Цена нефтяной зарплаты
Накануне профсоюзные активисты "Сургутнефтегаза" написали уже второе письмо уполномоченному по правам человека в РФ с просьбой оказать помощь работникам компании в отстаивании прав. Информация о том, что в СНГ якобы не все так гладко, как говорится в официальных пресс-релизах, с периодичностью раз в неделю появляется в СМИ, что весьма и весьма волнует профсоюзы вообще всех нефтяных компаний России.
Напомним, уже несколько месяцев подряд холдинг, который раньше считался образцово-показательным, стал лидером по числу митингов, пикетов и судебных разбирательств между руководителями СНГ и нефтяниками. Часть рабочих "Сургутнефтегаза" считает, что в компании сложилась несправедливая система оплаты труда. Чем на самом деле не довольны сотрудники СНГ? Как в другой нефтяной компании - ТНК -BP - относятся к этому конфликту? Может ли ситуация в СНГ изменить подходы других нефтяных компаний к своим работникам? На эти и другие вопросы в интервью Накануне.RU рассказал председатель объединенного профсоюза нефтяников ТНК-ВР Нижневартовского региона Сергей Лепилин.
Вопрос : Сергей Сергеевич, всех волнует ситуация в "Сургутнефтегазе": начиная от первичных профсоюзных организаций в любом нефтехолдинге, заканчивая общероссийским "НефтеГазСтройПрофсоюзом". Компания СНГ у всех на слуху.
Судя по общедоступным отчетам, по большинству показателей эта компания развивается динамично. Никто не отрицает, даже лидеры протестного движения в Сургуте, что в этой компании у рабочих одна из самых высоких в отрасли
Фото: www.isurgut.ru |
зарплат и очень насыщенный соцпакет. Со стороны всегда казалось, что работники СНГ катаются, как сыр в масле. Не исключаю, что такой взгляд на "Сургутнефтегаз" сформировался под влиянием грамотной PR-работы специалистов по связям с общественностью. Что Вы можете сказать о положении вещей, как человек, который знает ситуацию изнутри, а не из отчетов пиарщиков?
Сергей Лепилин: Я часто бываю в Сургуте, общаюсь с коллегами, дружу с прежним председателем профкома СНГ Александром Сальниковым. Он сейчас заместитель председателя думы Югры. И нынешнего профсоюзного лидера ОАО "Сургутнефтегаз" Владимира Зубалея я знаю прекрасно. Наш объединенный профсоюз нефтяников ТНК-ВР Нижневартовского региона иногда завидовал коллегам. Например, потому что в целом зарплата по "Сургутнефтегазу" высокая: около 40 тыс. На предприятиях ТНК-ВР средняя зарплата составляет 30-32 тыс. Но существует отличие в системе оплаты труда, которая действует у нас и в "Сургутнефтегазе". Именно в этом и состоит проблема, с которой пытаются бороться профсоюзы СНГ.
Дело в том, что система оплаты труда в "Сургутнефтегазе" далека от мировых стандартов. Требования профсоюзов и российских, и зарубежных заключается в том, чтобы стабильная, постоянная, гарантированная часть зарплаты была выше той переменной части оплаты труда, которую все привыкли называть "премиями". В нашей компании это поняли. И новая система оплаты труда, которая внедрена в прошлом году в нефтедобывающих предприятиях, а в 2006 году внедряется полным ходом и в сервисных предприятиях, как раз и предусматривает высокий уровень постоянной, неизменяемой части зарплаты. Если судить по той информации о "Сургутнефтегазе", которую мы получаем от наших коллег, то, как высказываются митингующие, только 30% зарплаты в СНГ – это гарантированная основная часть. Остальное – непостоянная. То есть любой менеджер имеет возможность ее отнять за любую провинность. Повторюсь, в ТНК-ВР практически от этого ушли. |
Вопрос:Известно, что нефтяников из других нефтехолдингов будоражит получаемая из "Сургутнефтегаза" информация. От того, кто и как поддержит рабочих СНГ, если вообще поддержит, зависит исход противостояния. Вы, как представитель трудового коллектива ТНК-ВР, на чьей стороне в этом конфликте?
Сергей Лепилин:Профсоюзных работников, своих коллег, мы всегда поддерживали.
Но я думаю, что в Сургуте первую скрипку в раскручивании ситуации играют политики, а не профлидеры . Поэтому здесь нужно держать ситуацию под контролем. Руководствоваться здравым смыслом, а не политическим амбициями. Иначе можно обострить ситуацию не только в городе, но и всем регионе. Забастовки и митинги – никому не нужны. Надо от этого уходить. |
Например, принцип работы объединенного профсоюза нефтяников ТНК-ВР Нижневартовского региона – это постоянный диалог с руководством компании, постоянные консультации, встречи. Мы ставим все проблемные вопросы перед руководителями и добиваемся их решения. Задача профсоюза: заниматься проблемами людей, их жизненным
Фото |
уровнем, условиями их труда, быта, отдыха. Но основное – все же уровень оплаты труда. Чтобы не было народных волнений, надо вовремя реагировать на все проявления недовольства. В нашей практике тоже были случаи, когда обиженные чем-то рабочие звали народ на баррикады. Тогда мы, профсоюзные лидеры, встречаемся с людьми, консультируемся с ними и объясняем им взгляд на проблему с другой стороны – со стороны руководства компании.
Многое в нашей работе зависит не только от профсоюзного деятеля, многое зависит от руководителя того структурного подразделения, рабочие которого по какой-либо причине начинают выражать недовольство. Главное в этой ситуации - не отворачиваться от проблемы ни профсоюзным лидерам, ни менеджерам. Если у меня что-то не решается – я выхожу на вышестоящее руководство и добиваюсь решения вопроса. На ситуацию с СНГ наш руководитель, - председатель "НефтеГазСтройПрофсоюза" Лев Миронов, - уже отреагировал. Он направил руководителям всех нефтяных компаний России открытое письмо, которое опубликовано в газете "Труд". Главам холдингов рекомендовано внимательно отнестись к перспективам повышения уровня оплаты труда.
Вопрос:
Есть ли у Вас рецепт, который помог бы нефтяникам СНГ быстро договориться со своими руководителями?
Фото: Александр Захаркин
Сергей Лепилин: Мы находимся в постоянном контакте со своими коллегами – профлидерами Сургутнефтегаза. Я знаю, что в "Сургутнефтегазе" на сегодня работает комиссия по заключению нового коллективного договора. Эту работу мы у себя уже проделали год назад, поэтому делимся с коллегами опытом.
Вы знаете, что в состав ТНК вошли другие коллективы, такие как "Сиданко". У всех были разные системы оплаты труда, разные коллективные договоры, разный социальный пакет. Сейчас у нас типовой договор. Он является основой для заключения коллективных договоров. От него отходить нельзя. Но какие-то льготы и гарантии могут быть увеличены по результатам труда каждого конкретного предприятия. В коллективном договоре оговорено, что зарплата всех работников повышается один раз в год. Происходит это 1 апреля каждого года. Сроки нами выбраны не случайно: увеличение оплаты труда сказывается на сумме годового заработка.
Кроме того, разовое увеличение зарплаты – выгоднее, чем, например, повышать ее два раза в год по 5%. Согласно колдоговору, уровень инфляции тоже может влиять на повышение зарплаты. Традиционно у нас выплачивается единовременное денежное вознаграждение к профессиональному празднику. О бонусе я уже упоминал. Кроме этого, в ТНК-ВР утвержден соцпакет. В него входят: санаторно-курортное лечение, добровольное медицинское и негосударственное пенсионное обеспечение. Это основные 3 позиции, которые входят в минимальный – гарантируемый соцпакет.
Почему именно эти позиции? У нас север, и здоровьем людей надо заниматься – это, во-первых. Во-вторых, уходя на пенсию, нефтяники приравниваются к людям, которые работали всю жизнь на большой земле. И естественно, та ежемесячная пожизненная доплата, которая гарантирована, большую роль играет для наших ветеранов. Она индексируется. Сегодня это не менее 500 рублей. Помимо этого, коллективы, имеющие солидную прибыль, прописывают свои дополнительные гарантии. В "Сургутнефтегазе" соцпакет не хуже, а во многом превосходит наш, но я повторюсь – мы учимся друг у друга.
Вопрос: По Вашему мнению, Сергей Сергеевич, может ли ситуация в СНГ изменить подходы других нефтяных компаний к своим работникам?
Сергей Лепилин:Я думаю, что руководители всех нефтехолдингов отреагируют на ситуацию в Сургуте. Наша компания, в частности, заинтересована в стабильности. А это значит, что трудовые коллективы должны нормально стабильно работать, добывать нефть. Поэтому взрывоопасную ситуацию надо отслеживать и больше работать над повышением уровня оплаты труда. Естественно, если в Сургуте произойдет повышение зарплаты на 20-27%, как это было заявлено ранее, то и у нас по логике возможно повышение. Подчеркну: в ТНК-ВР всегда производили мониторинг рынка труда и в случае изменения ситуации по каким-либо позициям, зарплаты адекватно пересматривались. Объединенный профсоюз нефтяников ТНК-ВР Нижневартовского региона будет добиваться, чтобы уровень оплаты труда в нашей компании был не ниже,
чем в других НК.
Фото