Российско-Казахстанский Альянс: плюсы и минусы
Накануне российские политики и политологи взахлеб обсуждали возможность слияния России и Казахстана. Якобы этот вариант выгоден как Владимиру Путину (для сохранения власти которого наиболее приемлем именно "казахский вариант"), так и Нурсултану Назарбаеву, в интересах которого сохранить власть в Казахстане, пусть даже в должности вице-президента объединенного государства. Мнения по этому поводу были самые разные – от того, что это – "провокация" (Никонов), до того, что это – "полный бред" (Белковский). При этом практически незамеченным остался один немаловажный пункт: то, когда этот вопрос был "вброшен" на обсуждение. А сие ведь существенно – "вброс" произошел буквально накануне очередной рабочей встречи президентов России и Казахстана, которая должна состояться 6-7 октября (кстати, 7 октября у главы России день рождения).
Оговоримся сразу: экстремальную версию журнала "Финанс", с которой, собственно, в российских СМИ и заварилась вся "каша", мы рассматривать не будем – как раз в силу ее явной и чрезмерной экстремальности. Все-таки, при всех вариантах, неправдоподобным кажется разовое, стремительное и явно пока неподготовленное объединение России и Казахстана в единое государство. И это при том, что такое "решительное объединение" абсолютно точно вызовет бурную активизацию его влиятельных противников как внутри обоих государств, так (и особенно!) за рубежом. Тем более неубедительным кажется единственный, по сути, аргумент – ради чего все это, якобы намечается. Ради "третьего срока Путина" – при котором Назарбаев останется вице-президентом, а, по сути – заместителем Путина по Казахстану?
Вряд ли: большая политика, что ни говорите, такими кавалерийскими наскоками не делается. По крайней мере, сегодня. Не забудем и еще маленький нюанс: перевыборы Назарбаева уже на носу: в декабре. Если он сохранит власть (на 7 лет), то надо ли ему стремиться в замы к Путину? А если не сохранит – что ж, тогда уже Москве "теребить" его не будет никакого резона. Политика – вещь жестокая: "нет уж, извиняйте, умерла, так умерла". (Вспомним хотя бы забытого уже на следующий день после киргизского переворота Аскара Акаева) И что теперь – России и Казахстану аврально объединяться - меньше, чем за два месяца!? Поэтому оставим эту версию, как очевидно бредовую и попробуем рассмотреть некоторые другие (как озвученные накануне в СМИ, так и нет), с возможными плюсами и минусами.
Вариант первый: "оранжевая" провокация
Вариант этот исходит из предположения, что все произошедшее - предвыборный вброс от казахстанских оппозиционеров, с тем, чтобы на националистических лозунгах: не дадим порушить независимость Казахстана! – на декабрьских выборах попытаться свалить нынешнего Главного Казаха. Вариант представляется чрезвычайно маловероятным, хотя бы в силу того, что в таком случае в этом самом вбросе должны были присутствовать (хотя бы тезисно, хотя бы вскользь) элементы того, что в таком случае от этого дела рядовые казахи теряют . Чтобы им обидно стало. Чтобы через нежелание это самое отдавать, у них протест вызвать. Но ведь - нету там никаких неприятностей для казахов, окромя пользы! А что касается потери независимости – так можно было сразу не сомневаться, что в ближайшее время как минимум МИДы двух стран выступят с какими-нибудь разъяснительно-успокоительными заявлениями. Легко вышибая тем самым у казахской оппозиции её единственный аргумент.
Плюс: Если это все-таки действительно "вброс" от противников Назарбаева, то можно только порадоваться его бессмысленности, которая легко оборачивается в дополнительный бонус казахскому президенту, равно как и очевидно добавляет очков президенту российскому. А если у Назарбаева такие бестолковые противники, значит, и он сам, и Россия должны вздохнуть с облегчением – тогда о победе казахским "оранжистам" нечего даже и думать.
Минус: Опять же та же самая бессмысленность этого "вброса" (если все-таки допустить, что это –"каз-оранжевый вброс). Бессмысленность всегда подразумевает некую неопределенность, непредсказуемость и, как следствие - расшатывание ситуации. Что само по себе в любом случае не может быть хорошо.
Вариант второй: поддержка Назарбаева Кремлем
Вполне вероятный вариант, прежде всего исходя из логики развития российско-казахстанских взаимоотношений последнего времени. Связи между Россией и Казахстаном быстро крепнут. Не говоря уже об увеличившемся на 20% торговом обороте между нашими странами (что само по себе уже не может не впечатлять), налицо и активизация взаимодействия на внешнеполитическом уровне – прежде всего между главами государств. Так, Путин встречается с Назарбаевым гораздо чаще, чем с другими "коллегами". Только в последние месяцы: 8 апреля, 17 мая, 2 июня, 6 июля, 27 августа. 6-7 октября — новая встреча.
Поэтому, повторюсь, вероятность того, что Кремль накануне декабрьских выборов принял решение поддержать Назарбаева, вручив ему прежде всего экономические аргументы для обоснования верности и перспективности своей политики – весьма высока.
Так, на прошлой неделе Михаил Фрадков назначил советником министра финансов экс-президента "Номос-банка" Игоря Финогенова. В этой должности банкир займется созданием Евразийского банка развития, в капитал которого Россия внесет $1 млрд, а Казахстан - $500 млн. С другой стороны, последовательно наращивают свое влияние в Казахстане недалекие от Кремля "Роснефть" и "Лукойл". Вице-президент последнего Леонид Федун, например, заявил о вероятном выкупе "Лукойлом" 50-процентной доли в СП "Тургай Петролеум". "Лукойл" и так обладает 50% этого СП, но получил опцион на оставшийся пакет после того, как китайская CNPC купила второго акционера "Тургай Петролеум" — компанию PetroKazakhstan.
В свете вышесказанного можно ожидать, что на встрече в четверг-пятницу Путина и Назарбаева может быть подписан еще ряд важных, нацеленных на перспективу экономических соглашений. Выгода для Астаны очевидна: это придаст ей весомые (экономические прежде всего!) аргументы перед обещающими быть весьма непростыми выборами. Логика Кремля тоже понятна: поддержим Назарбаева сегодня, для весьма многообещающей экономической перспективы завтра.
В случае же победы Назарбаева на выборах, его легитимность и статус как перед Западом, так и на постсоветском пространстве вырастут де-факто. И вот как раз тогда вероятность прямого предложения уже от него – к максимальной экономической (а возможно - и политической) интеграции двух стран станет реальной. Впрочем, воспользуется ли он этой возможностью - еще вопрос.
Плюсы: Выбрав вариант экономической поддержки, Кремль заранее лишает противников Назарбаева (как и западные СМИ) возможности кричать о "руке Москвы", о "попрании независимости" и о "Казахстане для казахов". Пускай для казахов – ради бога, но экономику-то вам развивать надо? Торговать надо? Ну – о чем и речь: "никакой политики, это чистый бизнес". Кроме того, сделав акцент на развитие экономических отношений, Кремль как бы выключает "из игры" целый табун околовластных московских политтехнологов (тех самых, которые за последнее время везде, куда бы они не были допущены, наворотили столько глупостей и подорвали авторитет России настолько, что кроме вопросов: на кого работаете, ребята?, и: а вы, часом, не вредители? – никаких иных чувств не вызывают). Что тоже не может не радовать.
Минус: добившись нужного ему результата Назарбаев, как настоящий азиат, может продолжить свою, только ему выгодную игру.
Вариант третий: собственная игра Назарбаева
Этот вариант может включать в себя элементы варианта второго – заручившись негласной поддержкой Кремля и заключив с Россией важные экономические соглашения, Назарбаев получает в руки мощный козырь на предстоящих декабрьских выборах. Однако, победив, он продолжает собственную политику балансирования между Западом и Россией – что, собственно, Назарбаев и делал на протяжении всего своего времени пребывания у власти. Экономическое сотрудничество при этом между Казахстаном и Россией продолжает поступательно развиваться (посредством ЕЭП), но политическая интеграция вновь притормаживается до черепашьих темпов. Косвенным, хоть и весьма условным аргументом в пользу этого варианта может служить тот факт, что, как стало известно накануне, госсекретарь США Кондолиза Райс с 10 по 13 октября совершит поездку в Казахстан, Киргизию и Таджикистан. То есть визит к Назарбаеву Райс совершит буквально через три дня после встречи Назарбаева и Путина. При этом можно не сомневаться, что Нурсултан попытается всеми силами убедить Кондолизу в своей безграничной лояльности демократическим принципам, как и в том, что ничего такого против американских экономических интересов в каспийском регионе он даже не думает, а вовсе наоборот. Что ж, ДО выборов у него, кроме как балансировать, и выхода другого нет. Другое дело, какой курс Назарбаев выберет ПОСЛЕ выборов – этот вопрос пока остается открытым…
Плюсы: В регионе временно сохраняется относительная стабильность, в российско-казахских отношениях остается предсказуемость и логичность.
Минусы: Будучи при такой модели политически отдельными единицами, и Россия и, тем более, Казахстан, будут неизбежно привлекать жадные взгляды США с тем, чтобы попробовать "порулить" на территории, где находится столько много милых сердцу всякого американского политика энергоносителей. Отдельного Назарбаева свалить, как ни крути, все равно легче, нежели того, который достаточно сильно с Россией интегрирован. И в этом случае вероятность попыток расшатать всю "стабильность, предсказуемость и логичность" извне никак не уменьшается, но остается лишь вопросом времени – когда у американцев руки до этого дела дойдут.
А в том, что случится это весьма скоро (если уже не случилось) – говорит хотя бы тот же предстоящий визит в Среднюю Азию Кондолизы Райс, который был накануне предварен предельно жестким (в назидание остальным) заявлением Госдепа США по Узбекистану. "Правительству Узбекистана следует поразмыслить о том, какие взаимоотношения оно хотело бы иметь не только с США, но и с остальным миром", - сказал представитель госдепартамента. Вот так, от имени всего мира США указывают Каримову, "с кем и против кого дружить"(а соседи - среднеазиаты пусть мотают на ус).
Вариант четвертый: Российско-Казахстанский Альянс
Пожалуй, единственным, кто с радостью поддержал возможность слияния и назвал такой проект абсолютно реалистичным и своевременным, был депутат Думы от фракции ЛДПР Алексей Митрофанов. Его аргументы, что удивительно, почти полностью совпадают с изложенными в статье "Финанса". По мнению Митрофанова, объединение России и Казахстана "возможно, нужна только политическая воля". Учитывая, что ЛДПР неоднократно выпадала честь озвучивать версии, гуляющие по Кремлю, можно предположить: там на самом деле рассматривают возможность российско-казахского альянса.
Весь вопрос состоит только в том – что это будет за альянс.
Отбросив вариант поспешного и неподготовленного слияния, логичным образом приходим к следующему – через активную экономическую интеграцию двигаться стратегическим курсом к интеграции политической.
Каким образом?
А хотя бы таким: в 2008 году Владимир Путин действительно уходит с поста президента России, но (а, может, даже раньше) возглавляет уже подготовленный юридически и, что немаловажно, подкрепленный финансовыми рычагами СОЮЗ России и Казахстана. Как эта должность будет именоваться – не столь важно, как не столь важно и то, что на первоначальном этапе эта должность будет иметь все-таки во многом надстроечные функции. И пускай при этом у России, как и у Казахстана будут собственные президенты. Главное: будет существовать объединительная структура. Структура, которая со временем будет брать на себя все более и более существенные полномочия. И это ничего, что – постепенно. Это только разрушать можно легко и разом: ломать – не строить. Процесс-же строительства – дело нескорое, кропотливое, требующее расчетов и выдержки.
В пользу же Путина, как наиболее предпочтительного главы этой структуры говорит хотя бы следующее. Экономика – это всегда энергоресурсы. Без них она мертва. Энергоресурсы – это нефть и газ, коими богаты как Россия, так и Казахстан. А где нефть и газ – там нефтегазовые компании, которые зачастую объединяются между собой в конкурирующие группировки. Такие, как Роснефть – Юганскнефтегаз и Газпром – Сибнефть. Есть у них и влиятельные представители в Кремле - господа Сечин и Медведев. Так вот, Путину, при всех его плюсах и минусах, за все годы своего правления довольно успешно удавалось "разводить" эти конкурирующие стороны от прямых конфликтов. Поэтому и в возможном Российско-Казахстанском экономическом (читай – энергетическом) союзе он вполне вероятно может играть ту же самую роль.
Кроме того, создаваемый Евразийский банк развития – есть ничто иное, как совместно контролируемый финансовый канал, призванный решать в первую голову задачи экономической интеграции России и Казахстана.
А политика, как все мы помним, всегда есть - продолжение экономики.
Плюсы: Геополитические контуры объединения России и Казахстана предоставляют существенные выгоды обеим странам. Будет ликвидирована протяженная, извилистая, неудобная граница между ними. Территория приобретет компактные и выгодные очертания. И территория эта составит ни много ни мало – 88% от территории бывшего СССР. Внешняя граница будет проходить либо по естественным рубежам (с Китаем и Киргизией), либо ровной линией по пустыне (с Узбекистаном и Туркменией). Главное - Союз России и Казахстана приобретает незыблемое господствующее положение в самом центре евразийского материка.
Такой СОЮЗ обладал бы и впечатляющей экономической мощью. На сегодняшний день Казахстан занимает 12-е место в мире по величине разведанных запасов нефти и 15-е место - по запасам газа, обладая двумя процентами общемировых резервуаров "чёрного золота". Ни в Украине, ни в Белоруссии ничего подобного нет. Совместное использование основной массы нефти и газа, залегающих в умеренной зоне Евразии - это привлекательная задача для всех субъектов постсоветского пространства. Однако эффективно решить ее пока могут только Россия с Казахстаном.
Россия и Казахстан сильно связаны общими энергетическим и транспортными коммуникациями - в гораздо большей степени, нежели другие бывшие республики прежнего СССР. Достаточно сказать, что железные дороги 20 раз пересекают российско-казахстанскую границу, тогда как границу с Белоруссией — только 7 раз, границу с Украиной — 15 раз. Из России в Казахстан ведут 8 магистральных железнодорожных линий, в то время как в Белоруссию — 3, в Украину — 5. Таким образом, Россия и Казахстан уже естественным образом представляют собой единое экономическое пространство. И вполне логичным было бы закрепить существующее положение де-юре – с соответствующими политическими функциями.
И попробуйте тогда, господа Бжезинские, подмять под себя "один" Казахстан, а после – раздробить "одну" Россию!
Самое же существенное в союзе России с Казахстаном — отсутствие в его основе племенного мотива. Такой СОЮЗ может оставаться совершенно открытым для вхождения в него других - славянских, тюркских и иных государств. И можно уверенно сказать, что уже в силу этого такой союз обладал бы значительной привлекательностью для новых членов. Прежде всего – "для равновесия" – Белоруссии, а на среднеазиатском направлении – Узбекистана. Кроме того, именно отсутствие племенного мотива в значительной степени может уменьшить сепаратистские настроения в самой России – речь идет о субъектах федерации, в которых де-юре закреплен этнический признак.
Минус: Политические элементы такого объединения неизбежно вызовут желание поучаствовать в нем у разномастных околокремлевских политтехнологов. И как раз от них в этом случае будет исходить главная опасность: в борьбе за "бабло" эти ребята способны не только перегрызться между собой, но и перессорить все договаривающиеся стороны, попросту дискредитировать этот, пусть и кажущийся пока иллюзорным, но очень привлекательный проект.
Оптимистичное P.S.В связи со сказанным в последнем абзаце радует одно: из всей разноголосицы, вывалившейся со страниц российских СМИ накануне , можно было сделать один вывод. А именно – все эти шустрые околокремлевские ребята САМИ ПОКА ТОЛКОМ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ. Значит – пока не допущены к процессу. И как раз это пока – радует.