Сергей Никоненко: Актер играет на самом себе
Наше киноискусство кинулось из огня да в полымя. После беспрерывной чернухи про беспросветную российскую "жисть" к дамским сериалам, а от них к классике русской литературы. То, что никуда наши киношники от осмысления классической литературы не денутся, в принципе можно было предсказать и не будучи великой гадалкой. Радует, что случился переход быстрее, чем мог бы, учитывая отсутствие госфинансирования. Огорчает низкий уровень работ. В этом смысле сериал на 1 о великом русском поэте Есенине крайне показателен. Хорошо, что ничего не читающее поколение русской молодежи хотя бы узнало, что вот был такой поэт между прочим. Если из них хотя бы половина еще и томик Есенина прочтет - уже плюс. Огромный минус, конечно, художественная сторона. В сериале нет Есенина-поэта, есть скандалист, истерик, любимец дам, одним словом, образ, созданный семьей Безруковых, крайне неприятный. Стоит заметить, что это не первый фильм о поэте. Накануне в эфире телекомпании "Ермак" о своей работе над образом Есенина рассказывал другой актер, заслуженный артист России Сергей Никоненко. Печатную версию этого интервью мы публикуем ниже.
Вопрос: Как так получилось, что Вы и режиссер, и актер, и сценарист?
Сергей Никоненко: Я закончил свое первое высшее образование как актер, у Герасимова и Ральца. Во ВГИКе учился на актера вместе с режиссерами, а актерам не возбранялось браться и за режиссуру. Закончив факультет, поработав 4 года на производстве актером, я понял, что нужно повернуться и поучиться на режиссера. Такой совет мне да Василий Шукшин на съемках фильма "Странные люди", где я играл главную роль - Ваську Чудика. Режиссура включает в себя работу и с композитором, и с драматургом, и с оператором, и с актерами. А если что-то не находишь, нужной сцены, нужной реплики – ты ее добавляешь. Вот оттуда и первые попытки сценарной работы. Мне приходилось писать экранизации "Цыганские счастье", "Елки-палки". Я там в титрах указан.
Вопрос: А что Вам ближе: актерская, сценарная или режиссерская работа?
Сергей Никоненко: Мне все интересно. Творчество такой интересный процесс. Сценарный процесс посложнее, там нужна особая подготовка. Но когда есть рвение, желание… Когда режиссер чего-то добивается от актера, а актер сделать не может... Я сам видел: человек, который не умеет играть на бильярде, говорит актеру - да не так ты играешь! Берет кий и попадает в лузу. Вот настолько желание показать, что он хочет, велико, что все получается.
Вопрос: А сами-то Вы в бильярд играете?
Сергей Никоненко: Я очень прилично играю на бильярде.
Вопрос: То есть в фильме "Классик" Вы обходились без дублеров?
Сергей Никоненко: В фильме "Классик" в отличие от своих коллег у меня дублеров не было.
Вопрос: А Вы довольны своим режиссерскими работами?
Сергей Никоненко: Мне кажется, что у меня некоторые картины получились. Я нисколько не жалею, что занялся этим.
Вопрос: А сейчас работаете как режиссер?
Сергей Никоненко: Как режиссер я работаю над тем, что ищу деньги. Очень горю желанием снять картину для детей. Но это самое неблагодарное для продюсеров. А как вернуть деньги, рекламу ведь под детский фильм не дашь. Какая-то глупость получается. Что детей мы оставим без новых картин?
Вопрос: А министерство культуры не помогает?
Сергей Никоненко: Они говорят: вы достаньте хоть немного на стороне, а потом придите к нам, и государство вам добавит. Не лучше ли сделать наоборот: государство, займитесь, пожалуйста. Это ведь будущие граждане нашей страны.
Вопрос: А про что фильм, если не секрет?
Сергей Никоненко: Это волшебная история про дружбу девочки и дельфина…. Это фильм про очень близкую связь между человеком и животным.
Вопрос: Вы чаще играете положительных героев, как правило, военных, милиционеров. Не хотелось негодяев сыграть?
Сергей Никоненко: Почему, все время положительных? Вот у Аллы Суриковой я в сериале "Идеальная пара" играю кандидата в мэры. После этого фильма мне даже поступали предложения сыграть кандидата в мэры в реальной жизни.
Вопрос: Расскажите про свою работу в сериале "Каменская".
Сергей Никоненко: Юрий Мороз предложил мне роль "Колобка". Я прочитал книжку Марининой, мне все понравилось. Только мне показалось, что я не очень похож на Колобка. Но потом сама Маринина сказала: Вы меня убедили, что он был таким как Вы. Это очень хорошая история. Там меньше кровопролития, этой стрельбы, набившей оскомину. Там аналитический ход расследования, как это все происходит.
Вопрос: А Вас милиционеры принимают за своего?
Сергей Никоненко: Да, некоторые даже отдают честь.
Вопрос: Вы в свое время сыграли главную роль в фильме "Пой песню, поэт", где играли Есенина.
Сергей Никоненко: Да, 34 года назад.
Вопрос: И как вам сериал про Есенина, который шел на 1-ой канале?
Сергей Никоненко: Только одну серию, к сожалению, посмотрел. Все разъезжаю по стране. Накануне был в Новом Уренгое, но там почему-то не показывает 1 канал. Я только с четвертой серии начал смотреть. Я обязательно куплю на кассетах этот сериал и посмотрю.
Вопрос: У Вас есть свой есенинский музей в Москве. Вы его начали создавать после этой роли в кино?
Сергей Никоненко: Да, конечно. Тогда я с головой погрузился в этот образ. Искал, с кем в жизни дружил Есенин, с кем не дружил, кто его любил, кто не любил. Я прочитал много воспоминаний о нем, был знаком с людьми, они тогда еще были живы, кто лично его знал. Это и директор Школы Дункан Илья Ильич Шнейдер, он представлен в этом сериале. А я лично с ним беседовал. Или удивительная женщина – Августа Леонидовна о Миклашевская. Мать Никиты Михалкова - Наталья Петровна Кончаловская тоже кое-что рассказала о великом русском поэте Есенине. Или Виктор Борисович Шкловский. Я как-то набрался храбрости, позвонил ему, сказал, что играю Есенина, а Вы вот были лично с ним знакомы. Да, да, да! – услышал я в трубке, - Приезжайте! Он-то и дал мне книжку Мариенгофа, она тогда была большой редкостью "Роман без вранья". Я поразился. Он говорит: вон там, в коридоре, третья полка снизу, 5 или 6 книжка. Я пошел и это была 5-ая книжка. Насколько он знал свою огромную библиотеку.
Вопрос: Чем Вам лично близок Есенин?
Сергей Никоненко: Это плоть от плоти русской культуры, прежде всего. Есенинская поэзия родственна "Слову о полку Игореве". Пересечение художественных образов. Они, прежде всего, близки есенинской поэзии. Это и "Страна березового ситца…", и "Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу, я хочу под этим слушать чувственную вьюгу…". Какие картины! Они ощутимы, их просто видишь. Ты только прочитал, а уже все это тебе видится.
Вопрос: А Вы всего Есенина знаете наизусть?
Сергей Никоненко: Очень много. И когда я работал над фильмом, я ходил по магазинам, приобретал книги. И сегодня в моей экспозиции насчитывается около 2-х тысяч единиц хранения. Там личные вещи, автографы, 2 открытки. Это вещи из того времени, к ним Есенин не прикасался. Но есть, например, серебряная ложечка, которой кушал варенье Лев Николаевич Толстой, а потом Сергей Александрович Есенин. Вдова, когда ушел из жизни Толстой, раздала серебро из Ясной Поляны по своим многочисленным внукам. И каждому досталось по 5-6 предметов. И внучке Софье Андреевне Толстой, на которой в июле 1925 года женился Есенин, досталась часть предметов. И документально подтверждено, что эта ложечка именно из этого дома.
Вопрос: Много желающих посетить Ваш музей?
Сергей Никоненко: У меня толстая книга отзывов. И один из отзывов от Сережи Безрукова. Он один из первых пришел, увидел бокал Есенина и спросил, можно ли его подержать, можно ли из него выпить.
Вопрос: Он к Вам за советом не обращался?
Сергей Никоненко: Мы разговаривали достаточно об этом образе. Есть же люди, которые гораздо больше могут рассказать. Есть специальный есенинский комитет. Он существует, и там уж есть люди, которые занимаются Есениным очень серьезно. Это и Станислав Куняев, который написал замечательную книгу из серии ЖЗЛ про Сергея Есенина вместе со своим сыном. Или с кем я работаю в своем центре – поэт Юрий Поркаев.
Вопрос: В одном из интервью Вы сказали, что пишете книжку, про людей, которые в Вашей жизни сыграли большую роль – это Герасимов, Тамара Макарова, Шукшин, Стрельцов. Книга уже готова?
Сергей Никоненко: Я все хочу написать, все собираюсь. Я написал только первую страницу. Мне предлагают ее надиктовать. Но я очень много работаю. В этом году я сыграл только 8 ролей. Сейчас вот играю Максим Максимовича из "Героя нашего времени". Есть такой персонаж в русской литературе. А помимо этого еще антрепризы.
Вопрос: Судя по Вашей занятости, к написанию книги Вы приступите еще не скоро.
Сергей Никоненко: Надо разобраться, что важнее. Написать книжку про то, как я прожил жизнь и про людей, с которыми я встречался. Возможно, это тоже интересно. Люди уникальные, удивительные, не только мои учителя Герасимов или Макарова, еще Шукшин, Эдуард Стрельцов – гениальный футболист… Многое можно вспомнить. Но я себе другую бы поставил задачу и ни один журналист мне в этом не поможет. Я бы хотел написать, как происходит творческое становление актера. Скрипач играет на скрипке, ему дадут скрипку Страдивари, глядишь он зазвучит получше. А актер играет на самом себе. Он сам и скрипка и скрипач.