Нижневартовское МО как нестандартный вариант муниципальной реформы
Нижневартовск и Нижневартовский район, скорее всего, будут все-таки объединены в одно муниципальное образование. Не исключено, что интеграция пройдет уже в 2006 году. Об этом все чаще с большой долей уверенности говорят в Югре люди, имеющие политический вес и владеющие кулуарной информацией. По мнению специалистов, для создания одного из самых крупных и самых богатых в России муниципалитетов осталось сделать не так и много. Территориально новое МО будет сравнимо с Бельгией, здесь добывают нефть около десятка нефтяных компаний, за счет их налоговых отчислений в бюджеты всех уровней может жить не только новообразованный муниципалитет, но и еще 5-7 среднероссийских областей.
Главы Нижневартовска и Нижневартовского района уже делали публичные заявления о том, что у них есть желание слить муниципалитеты в одно целое. Чтобы замысел политиков осуществился в срок и полностью, по мнению наблюдателей, осталось решить два вопроса. Первый связан с отношением к возможному объединению муниципалитетов мэров нескольких городов Югры. Второй вопрос – настороженность нижневартовской элиты к возможному изменению статуса города Нижневартовска.
Сейчас в Югре практически никто не высказывается против интеграции города и района. Политики и хозяйственники прекрасно понимают, что в результате объединения жители Нижневартовска и Нижневартовского района только выиграют. Задаются вопросы иного рода. Их можно свести к одному: "Какая выгода от всех предстоящих реформ будет городам-соседям Нижневартовска?" . Речь идет об интересах Лангепаса, Мегиона, Радужного и Покачей. Они находятся на территории Нижневартовского района, но являются самостоятельными муниципальными образованиями. Несмотря на то, что все эти города – нефтяные, их бюджеты в значительной мере состоят из дотаций и субвенций из окружной казны.
Эти территории – дотационные. Дело в том, что несколько лет назад изменилось законодательство. Налог на прибыль, на имущество, подоходный налог нефтяные компании стали платить по месту нахождения основного производства. Вот как прокомментировал ситуацию глава администрации города Радужного Виктор Кусмауль: "Из-за всех этих изменений наш город лишился очень больших доходов. Все они ушли в бюджет Нижневартовского района. Получилось, что нефтяники, их семьи живут в Радужном, лечатся и учатся здесь, мы содержим для них всю необходимую инфраструктуру, а налоги уходят в казну другого муниципального образования. Я считаю – это ненормально".
У главы Нижневартовского района Виктора Пичугова несколько иное мнение: "Можно было бы согласиться с мнением моего коллеги, если бы не важные детали. Проблема не так однозначна, как кажется. Территория, за которую отвечает мэр Радужного, не превышает 20 квадратных километров. Зона ответственности в Нижневартовском районе – 180 000 квадратных километров. Значит, у нас встает вопрос со строительством и ремонтом автодорог, содержанием вертолетов, речных судов и пр. Это огромные суммы. Еще один момент – население Нижневартовского района. Оно в основном – сельское. Это значит, что люди зависимы от бюджетного финансирования почти на 100%. Если в городе можно создать сеть коммерческой торговли, обеспечив этим занятость значительного числа жителей, то на селе ситуация совсем иная. Чтобы обеспечить достойную жизнь селянина властям приходится вводить повышающий бюджетный коэффициент. Иначе говоря, на одного сельского жителя надо потратить в два, три раза больше бюджетных денег, чем на одного горожанина. Есть еще много нюансов. Поэтому я призываю моих коллег не судить о проблемах финансирования Нижневартовского района со своих колоколен".
Впрочем, похоже, что мэры Лангепаса, Мегиона и Покачей больше разделяют взгляды своего коллеги из Радужного. Понятно, что бОльшая доля налогов от нефтяных компаний идет не в бюджет Нижневартовского района, а в Москву и в Ханты-Мансийск. Однако, по сравнению с Лангепасом, Мегионом, Радужным, Покачами и даже с Нижневартовском, финансовая ситуация в Нижневартовском районе заметно стабильнее. Здесь в меньшей мере, чем все остальные территории Югры, зависят от дотаций и субвенций из окружного бюджета. Если Нижневартовск и район объединятся, то все выгоды этого исключительного положения достанутся новому муниципальному образованию .
Мэры соседних с Нижневартовском городов, в принципе, не против грядущей реформы. Однако никто не хочет упустить своего шанса получить хоть какие-то дополнительные доходы для своих территорий. Правда, пока не совсем понятно, какие новые механизмы могут предложить мэры-соседи для того, чтобы перераспределить деньги из казны одного муниципального образования в бюджеты других городов. Пожалуй, есть только один способ – подписание двухсторонних договоров о добровольной передаче денег из одной казны в другую. Да и он вызывает у специалистов сомнение с точки зрения соблюдения положений существующего бюджетного кодекса.
Еще один вопрос, который вызвал неожиданную дискуссию сторонников и противников объединения Нижневартовска и района – это статус города в составе нового муниципалитета. Ситуацию прокомментировал глава Нижневартовского района Виктор Пичугов: "В случае объединения наших муниципалитетов город потеряет статус. Он будет не городским округом, а городским поселением. Как оказалось, для некоторых местных политиков это принципиальный вопрос. Но, на мой взгляд, ничего страшного в этом переименовании - нет. Скорее, - это вопрос психологический. Ведь самый главный показатель, – где будет сконцентрирована власть нового муниципального образования. А она останется в Нижневартовске". Впрочем, борьба за статус города может стать лишь предлогом для некоторых политиков для саморекламы. Ведь в 2005-06 годах ожидается череда выборов. В такой период любой спорный вопрос – это повод провести PR-акцию.
Похоже, что экономическая целесообразность грядущего объединения уже просчитана. Сейчас все наблюдатели сходятся во мнении, что развитие ситуации будет зависеть от позиции губернатора Югры Александра Филипенко. Ни один из нынешних вопросов, которые задаются в связи с возможной интеграцией Нижневартовска и Нижневартовского района – не критический.