Сергей Вахруков: Мы проходим через серьезную реформу российской государственной власти
Вопрос проведения реформ в сфере государственного аппарата кажется обычным гражданам довольно сухой и малоинтересной материей. Как правило, о перипетиях в этой сфере следят журналисты и то, как правило, в смысле тех или иных отдельных личностей, ведомств. Но, как ярко и наглядно показала та же монетизация, вопросы системного реформирования в сфере госстроительства рано или поздно затрагивают жизнь почти любого обычного человека. Отсюда нам кажется важным отслеживать идеи, законопроекты, реальные воплощения, наконец, тех или иных решений уже в начале сих процессов. Как раз системным проблемам в сфере госуправления и новым веяниям в действиях уральского полпредства в этой области и был посвящен прошедший накануне в эфире телекомпании "Ермак" разговор с заместителем полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Сергеем Вахруковым . Ниже мы публикуем его печатную версию.
Вопрос: Сергей Алексеевич, одна из самых актуальных тем с начала года – это монетизация льгот в рамках, так называемого, закона №122. В Уральском федеральном округе реализация этого закона не отмечена масштабными акциями протеста, как в других российских регионах. Как Вы считаете, это говорит о том, что региональные власти со всей ответственностью подошли к этому вопросу или это свидетельствует о некоторой аполитичности наших жителей?
Сергей Вахруков: Уральцев в аполитичности обвинить очень сложно. Просто в Уральском федеральном округе велась кропотливая работа по подготовке к вступлению в силу ФЗ №з122. И поэтому у нас значительно легче ведется реализация этого закона особенно в части монетизации льгот. И региональные власти, конечно, со всей ответственностью подошли к вопросу, они принимают необходимее решения, чтобы частично снять ряд проблем, которые возникают в реализации закона и взять на себя те функции, которые из-за неподготовленности или небольшого времени не могут взять федеральные власти. Нельзя сказать, что реализация закона проходит без проблем. Конечно, и у нас есть трудности, которые вызывает большой поток обращений к нам. Хотя, я хочу сказать, что за последнюю неделю обращений стало меньше. Это говорит о том, что работа ведется и реализация закона проходит более спокойно, мы стараемся разрешить все возникающие проблемы оперативно.
Вопрос: Как аппарат полпреда контролирует ситуацию по реализации социальной реформы?
Сергей Вахруков: Мы специально создали штаб, в работе которого принимают участие представители регионов и территориальных федеральных органов власти, которые задействованы в реализации этого закона. Кроме того федеральные инспекторы в ежедневном режиме следят за ситуацией и каждый день ведут приемы граждан, чтобы получить обратную связь. Мы ничего не приукрашиваем, а просто стараемся вовремя отреагировать. В прошлый четверг рассматривались проблемы лекарственного обеспечения граждан и тарифы на коммунальные услуги. По нашему мнению, это наиболее болезненные точки. По лекарственному обеспечению многие вопросы удалось снять на первом этапе благодаря усилиям региональных властей. Нам удалось увеличить количество лекарств в аптеках, упростить процедуру прохождения. Но, тем не менее, остаются вопросы, на которые жалуются граждане. В первую очередь, это недостаточное количество тех или иных лекарств. Не учли мы этого перед вступлением закона. И еще одна трудность, на нее жалуются и врачи, и льготники – это значительное увеличение времени оформления рецептов на льготные лекарства. Я убежден, что скоро нам удастся разрешить эти проблемы. В аптеках мы создадим необходимый запас и вместе с национальным дистрибьютором упростим процедуру выписки рецептов через компьютеризированные системы.
Вопрос: Кстати, подобные компьютеризированные программы уже работают на территории Югры. Регионы как-то обмениваются опытом в реализации закона о замене льгот денежными компенсациями?
Сергей Вахруков: Безусловно. Мы же все вопросы на штабах рассматриваем. И не случайно ряд субъектов взяли опыт Тюмени, берут опыт ХМАО в работе с теми или иными льготниками. Обмен информацией идет. И это помогает реализовывать закон в спокойной ситуации.
Вопрос: Реализация закона о монетизации льгот находится на стыке и еще одной реформы: разделение полномочий и предметов ведений. 122-ой закон как раз наглядно показывает это разделение: есть федеральные льготники, есть региональные. Региональным властям перед вступлением в силу 122 закона пришлось немало потрудиться, чтобы привести местное законодательство в соответствии с федеральным. Завершился ли этот процесс?
Сергей Вахруков: После выхода 122-го закона мы смогли вместе с субъектами составить очень предметный и конкретный план законотворческой деятельности. Я могу с удовлетворением отметить, что все эти планы были выполнены. И было принято порядка 300 региональных законов, которые регламентируют все процедуры в части монетизации льгот. Но помимо всего прочего, 122 закон - это ведь не только льготы, но и внесение изменений в 150 законодательных актов. Это потребовало от региональных властей внесения изменений в свои законодательные акты. Та система, которая была у нас отработана в течение 4-х лет по нормальной процедуры изменений регионального законодательства в связи с федеральными изменениями, помогла нам безболезненно и довольно быстро принять все решения на уровне субъектов Федерации. И сейчас можно констатировать, что по 122 закону мы завершили процесс. Но в связи с тем, что не все было учтено в этом законе, был принят ФЗ №199 в декабре прошлого года. Этот закон называется Закон "О внесении изменений в связи расширением полномочий субъектов федерации и местного самоуправления после принятии закона №122". Так вот работа в рамках изменений регионального законодательства по этому закону еще продолжается.
Вопрос: Как в целом идет процесс разграничений полномочий и предметов ведений в Уральском федеральном округе?
Сергей Вахруков: Как всегда на бумаге все бывает просто. Но мы смогли принять необходимые законодательные акты. Однако, когда процесс пошел на практике, конечно, вопросов возникло много. Ведь мало просто разграничить полномочия и прописать их в законах. Во–первых, должны быть механизмы их реализации, а, во-вторых, чтобы был необходимый финансовый ресурс, чтобы полномочия можно было реализовать. И сейчас мы решаем эти вопросы в рабочем режиме. В процессе реализации полномочий уже возник вопрос делегирования ряда полномочий с уровня Федерации в регионы.
Вопрос: А какие именно?
Сергей Вахруков: Буквально месяц назад мы собрали предложения со всех губернаторов, которые были высказаны по итогам заседания Госсовета в декабре 2004 года. Они как раз содержали перечень тех полномочий, которые, по мнению губернаторов, нужно передать на их уровень и за которые они бы отвечали. Причем вместе с субсидиями из федерального бюджета. Таких полномочий набралось более 50. Нас это не пугает. В данном случае будет процесс согласования. Есть три пути, по которым может реализовываться такая передача полномочий. Во-первых, будут заключаться соглашения между федеральными органами исполнительной власти и региональными органами исполнительной власти. В этих соглашениях будет прописана процедура передачи полномочий: это лесопользование, вопросы недропользования, вопросы водного хозяйства, вопросы социальной сферы, в частности в области образования. Второе, это возможное делегирование полномочий постановлением Правительства РФ. И третье, это изменения в законы. Но, думаю, что последним мы вряд ли воспользуемся. Два первых варианта предполагают оптимальное решение всех вопросов. Более динамично это будет сделано после того, как пройдет новая процедура назначения губернаторов.
Вопрос: Сергей Алексеевич, расскажите подробнее о новых принципах избрания губернаторов. В Уральском федеральном округе скоро будет опробована новая система.
Сергей Вахруков: Есть два механизма наделениями высшего должностного лица полномочиями по новому закону. Первая процедура, которой воспользовался Сергей Собянин, это постановка вопроса о доверии. Заявление пишется губернатором, это заявление Президентом рассматривается. Естественно, администрация Президента, в частности полпреды, изучают ситуацию в субъекте Федерации. Ведь крайне важно, чтобы общественные и политические силы поддерживали эту кандидатуру. После этого Президент после проведения процедур согласования в установленном законом сроке, а это 7 дней, вносит на рассмотрение в региональный парламент. Законодательный орган ее рассматривает и принимает положительное решение или может отклонить кандидатуру. И там уже начинается процедура согласований, они тоже регламентированы. После идет повторное внесение или новая кандидатура. Это первая процедура, которая у нас в округе будет рассмотрена очень скоро.
Вторая тоже прописана в законе. После истечения сроков полномочий регионального руководителя решается вопрос снова о наделении его полномочий или наделении полномочий другого должностного лица. В частности, такая процедура у нас проходит в ХМАО. Срок полномочий губернатора Александра Филипенко заканчивается в апреле. По закону внесено не менее двух кандидатур, эти кандидатуры вносит только полпред. Затем обе кандидатуры изучаются, их может быть и три, в законе сказано не менее двух - насколько они приемлемы, насколько они квалифицированны, грамотны. Затем все вносится Президенту РФ и он вносит в законодательное собрание кандидатуру для наделения полномочиями должностного лица.
Вопрос: А как идет работа по реализации кадровой политики в Уральском федеральном округе?
Сергей Вахруков: Односложно сказать нельзя. Это сложный, многогранный процесс. Мы находимся в довольно серьезной, продолжающейся три года реформе российской государственной власти. Началась она с утверждения концепции, затем был принят указ Президента о федеральной программе реформирования государственной службы на 2002-2005 годы. Затем был принят закон в 2003 году о системе федеральной гражданской службы. И вот недавно в августе прошлого года - закон о федеральной гражданской службе. Таким образом, принята вся необходимая законодательная база для того, чтобы государственная гражданская служба стала самостоятельным институтом. И отношения, которые строились бы в государственной службе, основывались не только и не столько на трудовом кодексе, но и на специальных отношениях. Причем данное законодательство мы реализуем, и контроль за ним осуществляем довольно давно. Будет еще принято более 20 нормативных актов, чтобы полностью регламентировать прохождение гражданином государственной службы. Во многом от этого будет зависеть эффективность работы и некорумпированность чиновников. Многие проблемы, которые возникли в реализации 122 закона, показали очень ярко, что нет единой, эффективно работающей системы исполнительной власти в России.
Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы