Российские эксперты о киевском политкризисе: нам нужна стабильная дружественная Украина
Накануне премьер-министр Украины Виктор Янукович заявил, что его правительство намерено использовать предложение Москвы о посредничестве в деле урегулирования сложившегося политического кризиса. Но, по словам самого премьера, он не исключает, что также обратится за помощью к другим странам, в частности – к Польше и Австрии. Напомним, 2 апреля украинский президент Виктор Ющенко подписал указ о досрочном прекращении полномочий парламента и назначении новых выборов, которые должны пройти 27 мая этого года Коалиция национального единства отказалась выполнять указ, считая его неконституционным. О том, как в дальнейшем может развиваться ситуация в Киеве, какая Украина выгодна России и есть ли у последней там реальные союзники в интервью Накануне.RU рассказали заведующий аналитическим отделом Института Политического и Военного Анализа Александр Храмчихин и заведующий отделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов.
Вопрос: Госдума РФ на днях выступила с поддержкой в адрес Верховной Рады, приняв проект заявления "О ситуации на Украине и неотложных задачах развития и углубления российско-украинских отношений, дружбы, сотрудничества и партнерства". Насколько данный документ знаменателен?
Кирилл Фролов: Это очень важно. В документе говорится о наличии политической и моральной солидарности России с законной властью на Украине в лице Верховной Рады. В заявлении констатируется, что указ Виктора Ющенко, действительно, не соответствует конституции страны, а введение режима ЧП станет актом узурпации власти президентом. Принятие постановления свидетельствует о том, что Россия не может позволить себе равнодушно наблюдать попытки установления на Украине антироссийского строя.
Вопрос: Как Вы оцениваете сложившуюся политическую ситуацию на Украине?
Александр Храмчихин: Честно говоря, довольно трудно разобраться с тем, что там происходит. Впечатление следующее - как ни странно, президент Ющенко имеет некоторое преимущество, хотя изначально его позиция казалась совершенно проигрышной. Но, кажется, ему удаётся "перетянуть канат" в свою пользу. Видимо, это обусловлено тем, что его оппоненты боятся "пропустить" выборы.
Кирилл Фролов: Хотел бы обратить внимание на безосновательность тезиса о том, что украинские избиратели проголосовали за одну коалицию, а получили другую. Это полная ерунда! Люди голосовали за конкретные партии, которые и образовали коалицию в Верховной Раде на общих основаниях. Скажем, соцпартия всегда выступала за превращение Украины в парламентскую республику, за официальный статус русского языка. А главная проблема блока Юлии Тимошенко и "Нашей Украины" в том, что они попытались провести реформу по установлению авторитарного государства. Сейчас мы видим разброд и шатание в среде "оранжевых". Депутаты "Нашей Украины", говорят, что Тимошенко их обманула, что она не собирается взаимодействовать с ними, а хочет идти на досрочные выборы самостоятельно. Всё это объяснимо. Тимошенко понимает, что "НУ" никому не нужна, оттого и не объединяется с этой партией.
Вопрос: На Ваш взгляд, что должна сделать Россия в этой ситуации?
Кирилл Фролов:
Россия уже сделала главное – назвала вещи своими именами. Законную власть - законной властью, попытку узурпации – попыткой узурпации, и, таким образом, поддержала кабинет министров Виктора Януковича. В целом, Россия может много предпринять исходя из стратегии, ставящей перед Москвой по отношению к Украине следующие цели: демократизация и федерализация, русско-украинское двуязычие, недопущение отделения Украинской Православной Церкви от Московоского патриархата. Они сходятся с давними интересами Киевской Руси, потому что вовлечение Украины в антироссийский ареал – это реализация галицийских униатских геополитических планов. Если Россия осуществит упомянутую стратегию, то галицийский национализм не сможет диктовать свою волю востоку – Донбассу, Крыму, Малороссии. Ведь, например, лидер "НУ" Вячеслав Кириленко известен тем, что неоднократно предлагал запретить пользоваться русским языком даже в общественном транспорте. Если сейчас "оранжевые" победят, то РФ столкнется с огромными угрозами своей безопасности. А именно: вступление Украины в НАТО заставит Россию нести такие издержки на оборону, что все попытки стабилизировать экономику пойдут "коту под хвост". Тогда будет дестабилизирована ситуация в самой России. |
Александр Храмчихин: Я сомневаюсь, что Россия вообще в состоянии предпринимать какие-либо шаги, так как она не является беспристрастным игроком на украинском поле. Совершенно очевидно, что Москва поддерживает Януковича и поэтому ей будет трудно исполнять роль успешного посредника. Нам выгодно, чтобы Украина была дружественным России государством, причём – стабильным и целостным, без раскола на Западную и Восточную, поскольку тогда у нас будет меньше головной боли. Тем более, что на Украине, по-моему, нет никаких сил, желающих присоединиться к РФ. Легитимно это сделать вообще нельзя. Хотя можно осуществить с помощью гражданской войны, в которой мы тоже не нуждаемся. Следовательно, нам нужна спокойная Украина, которая обеспечивала хотя бы экспорт энергоресурсов "по-человечески", без всех нелицеприятных "вещей", происходивших на протяжении последних 15 лет.
Вопрос: Украинский премьер является тем человеком, на которого надо делать ставку?
Александр Храмчихин: Нет. Я вообще не понимаю, на основании чего на него ставит Москва. Наверное, потому, что нашим руководителям он напоминает их самих, в смысле наличия компромата.
Вопрос: Есть ли сегодня в украинской политике реальная пророссийская сила?
Александр Храмчихин: Мы сначала должны определиться, а чего в принципе Россия хочет от Украины? Только разобравшись на данном уровне, можно говорить о пророссийских силах в регионе. Лично я не знаю, чего нынешнее российское руководство желает от Киева. Наша власть не определилась не только в этом, но и во всём остальном, по большому счёту. Она от всех чего-то требует, а чего – сама не понимает. Она очень любит деньги, и, кроме того, отягощена сильными советскими комплексами. При этом национальные интересы России не сформулированы в ее голове ни коим образом.
Вопрос: Как вы считаете, чем завершится нынешний украинский политический конфликт?
Кирилл Фролов: Естественно, следует стремиться к лучшему. Для нас неприемлемым вариантом являются досрочные выборы по "оранжевому" сценарию, когда в Раду не проходят коммунисты и социалисты, а "Партия Регионов" остается одна и подвергается прессингу под тем предлогом, что ей, якобы, выгодно вступить в союз с "НУ" против Тимошенко. В таком случае "Партия Регионов" не сможет сформировать правительство.
Александр Храмчихин: Вероятно, Ющенко добьётся досрочных выборов. Другое дело, насколько, в свою очередь, они ему самому выгодны. Новая Верховная Рада может оказаться еще менее пропрезидентской. В результате чего Ющенко будет полностью зависеть от Юлии Тимошенко. Впрочем, он и сейчас находится под её влиянием, да и президентом стал благодаря ей. Наверное, подобную схему "взаимодействия" просто доведут до совершенства. Строго говоря, Ющенко захочется распустить и следующую Раду, потому что она тоже будет "плохой". Но, в коне концов, желательно, чтобы украинцы сами между собой договорились хоть о чём-нибудь, покуда существующий идейный раскол усугубляет их положение.
Вопрос: Исходя из сегодняшних условий, может ли на Украине вспыхнуть гражданская война?
Александр Храмчихин: Она возможна только в том случае, если её специально провоцируют, сталкивая "донецких" с "львовскими". Никому на Украине подобного рода конфликты не нужны. Как минимум, не тот менталитет.
Кирилл Фролов: По сути, холодную гражданскую войну уже начали антироссийские силы – местные националисты. Вчера на митинге в поддержку русского языка на лидера "Союза православных граждан Украины" Валерия Каурова вылили ведро с нечистотами. Ещё можно вспомнить законопроект Ющенко, согласно которому непризнание Голодомора геноцидом (констатация исторического факта) является преступлением. Положение, когда отстаивающие свои права и свободы подвергаются насилию, является предвестием войны.
Вопрос: Как Вы расцениваете тот факт, что премьер Янукович намерен привлечь к разрешению кризиса не только Россию, но и Австрию с Польшей?
Кирилл Фролов: Он понимает, что политика – искусство возможного, а потому предложил участвовать в посредничестве трём сторонам. Две из них являются заинтересованными. России нужна дружественная Украина, не вступающая в НАТО. Польша мечтает восстановить Речь Посполитую под американским "зонтиком". Австрия – нейтральная страна, представляющая традиционную Старую Европу, а не брюссельский Евросоюз, депутаты которого поддержали роспуск Рады.
Александр Храмчихин: Польша не является честным игроком на украинском поле, также как и Россия, только по совершенно противоположным причинам. Австрия более нейтральна. Что касается США и их европейских союзников в целом, им требуется, чтобы неспокойная украинская политика хоть как-нибудь "утряслась". Несомненно, в натовских столицах симпатизируют Ющенко, но и Януковича врагом не считают. Для Запада разница между ними условна. К тому же, на Януковича, во время последних украинских выборов, работали американские политтехнологи, а это очень показательно.
Москва - Екатеринбург