Сделано в Китае
Хотя давно известно, что львиную долю электроники делают в Китае, о китайских компаниях у нас известно куда меньше, чем об известных западных брендах. Пора разобраться, кто есть кто.
Продажа корпорацией IBM своего подразделения по производству персональных компьютеров китайской фирме Lenovo стала одним из наиболее заметных событий 2004 года. Сделка, оцениваемая в 1,25 млрд. долларов США, повлечет за собой серьезные структурные изменения в Lenovo: главный офис компании переедет в США, а посты в руководстве займут выходцы из IBM.
Названия производителей компьютерной техники из Китая редко слышны за пределами Поднебесной. В лучшем случае, их указажут мелким шрифтом на этикетках компьютеров с лейблами более именитых фирм. А нередко из признаков, указывавших на происхождение товара, присутствует единственная надпись - Made in China или Product of PRC. Между тем, компьютерная индустрия Китая с каждым годом наращивает мощь и вскоре, возможно, многие китайские фирмы заявят о себе на весь мир. Для западных компаний работа на рынке ПК с становится все менее выгодной. Аналитики компании Gartner даже прогнозируют, что к 2007 году три из десяти ведущих мировых производителей ПК уйдут с рынка. Сделка IBM и Lenovo вполне укладывается в этот прогноз.
В развитых странах рынок ПК насыщен. Спрос на компьютеры в США, Западной Европе и Японии почти не меняется, а иногда и вовсе падает. Совсем другое дело - страны с развивающейся экономикой. Но на их растущих рынках западные производители далеко не всегда оказываются в выгодном положении. Китай -лишнее подтверждение этому.
По итогам 2002 года в пятерку ведущих поставщиков компьютеров на рынке КНР попали лишь две американские компании. IBM занимала третье место с 5,3% рынка, а HP замыкала пятерку с долей в 3,7%. Для сравнения, на долю лидера - компании Legend, впоследствии сменившей название на Lenovo - пришлось в 2002 году 28,9% проданных в Китае компьютеров. Находящаяся на втором месте фирма Founder контролировала 9,2% рынка, а компания Great Wall, четвертая в списке, занимала на рынке 4,6%.
Предварительные данные агентства IDC за 2004 год доказывают, что китайские производители занимают ведущие позиции и во всем Азиатско-тихокеанском регионе. В прошлом году Lenovo была лидером с рыночной долей в 12,6%. Чуть меньше доля у HP - 10,6%, далее следуют IBM (7,4%) и Dell (7,2%). Замыкает пятерку лидеров компания номер два на китайском рынке - Founder. Ее доля составила 5,4%. Lenovo продала за год более 4,7 млн. ПК, а Founder - более 1,8 млн. компьютеров.
В мировом масштабе китайские гиганты Lenovo и Founder пока не входят в первую пятерку, но подобрались к ней достаточно близко. Согласно опубликованным агентствами IDC и Gartner предварительным данным о рынке ПК в 2004 году, занимающая пятое место в мире компания Acer продала около 6,4 млн. компьютеров. Это вполне сопоставимо с объемами производства Lenovo еще до покупки ПК-подразделения у IBM. А такие известные американские компании, как Gateway и Apple, китайский гигант превосходит по объемам производства в 2-2,5 раза. Не считаться с этим просто невозможно.
На долю самой IBM, к слову, в 2004 году пришлось около 10,5 млн. проданных ПК. То есть обновленная Lenovo сможет выпускать более 15 млн. компьютеров ежегодно. Активно наращивают производство и Founder, Great Wall и более мелкие китайские производители ПК. Их продукция пока, впрочем, попадает за пределы КНР только под чужими марками.
Главным катализатором роста китайских компаний будет стремительно растущий спрос внутри КНР. Выход на международные рынки, безусловно, важен, однако для стабильного увеличения выпуска компьютеров китайским компаниям вполне достаточно продолжать активную работу внутри страны и не соваться на заморские рынки. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на графики объемов производства ПК в Китае и других странах мира и Азиатско-тихоокеанского региона в 1990-2002 гг.
В начале 1990-ых годов объемы производства компьютерной техники в Китае не шли ни в какое сравнение с показателями развитых стран, прежде всего, США и Японии. В 1990-1995 гг. эти страны увеличили ежегодное производство ПК с 50 до 70 млн. штук и более чем на порядок превосходили в этом отношении Китай. Однако насыщение внутренних рынков и последующий кризис компьютерной отрасли в 2000-2001 гг. повлекли за собой резкое падение производства ПК в США и Японии, тогда как в Китае рост продолжался все нарастающими темпами. К 2002 году Китай почти догнал Японию и значительно сократил разрыв с США. Германия и другие европейские страны вообще остались далеко позади.
В азиатском регионе наблюдается похожая картина. До 1995 года рост китайской компьютерной промышленности вполне укладывался в общерегиональные показатели. Однако к 2000 году Китай сделал мощный рывок, связанный с резким ростом спроса на ПК на внутреннем рынке, а также с переносом производств из других стран. После 2000 года, когда в компьютерной отрасли грянул кризис, ориентированные на экспорт Тайвань и Малайзия вынуждены были сократить производство ПК. В Южной Корее производство также снизилось: кризис затронул и эту, достаточно развитую в компьютерном отношении, страну. В Китае же, похоже, ничего и не заметили. Кстати, именно в 2000 году производство ПК в КНР сравнялось по объемам с производством на Тайване. В последующие два года Китай оставил позади непризнанное островное государство.
Чтобы объяснить скачок китайского внутреннего компьютерного рынка и рост объемов производства, стоит сказать несколько слов о политике КНР в отношении информационных технологий. Первый компьютер был построен в Китае еще в 1958 году и был копией одной из первых советских ЭВМ. В 1970-ые годы в стране было развернуто производство компьютеров для различных отраслей. До 1980-ых гг. в стране стремились создать собственную самодостаточную компьютерную промышленность, способную производить компьютеры всех типов. Такой подход был типичным для социалистических стран, часто испытывавших сложности в плане торговли с капиталистическими державами. Но большого успеха такая политика не принесла.
С либерализацией китайской экономики положение дел изменилось. Решено было сосредоточится на выпуске ПК и периферии, стимулировать экспорт, разрешить создание совместных предприятий с крупными зарубежными корпорациями. Иностранные компании таким способом получали доступ к огромному и практически неосвоенному рынку, а их китайские партнеры получали в распоряжение новейшие технологии. Такая политика быстро принесла свои плоды: в начале 1990-ых гг. компьютерная промышленность Китая начала свой рост. Дальнейший рост ИТ-индустрии в Китае связан с реализацией Девятого пятилетнего плана (1996-2000 гг.), в котором было предусмотрено поощрение местных производителей компьютеров, мероприятия по повышению качества продукции, компьютеризация промышленности. В план были также заложены масштабные проекты по созданию современной ИТ-инфраструктуры и стимулированию применения вычислительной техники в различных отраслях. Среди прочего, план предусматривал создание к 2000 году двух-трех производителей компьютерной техники с годовым оборотом более 1 млрд. долларов США. Результаты этой политики можно видеть на приведенных выше графиках: за Девятую пятилетку компьютерная промышленность КНР сделала мощный рывок вперед.
Однако не следует думать, что все китайские производители компьютеров планомерно наращивали производство. Некоторые фирмы, которые не смогли угнаться за Lenovo, Founder и Great Wall, вынуждены были переориентироваться с сегмента ПК на другие области ИТ-рынка. Впрочем, количество относительно небольших производителей компьютеров в Китае огромно. Тем не менее, ни по масштабам производства, ни по качеству продукции с лидерами они тягаться не могут.
В 2001 году с вступлением Китая в ВТО началась либерализация компьютерного рынка, стимулировавшая приток иностранных инвестиций и создание новых производств. Все активнее развивают производства в КНР тайваньские фирмы, перед которыми были сняты многие ограничения. Продолжаются и национальные программы по компьютеризации китайского общества и экономики. Внутренний компьютерный рынок далек от насыщения и продолжит бурно расти, по меньшей мере, до 2010 года. По прогнозу Forrester Research, к этому времени мировой рынок ПК удвоится, а количество персональных компьютеров в мире к концу десятилетия превысит 1,3 млрд. против 575 млн. в настоящее время. Лидером роста станет Китай, где число пользователей ПК вырастет на 178 млн. В Индии и Индонезии число пользователей вырастет на 80 и 40 млн. человек, соответственно. Значительный рост произойдет также в России, Бразилии, Пакистане, Турции и других странах.
Китайским компаниям, доминирующим на внутреннем рынке, автоматически гарантированы ведущие позиции и в мире. Однако, удастся ли им выбраться за пределы национального рынка, пока не вполне ясно. Сделка IBM и Lenovo, которую, кстати, могут запретить американские власти, конечно, позволит китайской компании выйти за пределы азиатского региона. Но едва ли работа на новых рынках будет легким делом. Марка Lenovo, в отличие от IBM, практически неизвестна потребителям, а имидж китайских товаров оставляет желать лучшего. Так что для завоевания доверия потребителей Lenovo придется немало потрудиться. Что касается других китайских компаний, то пока за пределами Китая и сопредельных стран они практически не представлены. Для выхода на международный уровень им неплохо бы заручиться поддержкой иностранного партнера.
Если сбудутся предсказания Gartner об уходе с рынка ПК крупных западных производителей, то у Founder, Great Wall и других есть шанс совершить сделку, подобную сделке IBM с Lenovo. Наиболее вероятной стратегией для китайских фирм на западных рынках будет экспансия в сектор недорогих компьютеров с последующим освоением все более "дорогих" сегментов. Такую стратегию уже успешно использовали в свое время японские и южнокорейские автомобильные и электронные компании. Так что не исключено, что лет через десять компьютеры Founder станут в один ряд с Dell и HP, а название "Великая стена" перестанет ассоциироваться у россиян с китайской тушенкой позднеперестроечных времен. С другой стороны, китайские фирмы могут выбрать путь своих тайваньских коллег, которые работают, преимущественно, по OEM-контрактам с зарубежными корпорациями, а продукцию под своими марками поставляют на Тайвань и в несколько других стран. Единственным исключением здесь является фирма Acer, входящая в число мировых лидеров по выпуску ПК. Однако исключение часто только подтверждает правило, и не исключено, что, кроме Lenovo, ни одна китайская марка за пределами КНР известности не получит.
Автор: Иван Карташев