Сергей Боровик: Когда открываешь российскую шоколадку, она должна хрустеть
2005 год оказался на редкость неоднозначным для алюминщиков. С одной стороны - рекордно высокая цена алюминия на Лондонской бирже металлов - $2400 за тонну. С другой - резкие скачки этой самой цены, вносившие большую нестабильность в их работу. Особенно сильно это отразилось на тех, кто занимается глубкой переработкой алюминия, в их числе - производители фольги. Тем не менее, второму по величине производителю этой продукции в России, ОАО "Уральская фольга", входящему в Группу СУАЛ, удалось в этих условиях вплотную приблизиться к пику своих производственных возможностей. Об итогах ушедшего года, о том, что будет, когда эти возможности будут исчерпаны, продолжится ли рост цен на алюминий и о том, будут ли и в дальнейшем хрустеть российские шоколадки рассказал накануне генеральный директор ОАО "Уральская фольга" Сергей Боровик .
Вопрос: Сергей Владимирович расскажите об итогах деятельности "Уральской фольги" за 2005 год?
Сергей Боровик: Если говорить непосредственно про "Уральскую фольгу", то наше предприятие молодое - ему всего 2 года. Оно возникло на базе Михайловского завода по обработке цветных металлов - ОАО "Михалюм", а уже в 2003 году "Уральская фольга" уже под своим брендом выпустила 10600 тонн готовой продукции. 2004 год ознаменовался тем, что была окончена юридическая реструктуризация "Уральской фольги"
Фото: Накануне.ru |
2005 год был для "Уральской фольги" годом качественных изменений. Во-первых, мы кардинально поменяли портфель заказов с точки зрения ассортимента. Если в свое время "Михалюм", а потом и "Уральская фольга" специализировались в основном на толстых видах фольги, на лентах, на фольгах для авиационной промышленности, для автомобильной промышленности, в частности для изготовления радиаторов, для кабельной промышленности, то сейчас мы делаем ставку на более дорогие тонкие виды фольги: для упаковки, фольгу пищевую, фольгу для строительных нужд. Это 20, 38, 40 микрон для фармацевтической промышленности (блистеры) и 9, 11 микрон, широкие рулоны для дальнейшей отделки, для упаковки.
Портфель заказов характеризуется таким серьезным критерием как средневзвешенная толщина всего портфеля. Если средневзвешенная толщина портфеля заказов в 2003 году была около 40 микрон, в 2004 она достигла 28 микрон, сегодня это 20 микрон. Это говорит о том, что мы осваиваем новые технологии и наша продукция дорожает.
Вопрос: Столкнулись ли Вы с какими-то серьезными трудностями в 2005 году?
Сергей Боровик: К сожалению, 2005 год ознаменовался для нас еще и серьезными сдерживающими факторами для роста. Негативным фактором стали резкие скачки биржевой цены алюминия, продолжавшиеся весь 2005 год. В настоящее время
Фото: saitistika.fincontrol.ru |
Но мы, я считаю, достойно закончили год, улучшили практически все показатели. Конечно, скачки цен на лондонской бирже очень сильно влияют на издержки и нам приходится минимизировать затраты. Мы оптимизируем численность работающих на предприятии, но делаем это без каких-либо разовых больших сокращений. В 2003 году численность была 1200 человек, в 2004 – 1100 человек, на сегодняшний день численность у нас - около 1000 человек.
Вопрос: А вы пытались решить проблему нестабильности цен через руководство управляющей компании, чтобы закупать алюминий на предприятиях Группы СУАЛ по внутренним ценам?
Сергей Боровик: Этот вопрос я поднимал 2000 и 2001 годах, когда предприятию было совсем тяжело выживать.
И один из высокопоставленных людей в "СУАЛ-Холдинге" мне тогда сказал: "Ты хотел бы иметь бизнес, который будет "виртуально" выгоден?" Я говорил: "Наверное, нет". И он ответил: "Какая разница, где мы получаем прибыль. В настоящее время прибыль получается наиболее быстро на "первичке", но если ты сможешь построить бизнес так, что выйдешь на открытый рынок, будешь закупать алюминий хоть в СУАЛе, хоть на бирже, да где угодно, и у тебя бизнес при этом будет прибыльным, тогда это бизнес. А если ты живешь только за счет того, что тебе демпингуют цены, потому что ты свой, то это не бизнес, это просто перекачивание чужой прибыли в убытки твоей компании". |
Я считаю, что это принципиально правильная позиция. Поэтому мы покупаем металл на предприятиях Группы по цене LME. Единственная, если можно так выразиться, "поблажка" от холдинга – это отсрочка платежа. Мы просто предоставили
Фото: Накануне.ru |
Вопрос: Вы каким-либо способом компенсируете рост цен на первичный алюминий?
Сергей Боровик: Обязательно. Договорные отношения с потребителями нашей продукции строятся на следующей схеме: мы работаем с клиентами по цене LME плюс премия, т.е. по сути мы договариваемся с клиентами по премии: если цена на LME меняется, премия остается неизменной, но цена на продукцию также меняется.
Естественно, при каждом изменении цен на бирже потребители недовольны, но они понимают, что это не прихоть отдельно взятой "Уральской фольги", это состояние рынка. Но такая ситуация заставляет часть потребителей, скажем, кондитеров, отказываться от традиционной упаковки в фольгу. Есть металлизированная пленка, алюминизированная пленка. Российский рынок более консервативен – русский человек взял шоколадку – она должна хрустеть упаковкой, фольгой. А возьмешь шоколадку европейскую – в половине из них уже ничего не хрустит, там либо бумага, либо пленка. А у нас в традиции это еще есть. |
Сергей Боровик: У нас есть в Европе контракты, которые заключены на длительный срок. К сожалению, мы не можем присутствовать только на российском рынке, и избыток своих мощностей мы компенсируем тем, что продаем часть своей продукции за рубеж. Экспорт готовой продукции ОАО "Уральская фольга" находится на уровне 55%, внутренний рынок потребляет 45%. В планах 2006 года сравнять величину экспортных потоков и поставки на российский рынок.
Мы сейчас понимаем, что наиболее интересен для нас внутренний рынок, он меньше подвержен колебаниям, на внутреннем рынке можно не привязываться на длительные контракты, потребитель здесь не очень чувствует влияние биржи и можно говорить о какой-то фиксированной цене.
Вопрос: Можете ли Вы кратко рассказать о финансовых результатах за 2005 год?
Сергей Боровик: Выручка у нас, по сравнению с 2004 годом, выросла примерно на 30%. Средняя цена продаж выросла на 18%. Сюда входит и компенсация роста цен на LME, и минимизация издержек. Рентабельность также повысилась.
Вопрос: Есть ли у вас проекты, направленные на активизацию какого-либо направления по производству продукции из фольги?
Сергей Боровик: Есть такие мини-проекты по увеличению доли малого и среднего бизнеса. В рамках большого предприятия, а мы в рамках направления по глубокой переработке алюминия можем считать себя таковым, такие проекты "тонут". К примеру, наше оборудование способно выпускать до 300 тысяч рулончиков
Фото: Накануне.ru |
Я рассматриваю это как отдельные бизнес-проекты. Если в Михайловске реализовать эти идеи, имея гарантированного поставщика гладкой фольги в лице "Уральской фольги", то они могут работать довольно успешно. В Михайловске у нас организован с помощью СУАЛ-Холдинга и Фонда "Новая Евразия" муниципальный фонд поддержки малого и среднего бизнеса и мы всерьез рассматриваем возможность реализации этих проектов.
Что касается непосредственно развития "Уральской фольги", то у нас есть проекты, позволяющие увеличить мощность завода. Но в сложившихся условиях, связанных с невысоким ростом рынка и с нестабильностью котировок биржи, я думаю, такие серьезные вложения преждевременны. Нужно ждать стабилизации ситуации.
Кто-нибудь из вас задавался целью узнать хотя бы на год прогноз по ценам на LME? Я вам даю гарантию – никто в мире такого прогноза не даст. Это связано с бумом в Китае, с остановками заводов в США, Европе. Но если она будет так расти, а прогнозируют ее рост до $3000, то нужно будет многое пересматривать. Возможно, произойдет какой-то рывок в изготовлении фольгопрокатного оборудования на рынке. Но сегодня рост, расширение производства на "Уральской фольге" не планируется, хотя проекты такие есть, например, можно купить новый супер кастер, чтобы увеличить свои литейные мощности, купить печь отжига. Но эти проекты отложены до тех пор, пока не будет полного понимания ситуации на рынке. Поэтому я считаю, что в настоящее время правильнее развивать именно рынок упаковки.
Вопрос: Влияет ли на работу "Уральской фольги" повышение тарифов на электроэнергию?
Сергей Боровик: Повышение тарифов на электроэнергиию наибольшие проблемы создает заводам, производящим первичный алюминий, электроэнергия в себестоимости продукции которых составляет 30-35%, в зависимости от технологии. У нас не энергоемкое производство, и доля стоимости электроэнергии в себестоимости продукции составляет самое большее 8-10%. Однако и этот рост, безусловно, не лучшим образом сказывается на производстве.