27 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Русская рулетка для губернаторов

Всенародно избранным губернаторам осталось недолго. Их не спасет то, что у многих из них срок действия полномочий заканчивается в 2007-2008 годах. Госдума в третьем и окончательном чтении приняла президентский законопроект о порядке избрания губернаторов. Локомотивом, тянущим документ из пункта А к тому пункту, где он из проекта превратится в Закон, являются депутаты от "Единой России", а потому проблем с движением никаких: постовые отдают честь и кругом зеленый светофор. Законопроект прошел все чтения точно по графику и попали в него только те поправки, которые "надо". Из 300 поправок, поступивших, в том числе, от парламентов регионов России, от различных партий и независимых депутатов, ко второму чтению были учтены лишь 8.

О большинстве из них уже много сказано – президент будет назначать губернаторов через процедуру представления кандидатуры региональным парламентам. Президент имеет право распустить региональный парламент, если тот дважды отказался утвердить предложенную кандидатуру. В последнем случае президент имеет право назначить временно исполняющего обязанности губернатора и т.п. Но мы поговорим о другой поправке, где речь идет о правах губернаторов. А именно: всенародно избранные губернаторы теперь получают право без излишне сложных формальностей отправлять себя в отставку в надежде, что президент утвердит их на этой должности вновь. И нет сомнений, что как только Закон вступит в силу, в Кремль потянется вереница заявлений глав регионов с вопросом о доверии президента к ним и с информацией о досрочном сложении полномочий.

Пока все выглядит немножко не так. Скажем, губернатор Свердловской области Эдуард Россель на минувшей неделе в резкой форме не согласился с такой постановкой вопроса: "Я не понимаю, как это возможно, - горячился он, - Разработан закон о назначении, в котором сказано, что избранный губернатор работает до конца срока. И потом, если три миллиона человек проголосовали за этого губернатора... Надо же и их мнение учитывать". И добавил: "Кроме того, есть закон об отставке. Губернатор должен предоставить правительству заявление, в котором четко указаны мотивы отставки. Правительство уже решает - принять эти мотивы или не принять. Это очень сложный юридический механизм. Это не просто - собрались и поговорили".  

Сказано это было во вторник, 30 ноября. А уже в среду, в первый день зимы, Госдума утвердила новые поправки во втором чтении. А в минувшую пятницу приняла закон окончательно, и хоть не совсем единогласно, но более чем уверенным парламентским большинством - за принятие законопроекта в третьем чтении проголосовали 358 депутатов, против - 62, воздержались – 2. А дальше совсем уж дело техники – Совет Федерации, да подпись президента. Президент обещал, что этот закон будет принят до наступления нового года – и он будет принят. Президент в таких вопросах свое слово держит.

Сложнее со своим неосторожным словом будет губернатору Эдуарду Росселю. Он уповал на действующее законодательство, на то, что нужны серьезные основания для того, чтобы отправить себя в отставку. И вот законодательство изменилось на глазах – еще месяц и никаких оснований для самоотставки не будет нужно, и мнение трех миллионов человек не обязательно будет учитывать. Брал бы пример со своего ярославского коллеги Анатолия Лисицына. Тот всю прошедшую неделю публично выражал свою лояльность президентским инициативам и радовался от того, что теперь так легко будет проверить доверие к себе президента: "А я давно уже призывал, чтобы губернаторы сами сложили с себя полномочия, и вертикаль власти мы создали бы быстрее, а не к 2007 году. Но, думаю, никто толпой к президенту за доверием не пойдет. Будет выработана схема. Скорее всего, мы будем письменно обращаться к президенту и получать это доверие".

Штатный политолог администрации свердловского губернатора Вадим Дубичев, в отличие от своего шефа, гораздо реалистичнее смотрит на этот вопрос: "Механизм упрощения отставки и переназначения губернаторов внесен совершенно осознанно. И только человек совершенно не разбирающийся в сегодняшних политических реалиях способен говорить о том, что здесь может появиться какое-то сопротивление или несогласие со стороны губернаторов. Политическая система в стране и так уже вся выстроена на лояльности президенту, и как только Кремль даст рекомендации губернаторам уйти в отставку и обратиться за получением доверия главы государства, так сразу они этому совету и последуют. Непредставимо, что здесь могут быть какие-то другие варианты". Непредставимо, по мнению Вадима Дубичева, прежде всего потому, что жизнь регионов очень плотно завязана с Москвой. Достаточно одного примера - межбюджетные отношения.

Стоит произнести эти волшебные слова, как тут же с регионами-бюджетополучателями, которых в России большинство, сразу все становится понятно. Если вдруг губернатор такого региона попытается "взбрыкнуть" и заявить о том, что ему по закону полагается еще, скажем, три года занимать свой пост, и он ни о какой добровольной отставке помышлять не хочет, а доверие президента надеется получить году эдак в 2008, то он мигом испытает на себе трудности реализации федерального финансирования, а через три месяца им, вполне возможно, заинтересуется Генпрокуратура с вопросом, типа, как губернатору удалось привести довольно развитый регион к такому жалкому существованию. Едва ли сложнее ситуация окажется и в случае с первыми лицами регионов-доноров. Эта малочисленная группа губернаторов в свое время первой присягнула на верность президенту, в первых рядах поддержала идею назначения губернаторов и на конфронтацию с Кремлем не пойдет прежде всего потому, что предполагает остаться у руля и после своей добровольной отставки, заслужив доверие президента своим непосильным трудом и экономическими успехами. А потому из уст губернатора Росселя все мы вскоре услышим гораздо более миролюбивую оценку новой системы приведения губернаторов к власти. Вот увидите.

Когда Кремлем запланировано всероссийское обновление личного состава губернаторов – доподлинно неизвестно. Такие вещи Кремль умеет держать в тайне. Но едва ли стоит рассчитывать, что процесс этот затянется на долгие годы. Дискуссии, которые неизбежно возникнут по поводу новых условий назначения губернаторов, только усложнят процесс, начнут формировать общественное мнение не в том направлении. А кому это нужно? Тем более, когда есть все условия, рычаги и необходимые объяснения своих действий. "Любая реформа эффективнее, если производится быстро,   - говорит политолог Илья Горфинкель, - Предложения о назначении даже на самом первом этапе не вызвали у губернаторов возражения. Наконец, властная вертикаль должна быть унифицирована, должен быть соблюден принцип равенства, когда губернаторы или все избраны, или все назначены". Таким образом, логично предположить, что к концу 2005, а то и к середине года все российские губернаторы и президенты национальных автономий побывают в отставке, и некоторые из них вернутся оттуда с доверием президента в кармане.

Что же из всего этого получится? Тут есть разные мнения. Официальное объяснение известно – новая, более стройная и управляемая властная вертикаль поможет, наконец, с успехом завершить все давно и недавно начатые реформы, улучшить социальный климат в регионах, ну и, конечно, усилить антитеррористическую безопасность. Звучат и другие голоса.

"Главное – личная преданность. По этому принципу будут подбираться кадры, а не по способности служить интересам населения,   - считает депутат Госдумы, экс-кандидат в президенты РФ Сергей Глазьев, - Зависимые губернаторы будут доказывать свою лояльность, фабрикуя результаты федеральных выборов в областях в обмен на то, что центр будет закрывать глаза на коррупцию в регионе. На заре демреформ каких только проходимцев не назначали губернаторами!"

"Дума уже ответила, что доверие президента стоит дороже, чем доверие народа, - говорит Михаил Краснов, вице-президент фонда "Индем", бывший помощник президента Бориса Ельцина по правовым вопросам, - Народ выбрал губернатора, а тот должен спросить у президента, правильно ему доверили или нет. А уж президент решит, доверять или не пущать. Поэтому губернаторы будут смотреть не на народ, а на президента".

Можно, конечно, отмахнуться от этих мнений, сказать, что все это сетования политических аутсайдеров и тех, кто когда-то имел власть, но сейчас отстранен от нее. Однако глядя на то, как в регионах уже не первый год за уши пытаются притянуть экономические показатели, лишь бы те примерно укладывались в нормативы по удвоению ВВП, глядя на то как правительство бодро рапортует об инфляции в 11%, когда топливо выросло на 30%, а продукты на 20-25%, возникает одна мысль. Что Кремль на всякий случай придумал безотказный механизм отзыва тех губернаторов, которым президент по ошибке выдаст кредит доверия. Их будут изгонять за злостные приписки.

Почему бы нет? Тем более, что где-то, кажется, такое уже было…

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС