Русский дух
Вопросам внешней политики посвящается...
Накануне визита в Екатеринбург высоких гостей пришло время, друзья, задуматься нам о русском духе. Ибо, когда еще думать на такие темы, кроме как перед лицом первых лиц?
Впервые с ярким выражением русского духа, я столкнулся лет двенадцати отроду. В то время был я отроком романтических убеждений, и всерьез полагал, что неизменным предвестником русского духа является одеколон “В путь” с содержанием этилового спирта не менее 60%. Именно, находясь в плену подобных нежных верований, я и узнал, как завалить медведя-шатуна без применения огнестрельного оружия. Знание это пришло ко мне ,видимо, генетически, от поколения к поколению, зимой, в десятом часу вечера в окрестных лесах села Тарасково. Уже отправившийся «В путь» мой дед, рубивший сосну на новую баню, и взявший с собой меня – городского парня, в целях воспитания во мне русского духу, объяснил все как есть:
- Ежели, значит, столкнулся ты, паря, с шатуном – главное не робей! – передавал мне дед мудрость поколений. – Положим, пошел ты, дурак, в лес без карабина (именно таким видел в то время мое будущее дед). И, положим, наткнулся ты на шатуна. И чо делать бушь?
- Не знаю, - честно признался я.
- Потому что, мал ишо! А значит – дурак! – подытожил дед, впадая в благостное расположение души. - Потому как, паря, шатун он ведь тоже - дурак. Но злой и прямолинейный. А потому встань ты, паря, за дерево потолще и жди, пока он тебя лапами из-за него хватать будет. Тогда уж ты руби ему лапы топором (откуда у меня топор – дед не объяснил), и беги, что есть мочи. С переломанными лапами он тебя, как есть, не догонит. А так, - вздохнул дед, – пиши - пропало.
И тут он заснул в санях, на глазах у ошалевшей не меньше моего престарелой вороной кобылы Звездочка. Стоит ли говорить, что неделю назад приехавшие из Новоуральска охотники подняли шатуна, а находящийся «в пути» дед не дал мне инструкции по эксплуатации своего гладкоствольного самозарядного карабина Сайга-20?
Только спустя годы, подростковое созревание, целую эпоху одеколона «В путь», сотню знакомых, десяток друзей-подлецов и миллион идиотских ситуаций я начал понимать смысл произошедшего. Ибо русский дух, друзья, есть сиречь – дух противоречия, сомнения, метаний из огня да в КПСС и использования инструкции А при наличии на складе предмета Б.
Противоречия эти следуют за мной всю мою непродолжительную жизнь. Был ли прав Хрущев, отдав в 1954-м году полуостров Крым дружественному народу хохлов? На чьей стороне нужно было быть 3-4 октября 93-го года, чтоб не чувствовать себя предателем земли русской? Какой порошок использовать - обычный или с эффектом «зимняя свежесть»? И, наконец, что лучше – заплатить налоги или спать спокойно?
Вот и сейчас, накануне приезда на мою малую родину глав двух великих государств России и Германии меня терзают смутные сомненья. Значит ли это, что малой Родине моей воздается в кои-то веки по заслугам? Что экономический рост наш выгодно выделяется на фоне страны? Что предприятия металлургического комплекса неизбежно перевооружаются? А выбранный губернатор сдержал свои обещания, и мой ВВП скоро вырастет? Или же назавтра мой город превратиться зачем-то в одно сплошное Рублево-Успенское шоссе и из моего жалования вычтут почем зря 250 рублей за получасовой простой в пробке? Или значит это, что мой Президент не может договориться с чужим, встречаясь с ним в 20-й раз. И для этого нужно тащить его в нашу глушь и показывать ему Свердловскую государственную филармонию? А что я думаю насчет послевоенного обустройства Ирака?
Я не знаю, товарищи. Так же как не знал «чо буду делать, если вдруг без карабину выйду на шатуна». Так же как не знаю, отчего бы им всем не поехать в Калмыкию. И есть ли в их выборе моя заслуга тоже. Все что я хочу сейчас – пойти домой и съесть тарелку борща. Ибо все мне в нем понятно. И компоненты его растут на моей даче, и для того чтоб соединить их в единое благоухающее целое мне не нужна инструкция А к предмету со склада Б. Все остальное, товарищи, для меня сейчас – внешняя политика. Может быть, от нее мой борщ когда-нибудь станет наваристей. А может и нет.
И все же, как я рад, что тогда на меня не вышел этот медведь-шатун. Ведь даже сейчас стрелять из гладкоствольного самозарядного карабина Сайга-20 я не умею. А так бы – пиши - пропало.