Север оказался крайним
Окружная Дума Ханты-Мансийского автономного округа одобрила в первом чтении законопроект "О социальных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа". Ожидается, что 24 ноября депутаты рассмотрят законопроект во 2 и 3-ем окончательном чтении. Тем самым югорским бюджетникам будет гарантирован прежний объем северных льгот, несмотря на изменения в федеральном законодательстве.
Дело в том, что закон о "монетизации" льгот внес поправки в 155 законодательных актов и признал утратившими силу 41 закон. Среди "пострадавших" и закон "О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Суть изменений в нем такова, что с 1 января 2005 года можно смело вычеркнуть из его названия ключевое слово "государственные". В полном объеме "гарантии и компенсации" будут сохранены только федеральным служащим. Региональным и муниципальным бюджетникам, работникам внебюджетной сферы гарантированы лишь районный коэффициент и надбавка к окладу. Все остальное возможно сохранить только по желанию региональных и муниципальных властей, работодателя.
Речь идет о семи основных северных "гарантиях и компенсациях": начисление к окладу районного коэффициента, 50%-ой надбавки к окладу после 5 лет работы на Севере; оплата проезда к месту отпуска и обратно; дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение; компенсация расходов, связанных с переездом /по служебному переводу/, а также по найму жилого помещения и проезда к месту лечения. По инициативе губернатора Югры Александра Филипенко, автономный округ по-прежнему продолжит финансировать предоставление своим бюджетникам полного объема льгот, к чему он также призвал промышленников и предпринимателей: "Я убедительным образом прошу всех работодателей при заключении коллективных договоров на 2005 год последовать примеру Правительства и документально зафиксировать существующую сегодня систему взаимоотношений со своими работниками. Я убежден, что люди, работающие в Ханты-Мансийском автономном округе и делающие огромное дело для округа и России, достойны именно таких мер социальной защиты. Иное решение, в текущей обстановке не будет способствовать экономической и социальной стабилизации в нашем регионе", - подчеркнул Александр Филипенко.
Сегодня средняя зарплата в автономном округе составляет порядка 19800 рублей, в бюджетной сфере – 10900 рублей. Это с учетом районного коэффициента 1,7 и 50%-надбавки к окладу, за которые северяне держатся всеми силами. "Да, северный коэффициент и надбавка, против отмены которых была масса возмущений, остаются. Но ведь вопрос в другом - их минимальный размер Правительством может быть установлен ниже существующего, - высказался в интервью "Накануне.RU" начальник отдела трудовых отношений и социальных гарантий Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО Владимир Пачганов, - Субъекты федерации, органы местного самоуправления и частный бизнес для своих служащих вправе установить и больший размер, и предоставлять льготы в прежнем объеме. Конечно, при условии, если позволяют бюджеты и есть желание".
Как сообщили в пресс-службе Губернатора ХМАО, вопрос о сохранении в нынешнем размере, как минимум, коэффициента и надбавки, решается на всех предприятиях и организациях округа, вплоть до частного предпринимательства. Меньше всего опасений, конечно, за социальную защищенность работников отраслей нефтегазодобычи и переработки. Так, первым о готовности последовать примеру югорских властей отрапортовал "Сургутнефтегаз", в "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" также поспешили заверить, что "за нефтяников переживать не стоит". Впрочем, в профсоюзах уверяют, что "спать спокойно" могут не только нефтяники и газовики. "Само собой разумеется, социальные гарантии на нашем предприятии будут сохранены в полном объеме. Этот вопрос мы положительно решили, не дожидаясь призыва губернатора, - говорит директор МП "Сургутский хлебозавод" Сергей Пустозеров, - Суть-то в другом, да, округ живет чуть лучше, чем другие российские регионы, но разве нам государство дотировало выплату северного коэффициента или надбавки? Нет, и завтра не будет дотировать. Что тогда государство "урезало"? До тех пор, пока экономика предприятия позволяет, мы будем гарантировать социальную защищенность своим работникам. А вот лишение льгот бюджетников, тех же медиков и учителей, принципиальный вопрос. Если государство не в состоянии, надо находить внутренние возможности и поддерживать наших бюджетников, ведь от них зависит наше здоровье, образование, досуг детей. Вообще - наше будущее".
"В нашей отрасли выжить сложно, - рассказывает исполнительный директор ОАО Пивзавод "Сургутский" Владимир Борисов, – В России 85% рынка делят между собой пять крупных холдингов, скупивших все лучшие в стране пивзаводы. Независимых производителей осталось не более 250, в Тюменской области из некогда существовавших 7 пивзаводов сегодня остался только "Сургутский". Но, несмотря на то, что наш завод переживает архинапряженную экономическую ситуацию, социальную сферу мы не бросаем. Северные льготы, безусловно, будут сохранены. Иначе как смотреть в глаза людям, с которыми проработал плечо к плечу 25 лет? У меня консервативные взгляды, знаете, живем старым коллективом. У молодых руководителей, которым по 30-35 лет, взгляды агрессивнее: то, что убыточно, невыгодно – закрываем, штат сокращаем... эта же позиция и в социальных вопросах. Вообще у руководителей "нового формата" совершенно иное отношение к коллективу".
Однако на ряде предприятий над предоставлением прежних "государственных гарантий" все же решили поразмыслить. "Мы сохраним действующую систему социальных гарантий, правда, с одной оговоркой, - говорит начальник отдела кадров, председатель профсоюза МП "Сургутский молзавод" Татьяна Губина, - В вопросе оплаты проезда к месту отпуска и обратно работодатель оставит за собой право выбора, скажем так, индивидуального подхода к работнику. Решение будет зависеть от стажа, трудового вклада, характеристик того или иного нашего сотрудника".
Впрочем, в "социальной ответственности" крупного и среднего бизнеса окружные власти, по большому счету, не сомневаются, а вот малый бизнес этим качеством пока, увы, не отличился. Сегодня в округе около 5 тысяч малых предприятий /в основном в отраслях строительства, торговли и общественного питания, транспорта/, на которых заняты более 42-х тысяч человек. Как признаются в профсоюзах, в сфере малого предпринимательства договориться с работодателем о каких-либо социальных гарантиях коллективам удается с большим трудом и крайне редко. "Предприятия средней руки, безусловно, готовы поддержать свои коллективы, а вот в небольших коммерческих фирмах, вероятно, с работодателем придется договариваться. Зачастую на малых предприятиях нет профсоюза, не составляются коллективные договора, социальные гарантии, взять даже оплату больничного, не предоставляются вообще", - отметила председатель профсоюза ОАО Пивзавод "Сургутский" Ирина Жухарева.
Вообще разговоры об отмене северных льгот ведутся давно. Так давно, что уже мало кто помнит, когда они начались и что, собственно, собирались менять. Проекты поправок в закон "О госгарантиях и компенсациях..." /принятый в 1993 году/ множатся, одна экзотичнее другой.
Впрочем, каждый раз поводом к отмене служили реалии времени. Так, в 1999 году правительство намеривалось отменить привилегии только для вновь прибывающих на северные территории. Как уверял тогда министр труда и социального развития России Сергей Калашников, это сделает регионы "непривлекательными" и массовый приток туда желающих получить высокие заработки иссякнет. После решалось отменить льготы вообще, мол, зарплаты на Севере и без того выросли так, что уже в кошелек не влезают. Кстати, это же "неудобство" как аргумент использовал Банк России, вынашивая план выпуска пятитысячных, и даже в десятитысячных банкнот.
В 2003 году северный коэффициент и надбавку предлагалось "районировать", и даже перекроить сами территории. Причем Минэкономразвития разработало два варианта решения вопроса: либо законом закрепить перечень регионов, которые будут считаться северными и потому получат право на "гарантии и компенсации", либо методику, по которой территории будут разбиты на северные и нет. Последний вариант, надо сказать, приглянулся больше. И что любопытно, чиновники обещали учесть в методике не только градацию регионов по природно-климатическим условиям, но и по медико-биологической, и социально-экономической "дискомфортности". Например, особого отношения к себе требуют регионы, где вода бедна йодом, где не развита транспортная инфраструктура и тому подобное. Так вот, если предложения Минэкономразвития были бы одобрены, статуса северных территорий лишились бы Алтайский край, Вологодская, Кемеровская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пермская, Свердловская и Челябинская области, а также Башкортостан, Еврейская автономная область и Удмуртия.
Сегодня же 62% площади страны классифицируются как северные. И правительство беспокоит, что коэффициенты и надбавки к зарплате существуют в 41 регионе, тогда как только 28 из них могут быть действительно отнесены к Крайнему Северу по природно-климатическим условиям. Остальные - это территории, приравненные к нему в 90-х годах.
Если сделать экскурс в историю, напомним, понятие "Крайний Север" для обозначения строго очерченной территории впервые было введено постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 мая 1932 года, утвердившим "Положение о льготах для лиц, работающих на Крайнем Севере РСФСР". Так была создана сама система стимулов для притока рабочей силы в осваиваемые тогда северные регионы страны. Довольно быстро появилась и практика "приравнивания", поэтому в 1945 году постановлением Президиума Верховного Совета СССР было закреплено понятие "местности, приравненной к районам Крайнего Севера".
Только в 2003 году, по данным Минэкономразвития, на
различные северные надбавки, выплату повышенных пенсий, а также программы
переселения было потрачено из бюджетов всех уровней около 300 миллиардов рублей.
Львиная доля этих средств, сетуют в министерстве, шла из федерального бюджета...
Впрочем, давно ни для кого не секрет то, что главной причиной многочисленных
попыток реформировать "севера" был дефицит бюджетных средств на исполнение
закона. Их не было ни в 1993 году, когда он принимался. Нет и сейчас, когда
"севера", что называется, "доят по-черному": налогов из регионов уходит в
два раза больше, чем возвращается потом из центра. А бюджеты Югры и Ямала, к
примеру, от налога на добычу нефти и газа не получают ни рубля. А ведь там
минимальная потребительская корзина весит почти в два раза дороже, чем в целом
по России...
На этот раз поправки прошли. Правда, в связке с "монетизацией" льгот, муниципальной и административной реформами, призванными выстроить в стране "вертикаль власти". Вертикаль власти, если честно признаться, народ пока в нашей стране волнует меньше всего, а вот пусть даже за виртуальные социальные гарантии он держится всеми силами. Как ни крути, а российское законодательство отчего-то год от года становится все более социально БЕЗ ответственным... Верно говорят в Югре, пока у власти и на предприятиях руководители "старого формата" в завтрашний день можно смотреть с надеждой. А что будет дальше, когда на смену им придут яркие представители вертикально-интегрированных менеджеров? Большой вопрос...
Ханты-Мансийск - Екатеринбург