Сергей Скуратов: Мы снизим цены на топливо. И точка!
Конфликт между авиакомпанией "Уральские авиалинии" и аэропортом "Кольцово" уже давно вышел за рамки просто хозяйственного спора. И ни та, ни другая сторона, судя по всему, не собирается останавливаться. Накануне в Москве "воюющие" стороны пытался помирить глава "Росавиации" Александр Юрчик. А сегодня своим мнением о кризисе в отношениях между екатеринбургском аэропортом и его базовым перевозчиком во время брифинга поделился гендиректор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов.
О том, что было в Москве, о ценах на топливо, о втором базовом перевозчике "Кольцово", о том, что сотрудники авиакомпании готовы выйти на митинги, о "втором после Бога" человеке, об еще одном соинвесторе "Кольцово", о том, когда в "Кольцово" прилетит первый "Airbus" и многом другом в интервью Накануне.RU рассказал Сергей Скуратов.
Вопрос: Какие решения были приняты на совещании в "Росавиации" в Москве?
Сергей Скуратов: В Москве была трехсторонняя встреча с руководителем "Росавиации" Александром Юрчиком и представителем аэропорта "Кольцово". Встреча с министром транспорта РФ Игорем Левитиным будет 16 или 17 ноября.
Дело в том, что аргументы о пропускной способности аэропорта не выдерживают никакой критики. В ноябре количество пассажиров снижается на 30%, то есть вообще ремонт секторов не влияет на пропускную способность в зимний период. Когда у аэропорта были проблемы, и новый терминал стоял пустой, самолеты на Москву обслуживались в нем. Таможня давала на это добро, и мы очень благодарны ей за это. Причины надуманы, и все это связано с недобросовестной конкуренцией. Сегодня под крылышком аэропорта работает компания "Авиапрад", для которой расчищается место для утренних вылетов в Москву.
На совещании в Москве стало известно, что пятая и шестая зона аэропорта сданы в аренду "Авиапраду".
Подписан договор между аэропортом и авиакомпанией "Авиапрад". Причем называлась очень интересная сумма – "Авиапрад" взял в аренду площадь в 400 м2 за 100 млн руб. в год. |
Я могу искренне сказать, что мы заинтересованы в развитии аэропорта. Но есть же какие-то границы и способы развития. Аэропорт же пошел по пути безграничного увеличения цен на авиатопливо и обслуживания воздушных судов. Речь в этом случае не идет о технологическом развитии – это просто повышение цен.
Цена на топливо здесь уже не вызывает удивление, она воспринимается с юмором. В последние две недели цена на топливо в "Кольцово" была $1030 за тонну. Это на $250 дороже, чем в Москве, Лондоне и Париже. И обоснований этому просто нет. Я могу понять Норильск, где большие расходы по завозу топлива. Но и там ниже цена.
Вопрос: Какие меры Вы намерены предпринять?
Сергей Скуратов: Я считаю, что этим вопросом должны заниматься антимонопольные ведомства. Мы посчитали, какие убытки только авиакомпания "Уральские авиалинии" понесла в результате завышений цен в "Кольцово" в 2005-2006 гг. Цифры – фантастические. В сравнении с ценами аэропорта "Домодедово" мы потеряли 763, 5 млн руб. – $28 млн. "Ренова" профинансировала cстроительство нового терминала на $30 млн.
"Уральские авиалинии" можно смело назвать соинвестором в развитии аэропорта. |
И этим вопросом по полной программе должен заниматься "второй после Бога" – господин Артемьев [глава ФАС]. И мы постараемся навести порядок в этом вопросе.
Как ни странно, глава "Росавиации" является председателем попечительского совета аэропорта "Кольцово". И он знает о ценовой политике аэропорта и не предпринимает никаких решительных действий. Это меня чрезвычайно удивляет: госчиновник, наверное, должен правильно оценивать ситуацию.
Но послали комиссию. Поработает она, посмотрит. Попытается разобраться. Посмотрим, что она решит. По крайней мере, правительство Свердловской области трезво оценивает ситуацию.
Сейчас вложенные в аэропорт деньги не оправдываются. Прирост пассажиров составил всего 10%. Авиакомпании облетают этот "хаб", потому что здесь высокие цены. Эксплуатировать аэропорт как частную лавку, наверное, неправильно!
Кстати, насколько мне известно, "Авиапрад" получил лицензии, к примеру, по маршруту "Советский-Екаетеринбург-Москва". В итоге полеты "Екатеринбург-Советский" не делают, вылетают только на Москву. |
Вопрос: Действительно ли были случаи, когда вашей компании приходилось закупать топливо в Москве?
Сергей Скуратов: В связи с такой бешенной ценой на топливо мы были вынуждены защищаться и возить топливо из Москвы. Если кому-нибудь рассказать в западных компаниях – не поверят. Самолеты "Ил-86" прилетали в Москву, заправлялись "под пробку" и везли керосин сюда, в Екатеринбург. А на следующий день – то же самое. За месяц вывозили до 5 тыс. т.
Вопрос: Предлагает ли аэропорт сейчас какие-то скидки крупным авиаперевозчикам?
Сергей Скуратов: Да, они делают сейчас попытку сделать скидку. Но она какая-то кособокая. Первые 600 т остаются прежними цены, свыше 600 т – снижается цена. Но опять же это сделано не для всех. Поэтому я думаю, что это вряд ли пройдет, поскольку антимонопольное законодательство у нас в стране все-таки существует. Думаю, господин Артемьев этим займется.
Вопрос: Сколько сейчас существует московских рейсов из аэропорта "Кольцово"? Загружены ли они полностью?
Сергей Скуратов: Сейчас 13 рейсов. Обратите внимание на то, что рейсы у "Кольцово" – 8:15 и 18:40, а у "Авиапрада" – в 7:50, 8:30, 18:00 и 19:00. На мой взгляд, это просто бред сумасшедшего, по-другому и не назовешь. Конечно, не все эти самолеты заполняются полностью. И утренний рейс "Уральских авиалиний" – самый популярный из них и по времени, и по типу самолета – "Ил-86". Это любимый самолет наших пассажиров. Он комфортный и большой, в нем можно даже погулять. А цены что на "Ил-86", что на "Ту-154", что на "Ту-134" одинаковы. Но даже он редко заполняется полностью. Обычно этим рейсом летит 200-220 пассажиров. Всего в самолете 319 мест.
Вопрос: А разница в цене на московские рейсы у компаний существенна?
Сергей Скуратов: Нет, она примерно одинакова. Правда, "Авиапрад" пытается сейчас сделать билеты дешевле, демпингом заниматься, но и мы понизили тариф.
Вопрос: Но любое снижение цены происходит из-за экономии на чем-то: либо на комфортности, либо на безопасности.
Сергей Скуратов: Ну, во-первых, цена может снижаться из-за качества самого продукта. Хуже продукт "Авиапрада" хотя бы потому, что "Як-42" летит до Москвы около трех часов. Потом, он летит на меньших высотах, где "болтанка" больше. И это естественно, если продукт хуже – цена должна быть меньше. У нас тоже есть такой пример – сейчас мы летаем в Тайланд с одной посадкой в Карачи (Пакистан), а "Трансаэро" летает без посадки. Естественно, у нас тарифы дешевле.
А во-вторых, наверное, где-то есть и экономия на вопросах безопасности полетов. Это тоже совершенно очевидно.
Вопрос: Недавно "Кольцово" назвал "Авиапрад" вторым базовым перевозчиком. Как Вы к этому относитесь?
Сергей Скуратов: Да хоть десятым! Понятие "базовый перевозчик" – весьма относительное и даже смешное. Пусть "Авиапрад" будет базовым перевозчиком. Вот только как он может быть здесь базовым, если зарегистрирован в Челябинске? Просто он и здесь, и в Москве "рубит" и все. А на самом деле "Авиапрад" – челябинский перевозчик. И он не может быть в Екатеринбурге базовым.
И потом – у него нет здесь ангара для технического обслуживания, нет лаборатории, и пальцев не хватит перечислять – чего только у них нет. Есть самолет и два техника с одной отверткой. И вот они с отверткой ходят вокруг него и сделать ничего не могут. |
Вопрос: Вы сказали о том, что аэропорт сдал в аренду "Авиапраду" площади, которые теперь предлагает "Уральским авиалиниям" субарендовать у "Авиапрада". Но это выглядит, как попытка заработать со стороны аэропорта.
Сергей Скуратов: Да, это так и есть. За эти деньги можно арендовать все "Домодедово"!
Это как раз говорит о том, что аэропорт и "Авиапрад" – единое целое. И в уме не укладывается как можно арендовать 400 м2 за такие деньги. Пока нам не предложили какую-то цену, а просто спросили, хотим ли мы арендовать. Я сказал, что там все умрут от счастья, если мы согласимся взять эти площади в субаренду.
Вопрос: На днях был неприятный инцидент, когда справочная служба аэропорта сообщили пассажирам, что их рейс отложен, что не соответствовало действительности, из-за чего пассажиры опоздали. Как Вы к этому относитесь?
Сергей Скуратов: Да, такое действительно было. И это не просто ошибка, это умышленное действие руководства. Им просто надо было перетащить пассажиров на другой самолет, поселить в пассажирах какую-то неуверенность. Это не самые честные методы работы.
Вопрос: Как развивается сотрудничество "Уральских авиалиний" с "Аэрофлотом"? Какие у него перспективы? Может ли "Аэрофлот" стать акционером "Уральских авиалиний"?
Сергей Скуратов: Во время визита уральской делегации в Китай, губернаторы субъектов округа и сам полпред Президента РФ в УрФО Петр Латышев попросили разработать концепцию развития авиации Уральского федерального округа. Они все прекрасно понимают, что в ближайшие годы в УрФО останутся только "Уральские авиалинии" и "Ют-эйр". И сегодня уже стоит вопрос о передаче салехардской авиакомпании под эгиду "Аэрофлота", поскольку новое бюджетное законодательство не позволяет округу финансировать эту авиакомпанию. О такой концепции мы подумаем.
С "Аэрофлотом" у нас продолжается сотрудничество. Но это не простой вопрос, потому что "Аэрофлот" – большая компания. Сейчас стоит вопрос о передаче "Аэрофлоту" компаний Владивостока и Хабаровска. Это просто сделать. Поскольку они на 100% государственные. Их можно передать простым распоряжением правительства. Нам несколько сложней, но мы сами проявляем инициативу в этом отношении, и мы готовы работать в партнерстве с "Аэрофлотом". Мы понимаем, что это выгодно и нам, и "Аэрофлоту". Мы можем использовать свои силы для подвозки пассажиров для "Аэрофлота" и иметь тренсферные соглашения, тем самым отправляя наших пассажиров через "Аэрофлот" в любую точку мира. Поэтому такое объединение компаний – это элемент сегодняшней жизни и будущего.
Возможны любые варианты этого сотрудничества. Когда мы консолидировали большой пакет акций в "Уральских авиалиниях", мы это делали не для того, чтобы потом на них сидеть как на мешке с золотом. Ими можно поделиться с будущим стратегическим инвестором.
Это может быть и Европейский банк реконструкции и развития, и "Аэрофлот", и любая серьезная структура, которая в обмен на акции внесет серьезную долю в развитие авиакомпании. |
Вопрос: А как сами сотрудники авиакомпании относятся к сложившейся ситуации?
Сергей Скуратов: Они катастрофически плохо относятся к действиям "Кольцово". Даже готовы выйти с плакатами и флагами и встречать с ними губернатора и других представителей власти. Но мы не можем себе этого позволить. Раньше мы не могли так поступить из-за того, что были выборы, и подставлять руководство области в этот период было просто не этично. Скоро у нас будет съезд "Единой России", и мы тоже не можем влезать в политику такими способами. Я думаю, что это хозяйственные споры, и мы с ними постараемся сами справиться.
Вопрос: Сейчас в аэропорту будет работать комиссия. В случае, она придет к выводу, что действия аэропорта были неправомерны, что, на Ваш взгляд, будет делать аэропорт?
Сергей Скуратов: Есть вероятность, что "пакости" будут продолжаться. Ну что ж, мы будем бороться. А цены на топливо мы снизим, и точка. Сделаем это через антимонопольную службу, нравится это кому-то или нет.
Вопрос: Понятно, что сейчас компании приходится решать не самые приятные вопросы. А что в будущем? Какие планы на 2007 год?
Сергей Скуратов: Во-первых, мы введем в эксплуатацию самолеты "А-320". Это очень большой стимул и элемент развития, потому что эти самолеты созданы для интенсивной эксплуатации. Если "Ту-154" у нас в год налетывает 2 – 2,5 тыс. часов, то эти самолеты будут летать по 4 тыс. часов. Там другая технология технического обслуживания, поэтому объем перевозок будет увеличиваться. И плюс самолеты "Ту-154" мы не собираемся списывать, они просто будут летать в других регионах.
Напомню, первый самолет "А-320" должен прилететь в Екатеринбург уже в пятницу, неделя уйдет на оформление лицензий, а потом он сразу начнет полеты по маршруту "Еактеринбург-Тайланд". Еще один самолет мы ждем до конца года. Два следующих прибудут в апреле 2007 г. Всего до конца 2007 г в эксплуатации будут шесть самолетов "А-320".
А во-вторых, в следующем году мы полностью освоим эксплуатацию западных самолетов. Это чрезвычайно важно в связи со вступлением России в ВТО. Вероятнее всего, небо над Россией откроют. И если у нас не будет западных самолетов, то такие компании как "Lufthansa" просто "порвут нас как грелку". У нас нет другого пути.
Поэтому нам надо заменить парк на западные самолеты. Хорошо еще, что "Внешторгбанк" попал "в точку" и купил 5% "Airbus". Предположительно, будет покупка еще 20%. И второе, нам нужно завершить процесс получения западного сертификата качества. Это европейский стандартизированный элемент качества авиации, который имеют все европейские компании. Сегодня его имеет только одна российская компания – "Аэрофлот". С ним мы можем совершенно спокойно претендовать на вливание в западный альянс. И мы получим его в следующем году. Еще весной этого года мы начали его получение, пригласили британских специалистов из той структуры, которая сертифицирует, но сначала обучает. Они начитали нам курс лекций и приняли экзамены.
Вопрос: Получается, что, несмотря на противостояние и конфликт, авиакомпания помогает аэропорту стать хабом?