Сергей Лёвочкин: В Нижневартовске созданы уникальные условия для лечения детей Югры
Про национальные проекты в стране, кажется, слышал уже каждый. Но за этим определнием стоят прежде всего не цифры и проекты, а конкретные дела. По крайней мере, так хотелось бы думать. А в таком случае каждому из нас , возможно, стоит надеяться, что уже в следующем году мы почувствуем в реальной каждодневной жизни некоторое улучшение. Что жить нам в будущем, может быть, придется в комфортных и просторных квартирах. Что в магазинах будет в достатке вкусных и НЕгенномодифицированных продуктов отечественного производства. Что учить детей станут не думающие о хлебе насущном учителя. Что лечить нас будут по новым технологиям грамотные и довольные своей жизнью врачи. В принципе в стране уже есть такие регионы, где многое из этой будущей сказки стало былью. Правда, их мало. Югра - один из оазисов. Крупнейшая в Югре нижневартовская окружная детская больница открылась всего 4 месяца назад. Но уже сейчас здесь делают редкие даже по столичным меркам операции и выхаживают детей, которых в прежних условиях спасти бы не удалось. О возможностях специалистов новой больницы мы попросили рассказать заместителя главного врача по хирургии Сергея Лёвочкина.
Вопрос: Одно из достоинств детской окружной больницы – это прекрасное помещение, аналогов которому в Югре нет. Комплекс
Фото: Накануне.ru |
Сергей Левочкин: У нас в городе сложилась уникальная система лечения и реабилитации новорожденных детей с различными пороками. Это те пороки, с которыми ребенок в обычных условиях через несколько дней погибнет: пороки кишечника, пищевода и т.д. Лечение таких больных наиболее успешно проводится в отделении реанимации новорожденных. Отделение реанимации – это, прежде всего, дыхательная поддержка, это искусственная вентиляция. Ребенок рождается очень слабый, его подключают к вентиляции, а все силы организма идут на восстановление других систем.
У нас подобное отделение создано 15 лет назад на базе муниципальной больницы центра "Мать и дитя". И это стало новшеством для Югры, поскольку в медицине на базе родильных домов обычно такой помощи не оказывается. А мы оперировали новорожденных, причем такие интересные операции делали. И кстати, результаты были ошеломляющими.
За последние 5 лет у нас прооперировано около 30 новорожденных и только 1 ребенок погиб, всех остальных мы выходили.Мы об этом даже боимся рассказывать, потому что по данным мировой статистики 12-15% недоношенных детей должно умирать. |
Вопрос: Практически у каждого современного медицинского учреждения существует свое направление, своя специализация. Это относится к нижневартовской окружной детской больнице?
Сергей Левочкин: Сразу оговорюсь, что в рамках одного интервью невозможно охватить весь спектр работ нашей больницы. Список всех возможностей заполнит толстую тетрадь.
Одно из главных направлений деятельности – лабораторная диагностика. У нас проводится более 300 видов исследований, начиная с самых простых и заканчивая сложными иммунологическими. Перечень огромный: онкомаркеры, аллерготесты, определение антител к вирусным бактериальным антигенам методом ИФА (иммуноферментный анализ). Т.е. болезни определяются нами на уровне ДНК… Если в Сургуте, к примеру, больше занимаются генетическими исследованиями, то мы пошли другим путем. Мы делаем упор на иммунологию, серологию, антитела… Генетика – отрасль знаний дорогостоящая, дублировать ее нецелесообразно, округ на это не пошел. Поэтому мы и проводим другие не менее полезные операции, но при этом находимся в единой системе окружного здравоохранения.
Фото: www.ural-chel.ru |
Вопрос: Какие еще виды операций могут быть осуществлены на базе вашей больницы?
Сергей Левочкин: Благодаря таким специалистам, как доктор Орликовский, мы уже около 12 лет занимается выполнением эндоскопических трансуретральных операций. Суть операции в том, что ребенку, и даже новорожденному, через мочевые пути с помощью этой системы можно дойти до мочевого пузыря и до почек. С появлением в больнице специализированного эндоскопического урологического аппарата мы можем лечить сложные патологии мочевыводящих путей, которые, кстати, встречаются довольно часто. Раньше выявлялись только осложнения этих заболеваний: лишь когда ребенок достигал 8-10 летнего возраста и его почка увеличивалась до невероятных размеров или совсем исчезала. Сейчас патологию можно обнаружить еще до рождения - во внутриутробном периоде, это хорошо просматривается на обычном УЗИ.
Например, мочеполовые пути ребенка сужены. Если с ними ничего не делать, то наступит застой мочи в почке. Но мы уже не ждем осложнений, через 10 дней после родов мы можем ребенка оперировать. Т.е. мы проникаем внутрь, расширяем сужение, вставляем трубочку - так называемый "стент". За 1-2 месяца. постепенно ребенок к нему привыкает. И когда мы прибор убираем, то патология уже не развивается. Выполняем мы и обратную процедуру: по сужению мочевыводящих путей. Отмечу, что это редкие процедуры, 12 лет назад подобное лечение осуществлялось только в Москве. Сейчас внедряется и в других городах: Екатеринбурге, Красноярске. У нас в ХМАО хорошая дородовая УЗИ-диагностика. И это позволяет нам приступать к лечению очень рано. Оттягивать в этих случаях нежелательно, поскольку в первые месяцы жизни ребенок очень быстро созревает. А если затянуть на несколько лет, то предстоит уже очень сложная многочасовая операция. Причем мы не режем, мы проводим бережное лечение.
Фото: Накануне.ru |
Чем раньше проведены диагностика и лечение, тем легче протекает реабилитация, тем меньше расходуется бюджетных средств. Сейчас в медицине вообще, и в педиатрии особенно идет ранняя диагностика. Поздно диагностировать – это не проблема. А вот выявлять пороки развития на ранних стадиях – это приветствуется. И в Югре, а особенно в Нижневартовске это поставлено хорошо. Всего существует 3 уровня диагностики. Сначала диагностика проводится на базе той поликлиники, где наблюдается беременная. Если там по данным УЗИ выявляется какая-либо патология, то дается направление на другой вид диагностики. Это уже на базе крупных центров: таких, как наш. И в этом случае диагностируют уже разные специалисты, каждый по своему направлению: они ставят уточняющий диагноз. А третий уровень – это уже непосредственно перед началом лечения, перед операцией. Вот такая система.
Вопрос: Лечение детей, болезнь которых проявится еще нескоро – это новая и перспективная методика. Но только одна из множества, которые освоены в новой клинике. Какие еще методы лечения детей применяются в Нижневартовске?
Сергей Левочкин: Мы имеем возможность применять лапароскопическую терапию. Этот способ предполагает лечение у детей аппендицитов, и вообще всех органов брюшной полости. Предполагается небольшое прокалывание брюшной стенки специальным прибором, на конце которого видеокамера диаметром 3-5 мл. И мы осматриваем живот изнутри. Особенно часто мы так лечим девочек, в том числе и с гинекологическими заболеваниями. Таким способом в нашей больнице выполняется третья часть всех операций. По ХМАО же другая статистика. У детей таких операций – единичные случаи.
Фото: www.ural-chel.ru |
Сейчас мы начинаем осваивать лазерную технологию в отоларингологии. Оборудование уже есть. Такие заболевания, как тонзиллит, ларингит, аденоидит, полипы и другие болезни носоглотки встречаются часто. А наши методики позволяют лечить их гораздо бережнее и быстрее, действенней. Порезы – без кровотечений идут.
Есть у нас аппарат для дробления камней в почках – литотриптор. Он специализированный - детский. Все его размеры соответствуют размерам детского организма. В последние годы камни в почках у детей выявляются все чаще и чаще.
Одни из незаменимых детских специалистов – наши ортопеды. Сейчас идет много больных с патологией тазобедренного сустава у детей. И мы делаем полный объем всех операций на тазобедренном суставе, который необходим. Производим удлинение конечностей при различных пороках развития. В Нижневартовске есть все возможности для этого.
Фото: foto.gazetazp.ru |
Вопрос: Сергей Петрович, существуют ли специфические, "северные" заболевания? Возможно, нижневартовская окружная детская больница строилась исходя их особенностей территории?
Сергей Левочкин: Что касается болезней или патологий, обусловленных экологией, климатическими факторами, то в Югре нами не зафиксированы особые, отличные от других территорий заболевания. Наоборот, здесь меньше проблем, чем в других регионах. К примеру, на юге Тюменской области население страдает от флегмон, остеомиелитов, различных гнойно-воспалительных процессов, а в Югре такого нет.