Русский язык Киев доведет
В советское время все было просто. Если в кармане пятак, то можно было за три копейки съездить в трамвае через полгорода, выпить стакан газировки из автомата и купить коробку спичек. Правила действовали для всех. Хоть для грузина в заполярном Норильске или для белоруса в среднеазиатской Кушке.
Вспоминается реальный случай из жизни братских народов:
Разговор на главной улице советской Украины – Крещатике в начале 80-х годов:
- Коля, давай зайдем пельмешек покушаем да по сто грамм!?
- Валик, где ты видишь тут пельменную?
- Да вот, столовка, написано - "Вишиванка", пельменная, да?
- Валик, по-украински "вЫшиванка"- это… вышиванка, национальная рубаха!
Когда-то мой университетский преподаватель сербского языка говорил, что главное в изучении иностранного – это не бояться переводить. Свидетельствую, что действительно, использовав этот аргумент, всегда находил язык и с португальцами, и с финнами… говоря с ними по-русски. Поэтому абсолютно не комичными, а правдивыми выглядят фрагменты из культового фильма "Брат-2", когда Данилу не нужен словарь и переводчик, чтобы понять американского драйвера или мафиози-миллионера.
Конечно, в нынешнее время Валентин Н. (светлой теперь уже памяти!), режиссер иркутского телевидения, гостивший в Киеве у знакомого, не узнает, что, обозвав символ украинскости - "вышиванку" пельменями, в самостийной республике можно запросто и в лоб схлопотать.
В канун учебного года кабинет министров обнародовал проект правительственной программы деятельности на 2006-2011 годы. Обычный циркуляционный документ для доработки в недрах кабинета министров так бы и остался интересным чтивом в узком круге посвященных, если бы не прописанный в нем тезис о "последовательном отстаивании свободы в выборе языка общения и обучения, признании русского языка вторым государственным языком в Украине".
Уже на пресс-конференции первый вице-премьер говорил, что данная новость – с бородой, ведь эта формулировка о статусе русского языка, преспокойно себе существовала и в избирательной программе Партии регионов с 2004 года.
"И мы, как победившая на выборах политическая сила, естественно, не собираемся отказываться от данных избирателям обещаний",- сказал Николай Азаров.
Правда, с оговорками, которые выглядели как оправдания провинившегося – мол, мы и с президентом посоветуемся, и с народом. Дескать, самолично ничего делать не будем…
Априори Виктор Ющенко "добро" не дал и не поддержал Николая Азарова из далекого села Нагуевичей на Западной Украине, где в дни презентации правительственной программы проходило празднование 150-летия со дня рождения Ивана Франко. Президент однозначно заявил, что "в языковой сфере руководство страны использует европейские принципы и стандарты, а посему - потеря языка - это потеря нации".
"Это потеря основ национального строительства и поэтому мы в этом вопросе проводим ту политику, которая относится к европейским стандартам", - сказал тогда Виктор Ющенко на юбилее Ивана Франко, и добавил "у нас есть единственный государственный язык - он есть и будет украинским". Вот и все дискуссии. Можно поставить жирную точку.
Накал страстей по языковому вопросу, символично совпавший с днем знаний обещает быть спущенным на тормозах. В очередной раз. Оно и понятно. Ждать дискуссии между институтом президентства и исполнительной властью не приходится по нескольким причинам. Главная из которых – политические силы, подписавшие Универсал национального единства, задекларировали желание поскорее сбросить "помаранчево-бело-голубые" одежки в чулан истории. У Партии регионов были декларативные намерения в избирательной программе, да. Но 12 пункт Универсала гласит о "всестороннем развитии и функционировании украинского языка, как языка государственного и языка официального общения во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины как основы самоидентификации народа и государства".
И подпись под сим документом премьера Януковича, первый вице-премьер отменить не в силах, да и вряд ли захочет.
Можно дальше проштудировать этот пункт и найти там пару строчек о том, что "гарантирование каждому гражданину свободного использования во всех жизненных нуждах российского или другого родного языка в соответствии с Конституцией Украины и Европейской хартией региональных языков".
Но это слабое утешение. Универсал – является своего рода договором для политиков. Это их библия, по которой они должны будут прожить при власти хотя бы еще пару лет. По-человечески. Нет, не в метро ездить на работу, и не на велосипеде, как это делают европейские парламентарии. В стране еще нужно решать вопросы по приватизации монстра-монополиста телекоммуникационной связи "Укртелекома". Он этого ждет второй год. Лакомый кусочек – теплоэлектростанции, на модернизацию которых в течение 3-4 лет по оценкам правительства необходимо до $12 млрд. С возможностью привлечения для таких целей (читай – приватизации) частного капитала,- пока одинокие заявления украинских чиновников. Похожая ситуация была с Облэнерго. Сначала - заявления, теперь - это сплошь частные рентабельные и прибыльные объекты. Странно, что государству они оказались ненужными. Да много ли нужно еще сделать, чтобы жить по-человечески, и рулить страной?
А нагнетаниями обстановки в стране какими-то "статусами" для русского языка, можно и впросак попасть. Ведь де-факто, язык обходится без какого-либо статуса, и де-юре – он является языком своей национальности для 95,9% русских на Украине. А поле для поддержки желаемым статусом государственного языка есть и немалое. Согласно последней переписи населения в 2001 году из 130 народностей и национальностей, русских на Украине проживало 8334,1 млн. человек или 17,3% от общего количества граждан страны.
"Где еще потерялись три миллиона, за три года – я, честно говоря, не знаю. Как корова языком слизала",- сказал в беседе с Накануне.RU председатель Русской общины Украины Константин Шуров. По странному стечению обстоятельств, количество русских со времен предпоследней переписи населения в 1989 году уменьшилось больше, чем на четверть - на 26,6% . Такие данные совершенно официально сообщает государственный комитет статистики.
"Это еще что, а ситуация с языком и того хуже!- продолжает Константин Шуров, – На 22 тысячи украинских школ с русским языком преподавания приходится только 1900. По статистике, если преподавание на родном языке для нетитульной нации составляет меньше десятой части от общего количества учебных заведений – такой язык обречен на вымирание или находится под угрозой исчезновения".
Не сказать, что в области защиты русского языка ничего не делается на Украине. Но сказать, что это действительно мощные усилия, тоже не поворачивается язык. Русская община Украины добилась открытия в Киеве пяти классов в киевских школах с русским языком обучения. Если приять во внимание, что в столице 527 школ, как-то не очень верится, что это значимый шаг.
"Вы не правы. Мы не ждем, что власть придет нам на встречу и откликнется на наши призывы открыть больше русскоязычных школ. Мы все делаем сами. Но мы вынуждены констатировать тот факт, что и Россия нам ничем особо помочь не сможет. Международное право не позволит одной стране лоббировать открытие в другой такие учебные программы. Необходимо, чтобы русскоязычное население Украины пришло к пониманию внутренней самоорганизации. Люди должны понять, что только так они смогут отстоять свое право говорить по-русски, и право детей учиться по-русски",- резюмирует Константин Шуров.
Действительно, если брать во внимание естественную убыль населения, то можно предположить, что еще в 1997 году, когда на Украине проживало больше 52 млн. к 2001 году наибольшее количество вымерло именно тех, кто называл себя русским.
Возможно и то, что были какие-то погрешности в подсчете. Так злые языки говорят, что украинцев уже даже и не 46, и не 42 миллиона человек, а где-то чуть более 35. Но если это и правда, то говорить ее официальному Киеву – это признаться в том, что годы независимости пошли не впрок. Оговоримся еще раз, что это только слухи.
Однако, зная любовь украинского президента называть и русских, и украинцев, и татар, и евреев, и армян, и….. – проживающих в стране на американский манер – "нацией", становится понятно, что в ближайшем будущем понятие национальности будет еще больше нивелировано.
И тогда уже будет не различить, кто есть кто. Возможно, это не нужно. Конечно, это не относится к статусу русского языка на Украине. Да к тому же, если будет одно понятие "нация", что мешает внутри нее каким-то индейцам говорить на официально признанном государственном языке? Лишь то, наверное, что индейцы в одной элитной стране почти уже все вымерли или живут как экспонаты в музее, в резервациях.
Да, можно говорить, что общественное сознание не спит. Мол, накануне очередного этапа совместных украино-натовских военных учений "Си Бриз - 2006" шесть региональных обл,-и горсоветов приняли законодательные решения о региональном статусе русского языка, как языка общения и деловодства. Тогда об этом трубили все СМИ. Для одних – это было шоком, как не могущее быть, для других - маленькая победа. Хотя спустя месяц, как-то мало кто обратил внимание на то, что в большинстве этих регионов райсуды быстренько отменили решения местных законотворцев. Вот так маленькая-большая победа превратилась в тихий пшик. |
Пойти, что ли по такому поводу отметить – выпить горилки? Для тех, кто не понял украинский, поясняю – "с перцем".