03 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Монетизации бояться - льгот не видать. Тюменский опыт.

На очередном заседании правительства России в прошлый понедельник под председательством Михаила Фрадкова обсуждались в основном социальные вопросы. Как водится, в нем принимали участие и некоторые региональные главы. И вот как раз один из региональных глав – губернатор Тюменской области Сергей Собянин своим докладом внес немалое оживление, если не сказать,  смятение в рутинную текучку чиновничьих совещаний. К немалому удивлению премьера, из доклада тюменского губернатора выяснилось, что когда у субъекта федерации есть деньги, то он вполне может и не монетизировать льготы /по крайней мере, некоторые из них/: они и в натуральном виде хороши.

Повестка заседания правительства была до предела перегружена. Предстояло подвести черту под двумя месяцами подготовительной работы по "монетизации" льгот – закона, принятого летом Госдумой и вызвавшего тогда достаточно бурную и неоднозначную реакцию общества.

Начальник социального департамента аппарата правительства Сергей Калашников, а также представители Минюста, МЭРТа, Минсвязи и даже Росгидромета должны были представить премьеру 46 проектов нормативных актов, необходимых для перевода натуральных льгот в денежную форму.

Наиболее бурное обсуждение вызвал доклад тюменского губернатора Сергея Собянина. Напомним, господин Собянин в период обсуждения и принятия закона "о монетизации" был одним из самых последовательных и активных сторонников его принятия. Но, в отличие от некоторых других глав российских территорий, по разным, и зачастую, никак не связанным с реальной заботой о благе населения, причинам, выражавшим решительный "одобрямс" всем предложениям российского правительства, тюменский губернатор не только говорил – он делал.

Не дожидаясь указок "сверху"

"Сегодня вопрос о льготах – один из самых "горячих": значительная часть населения выступает против так называемой, монетизации льгот. Можно по-разному относиться к этому, но главная проблема, по-моему, не столько в переводе платежей в денежную форму, сколько в недоверии. Люди боятся, что эти выплаты не будут гарантированы. Значит нужно переубеждать и доказывать громкие заверения реальными делами"- говорил Сергей Собянин в самый разгар "битвы за монетизацию".

Тем самым он рисковал вызвать недовольство большой части населения Тюменской области, как и по всей России действительно с большим недоверием отнесшимся к революционным социальным реформам правительства. Народ российский понять можно: отнять, как у нас обычно бывает, обещали все, сразу  и насовсем, а компенсировать – лишь частично, непонятно когда и неясно как. Переломить умонастроения российского народонаселения можно было только делом, но это – задача властей федеральных. А у региональных лидеров оставалось, по сути, всего два варианта действий: либо, будучи не в состоянии компенсировать бывшим льготникам потери, беспомощно разводить руками и валить все на Москву, либо пытаться сделать максимум возможного, чтобы значительная часть населения от грядущей реформы, если и не приобрела, то хотя бы не потеряла. Тюменский губернатор избрал второй путь, тем более, что в связи с успешным подписанием договора между Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО, в областном бюджете весьма кстати появились дополнительные средства – порядка 20 млрд рублей:

"Тюменская область уже  1 июля, в основном, закончила переход на денежную компенсацию жилищно-коммунальных льгот, льгот по связи, радио. И сделала это, может быть, менее шумно, чем это делается в целом по России. Сегодня деньги на компенсацию  этих льгот приходят на целый квартал вперед либо вместе с пенсией, либо на сберегательный счет в банке. И никаких проблем не возникает.

Я считаю, что эта реформа для Тюменской области несет   положительный заряд:   для людей, которые получат реальные деньги, для экономики предприятий, которые оказывают услуги населению. Это уже не та черная дыра, куда раньше мы вваливали сотни миллионов бюджетных денег. Это реально подсчитанные деньги за услуги, которые действительно предоставляются конкретным гражданам" – говорил он еще в августе.

То, что было сделано по "монетизации" ЖКХ в Тюменской области еще летом, на большей части территории России продолжает находиться в зачаточном состоянии. Более того, во многих регионах /а зачастую – и на федеральном уровне/ власти до сих пор только решают, с какого бы боку к этому вопросу половчее подступиться, чтобы возмущение населения не ударило "граблями в лоб". Ведь синяки и шишки сегодня губернаторам особенно некстати: совсем скоро президент Путин одного за другим станет вызывать "пред светлые очи" на предмет грядущего назначения-снятия. Потому каждому из региональных руководителей желательно предстать перед Президентом ухоженным и обаятельным, имея за спиной невзвольнованное население. Потому-то они и мнутся, чешут затылки, не решаясь болезненную проблему поднимать. Точно также обстоит дело и с остальными объектами "монетизации": сохранять их в полном объеме - денег нет, прямо изымать, как постановила Москва, – от гнева народного не убережешься, а браться за решение боязно, да и непонятно как.

Глаза боятся – руки делают

Тем более было неожиданным выступление на заседании правительства губернатора Собянина, в котором он доложил премьеру, что в его области практически все готово к монетизации льгот не только у федеральных льготников, но и у местных. Вместо десяти тюменских социальных законов приняты всего лишь три. Профицита местного бюджета на 2005 год практически нет. И это при том, что тюменские власти решили опередить федеральные в монетизации льгот при уплате жилищно-коммунальных услуг. Если федеральное правительство решило отложить решение этого вопроса до 2006 года, то в Тюмени, как заявил господин Собянин, с проблемой ЖКХ удалось справиться уже в этом году. В среднем нуждающиеся в области получают теперь по 400 рублей в месяц для оплаты услуг ЖКХ.

Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов даже спросил у докладчика, как долго в Тюмени готовили монетизацию жилищно-коммунальных льгот. Оказалось, что недолго – около полугода. Получилось, что тюменские власти в отдельно взятом регионе решили проблему, являющуюся настоящей головной болью для федеральных чиновников. Решили быстро и без ненужной помпы, не вызвав в области ни народного возмущения, ни кризиса ЖКХ /сравним с беспрецедентной по масштабам и провально закончившейся федеральной рекламной компанией по монетизации/.

"Транспортной монетизации" в Тюменской области в 2005 году не будет

Но не успели собравшиеся члены правительства отойти от легкого шока, как Собянин, не дав им опомниться, в решительном и наступательном стиле заявил о том, что в его области не будут в 2005 году монетизировать транспортные льготы. По расчетам тюменских властей, для этого потребовалось бы более 800 млн рублей. А при сохранении нынешней системы – не более 286 млн. Кроме того, что монетизация транспортных льгот /речь идет только о внутри- и внешнегородских автобусных перевозках/ невыгодна областному бюджету, она не могла порадовать и самих льготников. Дело в том, что географическая среда области такова, что одним пассажирам вполне хватит на месяц и 100 рублей на автобус, зато другим и 1 тысячи рублей будет мало. В общем, пока тюменские власти оставили финансирование автобусных компаний в нынешнем виде.

Такое решение транспортной проблемы явно озадачило премьера. "Это правильно?" – растерянно спросил он у министра Зурабова. "Это гуманно, – уклончиво ответил министр,– ведь федеральным льготникам в Тюменской области оставляют и деньги, которые им будет выдавать федеральный бюджет на проезд, и право бесплатного проезда на автобусе". "А как остальные?" – продолжал недоумевать Михаил Фрадков. "Гуманистов среди регионов-доноров хватает",– продолжал защищать господина Собянина господин Зурабов.

Недоумение господина Фрадкова понять несложно. Монетизация транспортных льгот вообще являлась одным из ключевых пунктов всей концепции закона о монетизации. А теперь, получается, выходит, что можно легко обойтись и без нее – будет и дешевле, и для транспортников выгоднее, и населению не в ущерб. Такая легкая выемка целого блока из фундамента монетизационной реформы не только оставляет незаполненной зияюшую дыру, но и подвергает сомнению прочность всей конструкции.

Но тут в дискуссию втянулись замминистры – финансов Татьяна Голикова и транспорта Сергей Аристов. Последний заявил, что тюменские транспортники недовольны тем, как им возмещаются расходы на бесплатную перевозку 115 тысяч льготников. А госпожа Голикова попросила господина Собянина почетче объяснить премьеру, что когда область все же приступит к монетизации транспортных льгот, то на деньги, выделенные из центра на проезд федеральным льготникам, никто ни в коем случае не покусится. Губернатор заверил собравшихся, что так оно все и будет.

"Я смотрю, что федеральным льготникам у вас живется лучше, чем в Москве",– язвительно заметил премьер. Губернатор смущенно согласился. "Но все-таки не могу понять, для чего вы это сделали? – продолжал недоумевать премьер,– Когда мы начинали монетизацию льгот, мы обосновывали это другими соображениями. А здесь получается, что если у региона есть деньги, ему и не нужна никакая монетизация". Никто возражать не стал – да и как возражать против того, что очевидно. Подумав и осмыслив услышанное, Михаил Фрадков поручил господам Собянину и Аристову дополнительно поработать над концепцией монетизации транспортных льгот.

Верной дорогой идете, товарищи!

Таким образом тюменский губернатор фактически сумел на уровне правительства РФ аргументировано отстоять позицию, которой он придерживался последовательно и твердо:"Мы предполагаем максимально сохранить тот объем льгот, которым пользовалось население, постарались учесть практически все категории, которые до этого были зафиксированы на федеральном уровне, – говорил еще в конце сентября Собянин в ходе Уральского Межрегионального координационного совета политической партии "Единая Россия" в Тюмени, – На региональном уровне Федерация доходные источники под эти обязательства оставила на 100%. И когда я слышу разговоры о том, что нам сбросили социальные льготы, а доходов у нас нет, это - неправда, доходные источники никто не изымал. Другой вопрос, что некоторые регионы делали это в одних объемах, другие в других. Если мы в Тюмени от достигнутого начнем уменьшать социальную защищенность населения, это будет неправильно и с юридической, и с политической, и с финансовой точек зрения", - пояснил Собянин.

Тюменский губернатор также поделился опытом пропагандистской деятельности администрации: сейчас обсуждение монетизации льгот проходит на уровне общественных организаций инвалидов и ветеранов. Уже есть договоренность о том, что транспортные льготы для всех категорий будут сохранены. "Что касается федеральных льготников, то, скорее всего, тот объем льгот, который предоставляли для них, в частности, транспортного обслуживания, будет сохранен в прежнем виде. Сегодняшние механизмы поддержки городского и пригородного транспорта не позволяют разделить федеральных и региональных льготников. Введение каких-то жестких мер - деление и монетизация - может привести к социальной напряженности. Выгонять из автобуса ветерана войны в силу того, что он не заплатил за билет, не знаю, у кого поднимется рука... Вводить какие-то дополнительные проездные билеты на городском уровне - расчет и опыт показали, что это не совсем оправданная экономическая мера, - заявил Собянин, - Что касается остальных вопросов - они менее болезненны, более понятны. Если не политизировать эти вопросы и системно ими заниматься, то особых проблем монетизации не будет".

С последним термином сложно не согласиться. Если вместо того, чтобы решать проблему, власть начинает ее политизировать и переливать из пустого в порожнее, то ничего путного из этого не получится. Как говорил профессор Преображенский в бессмертном "Собачьем сердце" Булгакова:   " Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха! ... Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах! Значит, когда эти баритоны кричат: "Бей разруху!", я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!"

Можно сколь угодно говорить высокопарные речи о защите благосостояния населения, ровным счетом ничего не предпринимая на деле. А можно, засучив рукава, начать наводить порядок на территории, за которую ты ответственен. Власти Тюменской области упорно доказывают, что они избрали второй путь...

                           Тюмень - Екатеринбург

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС