Владимир Садырин: От эпохи выживания образование переходит к эпохе развития
В школах отзвенели последние звонки, еще немного и выпускники в нарядных платьях и модных костюмах, распивая за углом школы, втайне от классной, Шампанское или что покрепче, навсегда распрощаются со школой. Но для многих радость освобождения от школьных уз будет недолгой: в сентябре начнутся занятия в вузах. В сентябре же за школьные парты сядут новые ученики. И какими они вырастут через 10 лет, во многом зависит от того, кто, как их будет учить и главное чему. Накануне в Челябинской области подвели результаты конкурса среди школ на получение национальных грантов. Об учениках и преподавателях, новой системе финансирования школ и школьных сочинениях, а также о первых итогах реализации образовательного нацпроекта в эксклюзивном интервью Накануне.RU рассказал министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин .
Вопрос: Владимир Витальевич, как южноуральские выпускники сдают экзамены?
Владимир Садырин: Накануне выпускники сдавали 10-ый ЕГЭ, поэтому о результатах пока рано говорить. Окончательные итоги
Фото: Накануне.ru |
Вопрос : Вокруг ЕГЭ до сих пор не утихают споры. Многие ректоры упрекают его в механистичности. Вы с ними согласны?
Владимир Садырин: Когда я с ректорами разговариваю на тему ЕГЭ, я задаю им встречный вопрос: а почему вы признаете и активно пропагандируете в течение уже 15 лет централизованное
Фото: Виктор Воног/ИТАР-ТАСС |
Мы стали поощрять школы, которые получают наивысшие результаты. Стали покупать им кабинеты физики и химии. У нас на 8% увеличилось число сельских школьников, поступающих в вузы. Ребята из села активно поступают в Агроинженерный вуз. Хотя он относится не к Минобрнауки и не все экзамены принимает в форме ЕГЭ. Есть факультет, где по ЕГЭ, вообще, не принимают. Медицинская академия ежегодно выбирает в форме ЕГЭ только один экзамен (химию или биологию). В этом году в вузы пойдет больше победителей региональных и всероссийских олимпиад.
Всего школы Челябинской области выпустят 27,5 тысяч учеников. Это на 1000 меньше, чем в прошлом году. А знаете сколько мест в прошлом году вузы предложили? 31 тысячу. Впервые количество мест в вузах превысило количество выпускников школ. |
Мы поддерживаем и хорошие негосударственные вузы. Создана
Фото: Накануне.ru |
Вопрос : Выпускники пока пишут сочинение в традиционной форме. На Ваш взгляд, не разучились ли современные школьники выражать свои мысли?
Владимир Садырин: Как раз накануне медальная комиссия
www.mgl.ru |
Вопрос: Существует ли в южноуральских школах кадровая проблема?
Владимир Садырин : Великого кадрового голода в школах нет. Нас последние десять лет очень выручают мигранты. В южных сельских районах школы на 100% укомплектованы учителями. В Челябинскую область приехало много педагогов из северного Казахстана.
К тому же, число учеников ежегодно сокращается. За последние четыре года школьников стало меньше на 22%, или на 126 тысяч детей. Поэтому упала и нагрузка на педагогов. Раньше она составляла 27 часов в неделю, то есть минимум 1,5 ставки. Сегодня она не превышает 24 часов. |
Есть у нас Красногорская школа в Еманжелинске, где средняя нагрузка у учителей 0,9 ставки.
Существует один нюанс. Многие учителя-пенсионеры не хотят уступать место молодым педагогам. С целью привлечения молодежи в школы мы первые три года платим им дополнительно 40% от оклада. Выплаты сегодня получают 2029
Фото |
На мой взгляд, необходимо создавать педагогам условия для работы. Помимо денежных стимулов, мы, например, третий год предоставляем сельским педагогам возможность за 20 рублей, воспользовавшись школьным автобусом, посмотреть любое театральное представление. Несколько десятков тысяч учителей посмотрели лучшие спектакли в челябинских театрах.
Вопрос: Но все же, если говорить о дефиците кадров, то каких учителей не хватает?
Владимир Садырин : В первую очередь, учителей иностранного языка и информатики. Но я думаю, что с информатикой мы ситуацию поправим. Есть небольшое количество вакансий учителей начальных классов и физики.
Вопрос: С 2006 года Челябинская область перешла на подушевой принцип финансирования школ. Каковы последствия этого перехода?
Владимир Садырин: В целом мы сделали правильный шаг. Мы
Фото |
Сильно выиграли крупные школы в городах и райцентрах. Мы до 25% повысили надтарифный фонд, из которого выплачиваются деньги за классное руководство и проверку тетрадей. Раньше он был от 6 до 15%. В прошлом году мы подровняли его до 15%, а в этом сделали 25%. В ряде крупных школ надтарифный фонд превышает даже 25%. Однако гимназии и лицеи, где наполняемость классов небольшая, проиграли. В Магнитогорске таким школам будет доплачивать местный бюджет, в Челябинске – половину региональный бюджет, половину – местный.
Сильно проиграли деревенские школы. Есть у нас одна школа в Нязепетровском районе, в которой формально девять классов, девять учеников и девять учителей. Все учителя, кстати, с высшим образованием. Естественно, эта школа проиграла. |
Поэтому когда мы анализировали плюсы и минусы новой
Фото: Накануне.ru |
Вопрос: Планирует ли область переходить на отраслевую систему финансирования труда педагогов?
Владимир Садырин : Да, мы создали рабочую группу. Мы не хотим внедрять систему так же быстро, как Тюмень.
В течение учебного года мы проведем эксперимент, в котором будут участвовать 100 школ из 1267. В первую очередь, отраслевой принцип касается оплаты труда педагогов школ. Ее размер будет зависеть от ряда факторов. |
Мы планируем взять самое лучшее из тюменской и санкт-петербургской систем. Плюс санкт-петербургской в уходе от единой тарифной сетки. За основу они взяли прожиточный
Вопрос: Чем было вызвано решение финансировать частные школы?
Владимир Садырин: До 1 января 2005 года, когда был изменен закон РФ "Об образовании", муниципалитеты были обязаны поддерживать частные школы, которые прошли лицензирование и аккредитацию. Потом эту обязанность отменили, и школы вынуждены были повысить плату за обучение. В среднем, она составляет 2,5 тысячи рублей. Потихоньку приближается к стоимости курса обучения в вузе. В Челябинской области 12 частных школ. Мы вместе с первым вице-губернатором Андреем Косиловым встречались с директорами школ. Он их очень поддержал.
Если государство гарантирует некий стандарт знаний, ребенок должен его получать. А закроются частные школы, дети пойдут в
Фото: www.russianhome.com |
Вопрос: Что касается нацпроекта, известны ли уже победители конкурса на получение грантов? По каким критериям отбирались школы?
Владимир Садырин : 66 школ выиграли гранты. Представлены почти все территории, кроме Кусинского района. 44 школы – городские, 22 – сельские.
Впервые школы отбирали не чиновники, а представители 15 общественных организаций. Мы сначала переживали, потому что, сами понимаете, заставить вас анализировать работу поликлиники или школы… |
Мы провели обучающий семинар и в итоге оказались очень довольны сотрудничеством. Работа была организована таким образом: представители общественных организаций в любое
Фото: Накануне.ru |
Если оценки двух экспертов расходились больше чем на 10 баллов, то смотрел третий. Для каждого муниципалитета были выделены квоты. Например, Сатка выдвинула четыре школы, а квота для города – две школы. В Челябинске квота была установлена на уровне 16 школ, а школы подали 24 заявки. Мы отбирали победителей по наивысшему количеству баллов. Всего была подана 121 заявка. Оставшиеся школы стали победителями уже регионального конкурса. Они получат по 500 тысяч рублей от
Фото: Накануне.ru |
Сейчас такую же работу мы проводим по отбору учителей. 218 педагогов должны получить грант президента в размере 100 тысяч рублей и 200 педагогов – грант губернатора в размере 50 тысяч рублей. Подано 465 заявок. В отборе будут участвовать порядка 22 общественных экспертов.
Вопрос: Челябинская область активно включилась в процесс информатизации образования. Что сделано и что планируется сделать в этом плане?
Владимир Садырин: В Челябинской области открыто 50 межшкольных методических центров. 305 млн рублей в 2005 году было затрачено на этот проект. Мы подготовили технических специалистов - к нам пришли молодые талантливые педагоги. В
Фото: library.bhbl.neric.org |
Помимо этого, в каждую среднюю школу мы поставим автоматизированное место библиотекаря, и библиотека будет называться через черточку медиатека. Также школы получат по 50 электронных учебников и 300 компьютерных классов.
Вопрос: На Ваш взгляд, насколько национальный проект полезен образованию?
Владимир Садырин: Пристальное внимание государства к образованию и очень солидная финансовая поддержка даст очень мощный импульс для его развития. Мы от эпохи выживания переходим к эпохе развития. Что касается простого учителя, я могу привести такой пример. Губернатор Петр Сумин в одном из межшкольных методических центров задал вопрос учительнице лет 45: зачем вам нужны компьютеры, Интернет? А она ответила: у нас загорелись глаза, нам стало интересно работать.