Спасение семей как дело рук власти и бизнеса
Проблема народосбережения сводится не только к рождению детей. Мало добиться количественных сдвигов, следует задуматься и о "качестве" подрастающего поколения - да простит меня читатель за "товарное" слово. По статистике, каждая пятая семья в России является неблагополучной - душераздирающие телевизионные сюжеты на эту тему не редкость. Дети из таких семей, как правило, рано или поздно оказываются на улице, или же, если повезет, в детском доме. Сегодня социальных сирот больше, чем детей, потерявших родителей в годы войны.
Проблема, действительно, серьезная и, на первый взгляд, почти неразрешимая. Однако в Саткинском районе Челябинской области так не думают. В южноуральской глубинке еще задолго до нынешнего послания президента, где речь шла, в том числе и о помощи сиротам, разработали уникальную программу профилактики социального сиротства. В Сатке, без преувеличения, спасают семьи.
* * *
Программа под названием "Семьи и дети группы риска" была разработана еще в 2002 году. Инициатива принадлежит главе огнеупорного холдинга "Магнезит" Сергею Коростелеву (комбинат "Магнезит" является градообразующим предприятием Сатки) и администрации Саткинского района.
Фото: Накануне.ru |
Координация всех служб - медицинской, психологической, социальной - и легла в основу программы. Была создана специальная группа сопровождения семей "группы риска", куда стекаются все данные о таких семьях.
Итак, какие семьи в Сатке относят к "группе риска"? Что интересно, речь идет не только о семьях, где родители пьют или бросили детей на произвол судьбы, но и о малообеспеченных, многодетных или с больным ребенком. К ним же относят и семьи внешне благополучные, но имеющие психологические проблемы.
В единый банк данных включены 720 "семей риска", в которых воспитывается 1,5 тысячи детей. Всего же в районе проживает около 90 тысяч человек. |
Возникает вопрос - как же выявить семьи, в которых не все в порядке? В группе сопровождения Накануне.RU пояснили, что сигналы поступают от соседей, из школы, из милиции, а некоторые родители приходят сами, что само по себе можно отнести к заслугам саткинского ноу-хау. Но о заслугах и результатах чуть позже.
Относительно ноу-хау – тут нет никакого преувеличения. Уникальность программы была в очередной раз отмечена на прошедшей накануне в Сатке областной конференции, посвященной семье и детям. В каком еще городе или районе родителей-алкоголиков кодируют за счет бизнеса? Но и об этом чуть позже. Опыт Сатки отметил первый вице-губернатор Челябинской области Андрей Косилов. Он назвал его показательным в плане эффективного сотрудничества между муниципальной властью, бизнесом и жителями по решению проблем населения.
Вернемся к сути программы. На первом этапе специалисты выясняют проблемы семьи - шаг за шагом, подобно дотошному врачу, обследуют семейный организм. На каждую
Фото: foto.gazetazp.ru |
Понятно, что районному бюджету, который составляет около 600 млн рублей в год, одному такую ношу не потянуть. В основном, расходуются деньги бизнеса. Правда, в управлении соцзащиты не стали называть конкретную сумму, сославшись на то, что деньги поступают из всех источников и суммировать их проблематично.
Но именно за счет средств комбината в Сатке кодируют родителей-алкоголиков. Вряд ли в России, как уже отмечалось, практикуется нечто подобное. |
Можно вспомнить, конечно, хозяйку лесопилки в Свердловской области, которая за свой счет закодировала рабочих. Но ей от того хоть прямая выгода была – с семьями же ситуация иная.
"Мы не наседаем на людей, мы беседуем с ними. Побеседуем раз, другой, у человека вопросы появляются,
но он может уйти, ничего не сказав. Потом снова приходит и уже, когда осознанно сделает выбор, мы кодируем его. Но сначала человек проходит лечение", - отмечает специалист службы сопровождения "семей и детей группы риска" Наталья Сорокулина. В 2005 году в Саткинском районе было закодировано 15 человек, из них только два-три сорвались, а остальные работают. Это есть результат реализации программы.
Кстати, с трудоустройством родителям тоже помогают - через центр занятости находят сначала временную работу, а потом, если все хорошо, постоянную.
Надо сказать, что далеко не каждая семья принимает такого рода помощь - иная может и на порог не пустить. Впрочем, многие родители, говорят специалисты, в душе осознают, что так жить нельзя, поэтому не препятствуют. |
Важно также то, чтобы их не осуждали, иначе можно раз и навсегда отбить желание изменить свою жизнь. "Мы ни в коем случае не относимся к неблагополучным родителям, как к падшим. Мы ставим их и себя на одну социальную ступень. Мы их не унижаем и не оскорбляем", - отмечает специалист службы сопровождения.
Особый разговор о детях из неблагополучных семей. Многим из нас, спавшим на чистых простынях и регулярно получавшим на завтрак кашу и что-нибудь вкусненькое, никогда не понять, что значит быть детьми алкоголиков. Или брошенными детьми. Но мы отвлеклись.
В Саткинском районе неблагополучие стараются выявлять на самых ранних стадиях. Уже в женской консультации смотрят, готова ли мама растить своего малыша, нужен он ей или нет. |
Особенно, если речь идет о юных мамах. Ежегодно в районе рожают детей около 80 мам, которым нет еще и 18, примерно столько же делают аборт. И с каждой из них работают психологи. Они стараются убедить каждую из них сохранить ребенка. Иногда получается, иногда нет. Но каждая спасенная жизнь малыша - уже большая победа.
Программа направлена и на борьбу с беспризорностью -
Фото: www.helpinghand.ru |
Как итог - за четыре года детская и подростковая преступность в районе сократилась на 11%. Вроде бы невеликий показатель, но учтите, что в большинстве территорий он, наоборот, год от года растет. Как растет и число подростков, ошивающихся в теплотрассах и нюхающих клей. |
Кстати, в Сатке таких детей и оздоровить пытаются в первую очередь - они первыми получают путевки в лагеря и санатории.
Фото: Накануне.ru |
Но, может быть, главный показатель другой - за последние годы ребятишек, попадающих в детские дома, стало на 38% меньше. Большая часть из них взяты под опеку близкими родственниками, что тоже результат реализации уникальной программы.
Но и не это главное – главное то, что есть случаи, когда детей, изъятых из семей, возвращают в них. Конечно, пока они единичны, но их количество растет. Для страны, где 800 тысяч детей-сирот, а 95% из них – социальные сироты, это невероятно важно. |
А из саткинского опыта вытекают два вывода. Необходимо заниматься профилактикой социального сиротства. В этой связи вспоминается недавнее заявление депутата Госдумы
Фото: photo.dgu.ru |