Сети, гиганты и одиночки – третий лишний
Закон Джунглей, когда выживает самый сильный и крупный, можно наблюдать в действии, если взглянуть на сферу торговли крупных российских городов. Многие, наверное, еще помнят, какими огромными когда-то казались первые супермаркеты в Екатеринбурге – "Мегамарт", "Монетка", "Кировский" на Сиреневом бульваре. Сейчас все они меркнут перед площадями гипермаркета "АШАН". Впрочем, скоро и такие объемы станут привычными, так как в течение ближайших лет планируется построить еще два подобных магазина. В перспективе городские и областные власти хотят, чтобы в каждом районе было по "АШАНу", однако пока у владельцев сети нет таких планов.
Но, если не "АШАН", так кто-нибудь другой. С повышением платежеспособности населения российский рынок, в целом, и екатеринбургский, в частности, становится все более привлекательным для международных игроков. Так, вместе с "АШАНами" Екатеринбург атакует сеть "Рамстор", которая работает по тому же принципу: огромные объемы, высокий ассортимент, минимум дизайна, низкие цены. Первый "Рамстор" в Екатеринбурге открылся в торговом центре "Карнавал".
Естественно, на этом останавливаться не планируется. Как сообщил Накануне.RU заместитель генерального директора компании "Рамэнка", оператора розничной сети "Рамстор" Мурат Дуран, компания намерена и дальше развивать сеть. Правда точные адреса и сроки открытия гипермаркетов не сообщаются. "Переговоры относительно возможных вариантов размещения новых магазинов сейчас ведутся. В ближайшем будущем намерены открывать наши объекты различных форматов не только в Екатеринбурге, но и в ряде других городов Урала, в частности, Челябинске, Перми, Тюмени", - подчеркнул Мурат Дуран.
Кроме того, по мнению аналитика екатеринбургского филиала ИК "Тройка-диалог" Владислава Тяна, вовсе не исключен вариант прихода таких игроков как "Wal-Mart", "Tesco" или "Carrefour". "Это лишь вопрос времени", - уверен аналитик. В более понятной перспективе, то есть в 2007-2008 годах ожидается появление питерских продовольственных гипермаркетов "Карусель" и "О'Кей".
Пусть сам Екатеринбург, а, также доходы его жителей, растут, новые гипермаркеты и сетевые магазины развиваются намного быстрее. Тем не менее, если открывается все больше и больше магазинов, значит, в этом есть потребность, и о перенасыщенности рынка пока говорить не приходится. При этом сетевым компаниям становится все сложнее работать. Но, по крайней мере, такая возможность у них есть, в отличие от "одиночных" магазинов, которых поглощают сети.
"Закрытие региональных "одиночных" магазинов связанно в первую очередь с растущей конкуренцией, как со стороны региональных, так и со стороны мощных федеральных (Metro, Магнит, Х5) и международных сетей ("АШАН")", - считает Владислав Тян. По его словам, крупные ритэйлеры имеют ряд преимуществ, таких как более низкие операционные затраты, широкая география дистрибуции, известный брэнд, современный менеджмент, возможность влиять на поставщиков.
"Одинокому магазину выжить, действительно, очень сложно. Крупная сеть выбивает скидки у поставщиков, и, чем крупнее сеть, тем более весомые скидки", - соглашается пресс-секретарь сети супермаркетов "Кировский" Ольга Нагибина.
"На наш взгляд, шанс у "одиночных" магазинов остаться на рынке есть, хотя и очень маленькие. В этом сегменте вероятнее всего будут выживать магазины "премиум класса", спрос в котором менее эластичен", - добавляет аналитик екатеринбургского филиала ИК "Тройка- диалог". В том, чтобы они существовали, заинтересованы лишь собственники, что же касается гипермаркетов, то им намного проще: сложно сказать, кто больше заинтересован в приходе мега-гигантов – местные власти или сами компании. Взять, к примеру, тот же "АШАН". Во время встречи 23 марта, когда было объявлено о планах строительства торгового центра, площадью 13-14 тыс. кв.м на Уралмаше и на западной окраине Екатеринбурга, губернатор Эдуард Россель и представители администрации Екатеринбурга выразили желание, чтобы "АШАНы" появились в каждом районе города, однако председатель совета директоров компании не спешил давать согласие.
Само собой, что для города появление одной крупной торговой точки означает появление других, меньших в округе, а, значит, развитие и облагораживание района. Например, в Заречном районе Екатеринбурга в конце прошлого года построили торговый центр "Карнавал", в котором, кстати, и находится небезызвестный "Рамстор". Спустя менее, чем полгода, два близлежащих "одиночных" продовольственных супермаркетов не выдержали конкуренции и были проданы. Один купила сеть "Кировский", второй – "Пятерочка".
"Нам предложили открыть магазин вместо "Континента", потому что он не окупался, но это не проблема рынка, проблема менеджмента", - поясняет факт покупки пресс-секретарь сети "Кировский". Заметим, "Континент" не был "совковым" магазином с хамками-кассиршами и покрашенными стенами. После покупки "Кировский" лишь сменил вывеску, но количество народа резко возросло – это стало видно невооруженным взглядом.
Что же касается магазинов, где ремонт не делался чуть ли с советских времен, то они пока еще остаются на рынке, хотя это лишь дело времени. Так, недавно "Хлебторг" отказался от 14-и убыточных магазинов, сдав их в долгосрочную аренду "Кировскому". В итоге на одной из улиц Екатеринбурга на расстоянии менее 100 м друг от друга стало сразу два "Кировских", однако владельца сети это не смутило. "Во-первых, эти магазины не равнозначны. Но, честно говоря, когда нам предложили в аренду сеть "Хлебторга", в условиях было обговорено, что мы берем либо все, либо ничего", - признается Ольга Нагибина.
То есть фактически получилось, что крупная сеть поглотила мелкую, и с приходом федеральных и международных игроков, эта тенденция будет усиливаться. Впрочем, как считают эксперты, поглощения стоит опасаться мелким сетям, крупным же ничего не грозит. |
Еще один фактор "живучести" игрока на рынке – эксклюзивность продукции. По словам гендиректора сети магазинов "Курико" птицефабрики "Среднеуральская" Тамары Кольцовой, другие сети для "Курико" не конкуренты, поскольку покупателям предлагается большой выбор свежей продукции из мяса по низким ценам. "Мы работаем без посредников, поэтому не задираем цену, но и бесплатно не отдаем. Наша продукция вчера бегала, а сегодня на прилавке. Если покупатель зашел купить мясо птицы, то, соответственно, покупает и другие продукты", - говорит Тамара Кольцова.
На сегодняшний день в сеть "Курико" входит 38 магазинов, новые планируется открывать, в первую очередь, в городах Свердловской области. "Там пока нет наших магазинов, слабее развита торговля", - добавляет гендиректор сети. А, значит, все-таки меньше конкурентов.
Как известно, мэрия Екатеринбурга развивает концепцию создания магазинов "шаговой доступности", которые не обладают огромным ассортиментом, но зато в них есть все необходимое. Пресс-секретарь вице-мэра Екатеринбурга Виктора Контеева, курирующего вопросы развития товарного рынка, Олег Земцов пояснил Накануне.RU, что магазины "шаговой доступности" могут входить в сеть. На практике, так и происходит. По словам пресс-секретаря, заинтересованность в "шаговых" магазинах есть у многих сетей, но реально их открывает "Монетка", планируют открывать "Купец" и "Интенсивник".
Плюс доступных магазинов в том, что они находятся непосредственно рядом с домом. Если для поездки в тот же "АШАН" нужен автомобиль (хотя бы для того, чтобы доставить покупки домой), то до магазинов "шаговой доступности" можно дойти пешком, да и объемы закупок не столь глобальны. В гипермаркетах, как правило, закупают продукты на неделю, в маленьких магазинах – на один вечер. Поскольку гипермаркеты появились не так давно, к "европейскому" варианту ведения хозяйства основная часть населения пока не привыкла.
Олег Земцов рассказал, что существует два проекта, один из которых – это торговые узлы, а второй – магазины "шаговой доступности". "Торговый узел – это крупное предприятие торговли, возле которого формируются другие предприятия. Подобных площадок у нас 71, сред них есть узлы регионального, городского, районного типа. Магазины шаговой доступности – это не стратегический проект, это рекомендация собственникам. Торговые узлы и магазины "шаговой доступности" существуют параллельно и никак не противоречат друг другу", - отметил пресс-секретарь.
Представители сетевых магазинов в один голос заявляют, что гипермаркеты им не конкуренты, поскольку они обычно располагаются на выезде из города, тогда как "сетевые" магазины – в жилых районах.
Аналитик екатеринбургского филиала ИК "Тройка-диалог" Владислав Тян утверждает, что крупные отечественные сети имеют все шансы конкурировать с глобальными игроками: "Российские ритэйлеры развиваются за счет бурного роста, растущей покупательной способности. Немаловажным фактором является знание местной специфики работы и опыт развития в различных регионах страны. Финансовая и операционная отчетность трех крупнейших российских игроков показывает, что для отечественных сетей все еще сохраняется огромный потенциал роста".
По словам аналитика, международные компании, приходя на российский рынок, будут скорее приобретать готовый бизнес, чем создавать собственный с нуля. Последнее, особенно без поддержки местного партнера, сильно затруднено из-за отсутствия привлекательных площадок, бюрократической волокитой и необходимости создания в России собственной системы снабжения и доставки. Компания, решившая самостоятельно осваивать российский рынок, может упустить момент его самого бурного роста.
Принцип "кто успел – тот и съел" в сфере торговли весьма актуален. Что касается магазинов "шаговой доступности", если на целой улице он один, то, даже если там не очень хорошее обслуживание, да и цены высоковаты, все равно будет окупаться. Но, опять же, чем больше сетей, тем меньше шансов, что у какой-то, когда-то являвшейся монополистом, теперь не окажется конкурентов.
Однако время полного вымирания "одиночек" еще не настало. На данный момент доля сетевых предприятий в продовольственной сфере Екатеринбурга составляет 32%. То есть пока 68% магазинов не входят в какую-либо сеть. По мнению пресс-секретаря вице-мэра Екатеринбурга, потенциал развития сетей довольно большой - им есть кого поглощать. Примерно то же самое можно сказать про гипермаркеты – им есть куда расти. Так, в Скандинавии на трех крупных розничных игроков приходится 85% рынка, в восточной Европе 40-45%, в России же доля рынка трех крупнейших игроков (Metro, Магнит, Х5,) составляет всего 4%, в Екатеринбурге и того меньше. Из трех разновидностей участников рынка торговли – одиночных магазинов, сетей и гипермаркетов – обречены лишь первые, вторые и третьи могут вполне мирно сосуществовать.