и взаимовыгодного. Одним из вариантов такого сотрудничества и мог бы стать некий газовый альянс.

О возможности такого объединения, напомним, президент Владимир Путин говорил еще в 2002 году. На неформальном саммите глав СНГ в Алма-Ате было сделано совместное заявление глав Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и России о взаимодействии по вопросам энергетической политики и обеспечению защиты интересов стран-производителей газа. Сегодня эти страны, убежден г-н Язев, могут стать костяком альянса. Также логичным, по его мнению, выглядит вступление в него Украины, Белоруссии, Молдавии. Именно этим государствам, производящим и транспортирующим природный газ,  есть смысл согласовывать свои позиции по стратегически важным вопросам в энергетической сфере для достижения максимальной взаимной выгоды. В списке тем возможных взаимных согласований - проблемы доступа и развития транспортной системы, вопросы ценообразования, согласования доходов и рентабельности в добыче и транспортировке, стратегическое планирование и прогнозирование развития газовой отрасли в регионе.

Фото: www.gazprom.ruА способом оформления таких отношений может стать Газовый Меморандум – документ, определяющий цели, задачи и правила игры в газовом бизнесе для государств, подписывающих этот документ. "На мой взгляд, не стоит стремится подписать его прямо сейчас, также как нет необходимости создавать альянс как некую организацию, с четко прописанными Уставом, структурой, органами управления. Сперва нужно прийти к общему пониманию по большинству  заявленных выше вопросов. Тогда это действительно будет долговременный и плодотворный союз", - считает Валерий Язев. На самом деле, утверждает он, движение в сторону такого союза уже происходит. Решения, принятые в Сочи в рамках неформального саммита ЕврАзЭС, где главы государств – его членов поддержали идею создания единого энергетического рынка в рамках Сообщества,  лучшее тому подтверждение. Между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном осуществляются двух- и многосторонние энергетические проекты. В частности, разведка, добыча и транспортировка нефти и газа, развитие магистральных электрических сетей для переброски избыточных мощностей в соседние страны. ОАО "Газпром" ведет активную политику по оформлению отношений в энергетике с украинскими, белорусскими, казахстанскими, туркменскими, таджикскими компаниями. "Не менее важно, на мой взгляд, двигаться к объединению, к пониманию общности наших интересов в энергетике и в поле общественной дипломатии", - подытожил депутат и предложил инструмент по объединению энергетических интересов стран бывшего СССР на неправительственном уровне - Международный альянс национальных некоммерческих организаций газовой промышленности стран, производящих и транспортирующих газ (сокращенное название - МАННГО).

Накануне.RU(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU"Такой  альянс  может быть сформирован на добровольной основе с объединением национальных некоммерческих отраслевых организаций и/или ведущих газовых компаний стран, производящих и транспортирующих природный газ. Его целями должны стать формирование консолидированной позиции газового бизнес-сообщества стран-участников по важнейшим вопросам функционирования газовой отрасли, выработка рекомендаций для правительств и корпораций по этим темам, формирование конструктивного общественного мнения по вопросам взаимодействия стран бывшего СССР в энергетической сфере", - заявил Валерий Язев, при этом он подчеркивает, что двусторонних соглашений, бизнес-договоренностей и неправительственных контактов все же недостаточно для усиления позиций России и стран СНГ на мировом энергетическом рынке. Важно, чтобы это стало одним из элементов государственной политики.

Валерий Язев, президент Российского газового общества, председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связиИ здесь многое зависит от внятной позиции правительств, в первую очередь – российского, коль скоро Россия может и должна взять на себя альянсообразующую роль. Нужны оформление государственных отношений с другими странами в сфере энергетики, либерализация рынка газа, синхронизация и гармонизация этого процесса с аналогичными процессами в странах зоны наших газовых интересов. Это ускорит нахождение общего языка и расширение сотрудничества в энергетической сфере на пространстве бывшего СССР, которое сделает нас и наших партнеров более конкурентоспособными в глобальном масштабе.

Большая экономика, разумеется, это всегда еще и большая политика. "Холодная война" - именно так наблюдатели окрестили нынешнее состояние мирового рынка энергоносителей, на фоне которой заявления Валерия Язева выглядят завуалированным ответом российских властей и "Газпрома" на активные лоббистские действия европейских и американских компаний.

По сути, МАННГО - это газовый аналог ОПЕК (организации стран-экспортеров нефти, диктующих мировые цены на этот вид топлива) - противовес складывающемуся альянсу европейских и американских потребителей энергоресурсов, уверены независимые эксперты.

Речь идет, прежде всего, о противостоянии России и Европы, которая требует присоединения России к Энергетической хартии и отказа от газовой дипломатии. Что подтвердил и сам депутат. Отметив, что исходно мысль об образовании газового альянса на постсоветском пространстве принадлежит президенту Владимиру Путину, он объяснил, что "в этом году она [идея] временно затухла в связи с проведением в Петербурге саммита G8". "Но после того как переговоры федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель с президентом Франции Жаком Шираком привели к созданию атлантического альянса, который поставил перед Россией требование подписать Энергохартию Евросоюза и транзитный протокол, расстановка сил на газовом рынке кардинально изменилась", - пояснил Валерий Язев, подчеркнув, что в лице Евросоюза Россия сегодня "имеет картель потребителей", который пытается навязать свои правила игры. Иными словами, депутат и выступил с идеей МАННГО для коррекции баланса сил в мире.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Однако независимые эксперты, отметим, ставят под сомнение необходимость создания газового аналога ОПЕК. Директор Института Энергетической Стратегии, д.т.н., профессор Виталий Бушуев обращает внимание на тот факт, что на саммите "Большой восьмерки" (G8), прошедшем в июле в Санкт-Петербурге, где обсуждалась тема энергетической безопасности, президент Путин призвал к выработке единых подходов к этому вопросу для сближения позиций между производителями и потребителями энергоресурсов. Создание же нового игрока на мировом рынке - газового альянса - может стать яблоком раздора, объясняет эксперт.

Профессор Виталий Бушуев, директор Института Энергетической Стратегии, д.т.н. Новую организацию, по типу ОПЕК, на мой взгляд, создавать не следует. Это только лишь станет дополнительным противостоянием между потребителями и поставщиками энергоресурсов, в то время как мы пытаемся найти взаимопонимание в рамках глобальной энергетической безопасности. Раз уж мы провозгласили свою роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности, то должны не только не доводить дело до "холодных газовых войн", а, напротив, стараться нейтрализовать конфликты в самом начале. То есть, Россия с одной стороны, ратует за долгосрочные договоренности между всеми и вся, а с другой - начинает что-то диктовать.

При этом эксперт отмечает, что в Энергетической хартии, на подписании которой Россией настаивает Евросоюз, оговаривается свободный доступ иностранных компаний к российским энергоресурсам взамен свободного доступа российских компаний к розничной газотранспортной сети в этих странах: "Но к розничной сети они нас не пускают. Ни Великобритания, ни Польша не хотят продавать нам свои транспортные системы, так почему же мы их должны допускать к своим внутренним ресурсам!? Тут, действительно, есть явные внутренние противоречия, нет договоренности, но я не вижу необходимости друг друга шантажировать. Последствия могут быть нежелательными для всех", - отмечает Виталий Бушуев.

Словом, создание МАННГО может только усугубить ситуацию на мировом энергетическом рынке. Однако, убежден эксперт, идея образования альянса по отраслевому или территориальному признаку для формирования консолидированной позиции бизнес-сообщества стран его участников по важнейшим, самым разным насущным вопросам, и выработки рекомендаций для правительств, безусловно, полезна.

Фото: ГазпромТак, например, продолжает он, не оправданы те жесткие экономические условия по газу, которые Россия выставляет сегодня Белоруссии. Президент Белоруссии Александр Лукашенко вчера, напомним, более чем втрое, с $5 млрд до $17 млрд, повысил свою оценку ОАО "Белтрансгаз" – актива, который должен помочь Белоруссии снизить цену на российский газ с предложенных "Газпромом" $200 за 1 тыс. кубометров до $130-140. В России же по-прежнему считают, что "Белтрансгаз" стоит максимум $2 млрд. Так вот, обращает внимание Виталий Бушуев, учитывая политические, военные, экономические и социальные интересы нашей страны, связанные с Белоруссией, России не следовало бы столь жестко диктовать ей цену на газ, в отличие, например, от Грузии, по отношению к которой подобная политика и жесткие экономические условия вполне оправданы. "Если Белоруссия в политическом отношении нам нужна, то давайте будем определять, сколько это стоит. И здесь, я считаю, цена газа как раз и должна определяться, с одной стороны, в результате переговоров хозяйствующих субъектов, а с другой - с точки зрения политических интересов. Таким вот образом, как это делает сегодня Россия, отталкивать от себя Белоруссию, я считаю, недальновидно. В отношении с Грузией это было бы оправдано, где в политическом отношении стороны уже давно перестали уважать друг друга ", - объясняет независимый эксперт.  

Таким образом, с одной стороны, учитывая тенденции мирового рынка, газовая консолидация на постсоветском пространстве актуальна. Тем более, что газовая отрасль России жестко привязана к соседним территориям и маршрутам доставки системой магистральных газопроводов, базирующейся на технологически единой инфраструктуре бывшего СССР. В конце концов, странам производителям и транзитерам сырья давно пора заявить об отстаивании собственных интересов. А если в этот альянс войдет еще и Иран, то это обеспечит МАННГО идеологический контроль над половиной мировых запасов газа. Но с другой стороны, появление на мировой арене нового игрока, этот смелый шаг идет в разрез с курсом России, взятым на обеспечение глобальной энергобезопасности и определенную смену акцентов в самом понятии энергобезопасности. Раньше под этим подразумевалось, прежде всего, стабильное снабжение потребителя. Теперь же коллеги России по "восьмерке" согласились, что сюда входят и интересы поставщика. И появление объединенного газового сообщества станет дополнительным раздражителем для Европы и США.

Фото: Дмитрий Пленкин www.itogi.ruИ тому уже появились первые подтверждения. Накануне американская газета "Файнэншл таймс" сообщила об опасениях НАТО по поводу того, что Россия создаст "газовый ОПЕК", который укрепит рычаги воздействия Москвы на Европу. По данным издания, на прошлой неделе экономический комитет НАТО разослал послам всех 26 стран-членов североатлантического альянса конфиденциальный доклад, в котором утверждается, что Россия, возможно, стремится создать газовый картель с участием Алжира, Катара, Ливии, государств Центральной Азии и, может быть, Ирана, чтобы использовать энергетическую политику для достижения политических целей. И вчера на брифинге в Москве глава экспертного управления администрации Президента РФ Аркадий Дворкович категорически опроверг идею создания Россией "газового ОПЕК". "Мы ни в коем случае не будем ни инициировать этот вопрос, ни настаивать на нем",– заявил он.

...Хотя теоретически некое газовое объединение может быть создано. "Коммерсант" напоминает, что идея создания газового картеля изначально принадлежит Ирану. В 2001 году в Тегеране прошло первое заседание Форума стран–экспортеров газа (ФСЭГ), где присутствовала и Россия. Эксперты Oxford Institute for Energy Studies (OIES) считают ФСЭГ неплохой основой для картеля: его члены обеспечивают более 40% мировой добычи газа и ее поставки по трубам, контролируют 80% запасов. Россия, на которую приходится 21,6% добычи и 26,6% запасов газа, является влиятельным членом ФСЭГ. Но эксперты OIES отмечают, что дальше пожеланий "дальнейшей кооперации" члены организации не идут.

Между тем, и это тоже нельзя ни отметить, положение газовой отрасли самой России сегодня далеко от оптимистичного. Нам надо не только ликвидировать фактически десятилетнее отставание в геологических работах (до 1992 года объемы воспроизводства нефти и газа в стране превышали добычу, и именно за счет советских вложений в геологию был создан задел для развития экономики сегодняшней России. Но фактически с конца 80-ых мы наблюдаем лавинообразное падение прироста запасов, о чем мы уже писали), но и срочно наращивать добычу.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU В следующем году России впервые не хватит газа, чтобы покрыть внутренние потребности и экспортные обязательства. Чтобы обеспечить потребности населения и экономики, а также выполнить экспортные контракты, в следующем году необходимо 729,9 млрд куб. м. А добыча “Газпрома” и независимых производителей в сумме с закупками среднеазиатского газа составят 725,7 млрд куб. м. Прогноз еще более тревожный: через год дефицит удвоится, к 2010 г. достигнет 27,7 млрд куб. м, а к 2015 г. - уже 46,6 млрд куб. м. Об этом говорится в докладе Минпромэнерго, подготовленном к совещанию у президента 22 ноября, рассказал “Ведомостям” чиновник, знакомый с содержанием документа.

Для предотвращения кризиса газовикам в ближайшие четыре года потребуется $600 млрд на разработку месторождений и транспортную инфраструктуру, подсчитали авторы доклада.

Проблема эта, напомним, недавно уже обсуждалась у президента Путина на совещании, где шла речь о повышении цен на газ и электроэнергию в 2007 году (основной потребитель газа - это электроэнергетика (37%), на втором месте - население (15%), ЖКХ (10%), химическая промышленность (7%) и металлургия (6%)). И Путин посоветовал Анатолию Чубайсу и РАО "ЕЭС России" пересмотреть свой топливный баланс в пользу угля (подробности в материале Накануне.RU "Чубайса отправили в уголь").

доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU Энергетики, после того, как "Газпром" отказался гарантировать РАО ЕЭС дополнительные объемы газа на долгосрочной основе, заговорили о почти двукратном увеличении цен на него - до $80 за 1000 кубометров в так называемом регулируемом секторе, и до $125 за сверхлимитные поставки. Как это ни парадоксально, но энергетики сегодня готовы платить за голубое топливо втридорога. И добиваться повышения тарифов на электроэнергию, само собой разумеется. В "Газпроме" вопросы ценообразования не комментируют. В Минпромэнерго отвечать на вопросы также отказались, сославшись на то, что выдержки из доклада, которые приводят "Ведомости", не подлежат публикации. А в "НОВАТЭКе" - крупнейшем независимом производителе газа, втором по добыче в России после "Газпрома" (19,9% акций которого монополист недавно приобрел), Накануне.RU заявили, что идею повышения цен на газ поддерживают. Без такого шага, уверяют в компании, не удастся решить давно назревшие в отрасли проблемы.

Михаил Лозовой, заместитель начальника управления по информационной политике ОАО "НОВАТЭК"Когда мы говорим о необходимости увеличения газодобычи в стране, имеется ввиду, что сегодня необходимо увеличивать темпы освоения новых месторождений. Тенденция такова, что потребление газа растет быстрее ввода новых добывающих мощностей. Именно это и дает основания делать заявления по поводу дефицита газа в стране. Понимаете, лучше начать звонить в колокол раньше, чем дождаться того момента, когда возникнет проблема, решить которую в одночасье будет невозможно.

В "НОВАТЭКе" заявляют, что газ на российском рынке недооценен - он почти вдвое дешевле, чем уголь и мазут, тогда как в Европе, к примеру, газ едва ли не самое дорогое топливо: "Цена на газ, которая установлена в России на сегодняшний день, не позволяет компаниям накопить достаточно средств для реализации таких капиталоемких проектов, как ввод в эксплуатацию и обустройство новых месторождений. К тому же, повышение цен приведет к реальной межтопливной конкуренции газа с углем и мазутом", - отмечает Михаил Лозовой.

Вопрос о том, какой рост цен произойдет, если произойдет вообще, в следующем году, пока не решен. В Минпромэнерго Накануне.RU сообщили лишь, что подготовлены предложения о развитии рынка газа на основе трехсекторной модели, при этом население и предприятия ЖКХ должны остаться "социально значимой" категорией потребителей и получать газ по регулируемым ценам.
 
Независимые отраслевые аналитики считают, что заявления газовиков больше похожи на ставший в последнее время популярным среди естественных монополий шантаж государства. "Его цель – пролоббировать повышение тарифов на газ. Представленные расчеты исходят из того, что "Газпром" и независимые производители не имеют ресурсов для увеличения добычи, что является ложным утверждением. Согласитесь, ситуация, когда "Газпром" тратит миллиарды долларов на покупку активов, но не имеет возможности для освоения новых месторождений, выглядит несколько противоречиво", - недоумевает эксперт ИК "ФИНАМ" Дмитрий Тужба.  А аналитик "Банка Москвы" Владимир Веденеев напоминает, что покупка "Сибнефти" (сейчас - "Газпром нефти") стоила "Газпрому" $13 млрд, а это годовой инвестиционный бюджет концерна в газодобычу и инфраструктуру. Эксперт отмечает также, что резкое повышение цен на газ неизбежно приведет к росту инфляции, так как вслед за газовиками тарифы поднимут и энергетики, и так далее по всей цепочке. "Откуда, собственно, появилась проблема? РАО ЕЭС и "Газпром" вовремя не согласовали между собой свои стратегии развития. РАО ЕЭС собирается строить газовые станции, но Чубайс не поинтересовался у "Газпрома", какие у того планы. А работа "Газпрома" направлена на извлечение максимальной прибыли, поэтому ему неинтересно работать на внутреннем рынке", - объясняет Владимир Веденеев.

Стоит отметить также, что предстоящее повышение цен на газ запланировано в Энергетической стратегии России, разработанной в 2002-ом и принятой еще в 2003 году. Правда, повышение планировалось плавным - до $70 за 1000 кубометров к 2008 году. Фото: Накануне.ru"Правительство из популистских соображений попыталось сдерживать цены на газ и электроэнергию искусственно низкими, и сейчас ему ничего не остается, кроме как допустить резкий их рост до тех показателей, которые необходимы для создания условий для инвестиций", - рассказывает директор Института Энергетической Стратегии, д.т.н., профессор Виталий Бушуев. Кроме того, отмечает он, в 2005 году "Газпром" потратил достаточно много средств на строительство трубопроводов (в 1,5 раза больше, чем намечалось на эти цели) и, естественно, у него не хватило ресурсов на освоение новых месторождений - инвестиции на наращивание газодобычи оказались на 50% меньше намеченного уровня. "Газпром уверяет, что у него должна быть свобода маневра: сегодня он создаст резервы по "трубе", а завтра полученные деньги от увеличившегося экспорта потратит на освоение новых месторождений. В запасе, по мнению "Газпрома", у него есть еще 2-3 года. Но вести себя так, мягко говоря, рискованно, - продолжает Виталий Бушуев, - Угроза нехватки газа при той масштабной программе газификации, которую заявил "Газпром", - вполне реальная угроза как для внутреннего газопотребления, так и для экспортного. Ведь мы приучили Европу к экспортному газу и не хотим терять этот рынок сбыта, при этом говорим и о восточном рынке, а потребление внутри нашей страны растет быстрее, чем газодобыча".

То есть, за счет сдерживания цен на газ на внутреннем рынке, а также форсированного развития экспорта, для чего "Газпром" строит газовые магистрали вместо того, чтобы вкладываться в освоение новых месторождений, - все эти три фактора и усугубляют нехватку у монополиста инвестиций в развитие газодобычи. Впрочем, есть и еще один немаловажный фактор - отсутствие современных и экологически безопасных технологий освоения новых газовых провинций, дискуссии относительно того, какой - сетевой или сжиженный газ - транспортировать, и куда, в Европу или Америку.....? Другими словами, российским властям рано или поздно придется начать срочно решать одну большую внутреннюю газовую проблему. Иначе, вынашивая столь амбициозные геополитические и геоэкономические планы (пусть даже сугубо теоретические), владелец трети мировых запасов газа и самой разветвленной сети газопроводов в мире, может оказаться, что называется, в роли сапожника без сапог.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС