Российские леса и озера пойдут с молотка?
22 апреля Госдума РФ приняла в первом чтении проекты новых редакций Лесного и Водного кодексов. Депутаты законопроекты одобрили после продолжительных прений и с условием, что они подвергнутся кардинальной переработке во втором чтении. Оба кодекса, как известно, переводят взаимоотношения лесо- и водопользователей и государства в гражданско-правовую форму, когда природные ресурсы, по сути, отождествляются с недвижимым имуществом. Лесные участки и водоемы могут быть переданы в частную собственность, а предельный срок аренды леса продлен с нынешних 49 до 99 лет. Вместе с тем, оба кодекса провозглашают участие в "лесных и водных отношениях" иностранных граждан и фирм и даже лиц без гражданства. О том, какая ответственность при этом возлагается на собственников и арендаторов леса и водоемов, а также об основных претензиях депутатов к разработчикам законопроектов, в интервью Накануне.RU рассказала председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова .
Вопрос: Наталья Владимировна, какие основные спорные моменты в новых Лесном и Водном кодексах выявило первое чтение законопроектов? Назовите основные претензии депутатов к законопроектам в их нынешнем виде.
Наталья Комарова: В ходе обсуждения Лесного и Водного кодексов были сформулированы следующие замечания: законопроекты практически не предусматривают наделение полномочиями органов власти субъектов РФ, муниципальных образований в лесных и водных отношениях ни как собственников, ни как регуляторов; остаются неурегулированными вопросы собственности на леса; Лесной кодекс нуждается в доработке в той его части, которая говорит об аренде лесных участков и правах арендатора; четко не определены условия участия иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в "лесных отношениях".
Мы считаем необходимым сохранение на ограниченный период действия, вплоть до формирования необходимой правовой базы, действующего разрешительного порядка регулирования рационального лесопользования (лесорубочные и лесные билеты); а также уточнения классификации лесов и определения особенностей использования, охраны и воспроизводства городских лесов, сельских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, и т.д., должен быть гарантирован свободный доступ граждан в леса.
В новой редакции Водного кодекса отсутствует регламентация правового режима водоохранных зон; точно не определено понятие водного объекта как единого природного комплекса; отсутствует четкое регламентирование договорных отношений; также в полной мере не рассмотрены вопросы определения платежей за пользование водными объектами, не рассматривается экономический механизм регулирования пользования водными объектами.
Вопрос: Новые Лесной и Водный кодексы, как и новый закон "О недрах", переводит взаимоотношения лесо- водо- недропользователя и государства из административно-разрешительной формы в гражданско-правовую, когда природные ресурсы, по сути, отождествляются с недвижимым имуществом. Объясните, в чем целесообразность?
Наталья Комарова: Что касается вопроса целесообразности перевода взаимоотношений лесо- водопользователя и государства в гражданско-правовую форму, могу сказать, что в условиях развития рыночных отношений предоставление права пользования водными объектами и участками леса на основе именно этих норм позволит эффективно использовать и сохранять водные и лесные ресурсы, в равной мере обеспечить защиту интересов государства и лесо- водопользователей и гарантировать ответственность обеих сторон за рациональное использование водных объектов и лесных участков и сохранение их ресурсов.
Вопрос: Понятие частной собственности (физических и юридических лиц), наряду с понятием федеральной, региональной и муниципальной собственности, в новых Лесном и Водном кодексах предусматривается? Если да, то о каких участках леса и водоемах, с какими конкретно параметрами, идет речь? И на каких условиях предполагается предоставлять право частной собственности?
Наталья Комарова: Говоря о собственности, замечу, что в новой редакции Лесного кодекса не урегулирован механизм передачи в собственность лесных участков и их оборот.
Так, в статье 42 законопроекта, в пункте 1 отмечается, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, а пункте 2 говорится, что лесные участки могут находиться в государственной собственности (федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации), собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц.
При этом, передача в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц лесных участков из состава земель лесного фонда осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. В то же время не даются основные положения такого федерального закона.
В новой редакции Водного кодекса разные виды собственности предусматриваются только на обособленные водные объекты, при этом данные объекты по принципу собственности следуют судьбе земельных участков, на которых они расположены. Не могут быть в обороте обособленные водные объекты в черте поселений или ближе, чем за 1 км от черты поселений и площадь их акватории не может быть больше, чем 3000 м2 .
Вопрос: Какая ответственность и обязанности возлагаются на частных собственников участков леса и водоемов? И какие обязанности при этом сохраняются за государством?
Наталья Комарова:Собственники лесных участков и водоемов несут ответственность за их сохранение, также на них возлагаются обязанности соблюдении экологических норм и выполнение требований, предусмотренным водным и лесным законодательством.
В проекте Лесного кодекса арендатор лесного участка имеет право: 1) осуществлять все виды лесопользования при наличии плана лесного участка и лесной декларации; 2) возводить в установленном порядке здания, строения и сооружения, в том числе дороги и иные объекты инфраструктуры, для осуществления лесопользования; 3) осуществлять в соответствии с законодательством добычу общераспространенных полезных ископаемых на нелесных землях для собственных нужд с обязательной рекультивацией нарушенных земель; 4) осуществлять другие права, предусмотренные лесным законодательством.
За арендатором закрепляются обязанности по ведению лесного хозяйства и несению расходов по его ведению; государство при этом оставляет за собой обязанность контроля за соблюдением арендатором или собственником норм лесного и водного законодательства.
Вопрос: Каковы сроки и условия аренды леса и водоемов в новых Лесном и Водном кодексах? В чем принципиальное отличие от уже действующих норм?
Наталья Комарова: В новой редакции Лесного кодекса, несомненно, созданы предпосылки и условия для большей устойчивости арендных отношений. Однако, и в этой части законопроект требует значительной доработки.
Новый документ определяет предельный срок аренды в 99 лет, но вряд ли это целесообразно. Кодекс предусматривает получение права на аренду лесного участка на аукционах, соглашаясь с этим, считаем, что необходимо установить требования к участникам аукционов (опыт работы в области лесного хозяйства, наличие квалифицированного персонала, финансовых ресурсов, предложений по применяемым технологиям и развитию инфраструктуры, переработке лесных ресурсов и т.д.).
Действующий Лесной кодекс в свою очередь предусматривает срок аренды – 49 лет, а также долгосрочный и краткосрочный виды аренды.
Вопрос: Какая ответственность и обязанности возлагаются на арендаторов леса и водоемов? Каковы основные условия договора аренды?
Наталья Комарова: По договору аренды лесного участка (в новой редакции Лесного кодекса) арендодатель обязуется предоставить арендатору лесной участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; в аренду могут быть переданы лесные участки с ведением или без ведения лесного хозяйства; арендатор осуществляет лесопользование на основании плана лесного участка и лесной декларации.
Подача арендатором лесной декларации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по надзору за соблюдением лесного законодательства не требуется, если договор аренды лесного участка не возлагает на арендатора обязанностей по ведению лесного хозяйства.
При аренде лесного участка без ведения лесного хозяйства арендатор осуществляет лесопользование в соответствии с обязательствами, заявленными в лесной декларации собственником лесного участка.
При аренде лесного участка, находящегося в государственной собственности, без ведения лесного хозяйства, арендатор осуществляет лесопользование без лесной декларации в соответствии с договором аренды лесного участка; лесная продукция и доходы, полученные арендатором лесного участка в результате осуществления им лесопользования, являются его собственностью, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В новой же редакции Водного кодекса водные объекты по договору передаются в пользование.
Вопрос: Каким образом предполагается осуществлять контроль за исполнением условий договоров аренды?
Наталья Комарова: Контроль за осуществлением условий договоров аренды, в соответствии с новым проектом закона, возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по надзору за соблюдением лесного законодательства.
Вопрос: Так называемый принцип "двух ключей" новые редакции Лесного и Водного кодексов отменяют. Отмена этого принципа, на Ваш взгляд, приведет к позитивным или негативным последствиям? Каким именно?
Наталья Комарова: Так называемый принцип "двух ключей" в новых редакциях кодексов заменяется принципом делегирования полномочий субъектам РФ, что, по моему мнению, во-первых соответствует ФЗ № 95, во-вторых, приведет к позитивным последствиям, а именно уменьшению административных барьеров, усилению ответственности собственника и государственного контроля.
Вопрос: Известно, что доступ иностранных компаний к российским лесам и водоемам в новых Лесном и Водном кодексах предусматривается. С какой целью – для привлечения инвестиций?
Наталья Комарова: В проектах новых кодексов предусматривается участие иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в "лесных и водных отношениях". При этом, пользование лесными участками иностранные компании могут осуществлять только на условиях краткосрочной аренды (1 год); пользование водоемами может осуществляться в том случае, если для производственных целей названной компании необходимы водные ресурсы, а условия пользования водными объектами определяются договором.
Вопрос: Сохраняется ли в новом Лесном кодексе запрет на вырубку и застройку лесов 1 группы, национальных парков, природных заповедников и т.д.?
Наталья Комарова: В новом проекте Лесного кодекса сохраняется запрет на вырубку и застройку, аренду на данные цели лесов первой группы и лесов особо охраняемых природных территорий.
Вопрос: Наталья Владимировна, будут ли способствовать, по Вашему мнению, новые Лесной и Водный кодексы разрешению назревших в отраслях проблем?
Наталья Комарова:Проекты федеральных законов "Лесной кодекс РФ" и "Водный кодекс РФ" несомненно направлены на улучшение положения и разрешение назревших проблем в данных отраслях природопользования, преследуя именно эти цели, правительство РФ разработало рассматриваемые кодексы. Задача же Федерального Собрания состоит в том, чтобы с участием ученых, экспертов, граждан обеспечить доработку документов и сделать их такими, которые реально создадут условия, при которых российский лес и наши водные ресурсы будут служить планете и каждому гражданину нашей страны.