Северные социозакономерности
Социология - наука, которую ругают и плодами которой пользуются. Причем то и другое делают одни и те же - население, политики, СМИ. Соцопросам можно доверять и не доверять, но их результаты интересуют все-таки почти всех. Другого способа изучения общестенного мнения пока не придумали.
Нередко результаты соцопросов становятся поводом для маленького или большого скандала. Именно так случилось с обнародованием замеров общественного мнения на Ямале по вопросу отношения к интеграционным процессам на тюменском севере. Накануне один из тех, кто проводил сей замер - доктор философских наук, профессор, директор Научно-исследовательского института государственного управления Уральской академии государственной службы при Президенте РФ Вячеслав Житенёв рассказал в интервью телекомпании "Ермак" о том, как проводился этот опрос и почему именно такие результаты были получены. Ниже мы публикуем печатную версию этого интервью.
Вопрос: Недавно были распространены итоги сразу двух соцопросов населения Ямало-Ненецкого автономного округа. И эти итоги можно назвать диаметрально противоположными. По одним данным, 75% населения Ямала отрицательно воспринимают возможность объединения автономного округа с Тюменской областью. По другим – относятся к этому спокойно. В чем причина появления столь разных соцопросов?
Вячеслав Житенев: Ситуация спокойная в том плане, что нет политической напряженности. Например, на Ямале хорошо относятся к Сергею Собянину, то есть население не соотносит угрозу своим интересам с кандидатурой Собянина. Так же как в Югре замечательное отношение к Александру Филипенко. Сегодня те процессы, которые идут в тиши кабинетов, они еще не так сильно взволновали население. Но, когда укрупнение регионов стало государственной политикой, люди насторожились. Мы и раньше спрашивали их мнение по поводу интеграции. Но несколько лет назад большинству было на это наплевать: укрупнять - не укрупнять. А сейчас, когда мы стали спрашивать:"Как вы думаете, ваша жизнь улучшится или нет с объединением?", 75% ответили - "Ухудшится".
Вопрос: Оттуда –то и взялись эти 75%?
Вячеслав Житенев: Да, именно оттуда. Но это не столько эмоциональная оценка. Чего люди боятся? Они боятся потерять северные льготы. Но дело уже не в укрупнении или объединении. Просто уже несколько лет в Госдуме идут разговоры о том, чтобы либо ликвидировать, либо сократить северные надбавки. Это и держит людей в напряжении. Неуверенность в завтрашнем дне сказывается на ответах. Хотя повторю, что политической напряженности на Ямале нет.
Вопрос: То есть, население переживает больше не столько за политические последствия возможного объединения, сколько за экономические?
Вячеслав Житенев: В принципе, да. На севере достаточно обособленная жизнь. К политике там относятся очень спокойно, если не сказать пассивно. 25% говорят о том, что политикой не интересуются. Еще 10% говорят - не хочу ей заниматься. Это другой народ. Я там работаю с 1993 года. Это достаточно молодой, активный народ. Хотя сейчас старики стараются оттуда никуда не уезжать. И регион нагружается пожилыми людьми. Перестали отпускать детей в другие регионы учиться из-за роста преступности и наркомании. Регион стал обособляться. Политикой там почти не интересуются, за исключением тех кризисов, которые "доставали" всех. У нас же все экономические кризисы были связаны с политикой.
Вопрос: Вы говорите об отношении ямальцев к политике в прошедшем времени. А сейчас как они относятся к политическим процессам?
Вячеслав Житенев: Повторю, что сейчас ситуация стабильная, хотя не всегда была такой. Вот, например, 1999 год Борис Николаевич Ельцин закончил в глазах ямальцев с оценкой 1,7. Это чуть меньше двойки. В переводе это 3-4% в рейтинге. Сегодня положение нынешнего президента несравнимо. Его рейтинг 80%. Владимир Владимирович Путин начинал с 76%, когда приближался к посту президента. Он явный авторитет. Люди ему доверяют. Второй по популярности человек на Ямале – губернатор. Очень многие говорят о том, что на севере авторитарный режим. Это не так. Если это зона экстремального выживания людей, то население сплачивается вокруг лидера. Такая же ситуация у Филипенко. Его избрало огромное количество людей - более 80%. Это северная закономерность.
Вопрос: А какой сегодня у Неелова рейтинг?
Вячеслав Житенев: Где-то 75-78%.У Неелова за последние 7 лет замеров рейтинг достаточно стабильный. Начинал он с 72%. Это говорит о том, что политического напряжения нет. На Ямале достаточно стабильная политическая ориентация. В лидерах "Единая Россия". Упал рейтинг у "Яблока". Мы раньше называли север "яблочным краем", так как там много демократически-ориентированных, рыночно-настроенных людей. Однако за 3-4 года в 4 раза упал рейтинг у СПС, в 3 раза у "Яблока". Да и ЛДПР, несмотря на итоги выборов в Госдуму, поутратило доверие. Особенно после того, как Олег Малышкин на выборах президента пытался изобразить Жириновского. Смешно получилось. Доверие президенту плюс доверие своей власти – это политическая система на севере. Таков регион.
Вопрос: А как относятся к губернатору, например, Югры на Ямале?
Вячеслав Житенев: Мы это не измеряли. Просто в Югре тоже работают наши специалисты, наши политологи, социологи. И, насколько я могу судить, у Филипенко тоже огромный рейтинг в глазах своего населения. Неелов и Филипенко – лидеры своих регионов.
Вопрос: Почему соцопрос по интеграционным процессам проводился именно на Ямале? Ведь в интеграционных процессах участвует и Югра, и юг Тюменской области.
Вячеслав Житенев: Мы ведь не специально его проводили. Во-первых, это не соцопрос, а скорее мониторинг. Мы не сводим все только к опросу. У нас есть оперативно-экономическая информация. Просто власти Ямала отличаются тесной работой с наукой. Там активно работают новосибирские ученые. 7 лет назад мы получили задачу, создали систему, компьютерную оболочку, обучили специалистов. А сейчас они сами работают, мы лишь контролируем, обсуждаем итоги моноторинга.
Вопрос: Почему встала необходимость узнать мнение население именно по возможности объединения юга Тюменской области с автономным округом? Ведь сейчас идет процесс разграничения полномочий, а официально старт к объединительным действиям никто не давал?
Вячеслав Житенев: Он традиционно проходит. Просто в связи с тем, что сейчас это активно обсуждается, это оказалось в фокусе общественного мнения. Это не мои цифры, распределяют их ямальские власти. Но это честные цифры, те 75%. Может быть, людей убедят. Например, Собянин ездил на Ямал и убеждал население, что они ничего не потеряют. Но наш народ пуганый и не всегда на слово верит.
Вопрос: По какому принципу отбирали респондентов? Это студенты, работающие, молодые, пожилые?
Вячеслав Житенев: Выборка затрагивает большой круг: и по возрасту, и по полу, и по образованию. Выборка полностью отражает структуру населения Ямала. У нас есть и оленеводы, и охотники. Все группы населения представлены. Часто это бывает чисто управленческая информация. Есть проблемы, но не обязательно их афишировать, чтобы не сыпать людям соль на рану. В данном случае выбилась эта цифирька 75%, и все взволновались, хотя взволновалось не население, и политики, которые в этом процессе участвуют. Хотя я ничего странного в этих 75% не вижу. Нужно знать, что думает народ. Это полезно для власти
Вопрос: В Югре проводился подобный мониторинг?
Вячеслав Житенев: Не знаю, хотя сейчас на север рванули многие политологи и социологи. Просто мы оказались первыми. И сейчас нас только ленивый не пинает: "Вот, по заказу работают". Это ямальцы сами делали, это их цифры. Поскольку я участвовал в аналитической обработке, я этой цифре верю. Потому что соврать не возможно. С разных точек в компьютере собирались данные, когда они в базе - их изменить нельзя. Там специальная система защиты. И когда меня просит какой-нибудь мэр: "Там у меня рейтинг маленький, подрисуй немножко". Ну, не могу. Вся система разрушится сразу. Это дело чести. Я профессионал, я в социологии проработал 40 лет.
Вопрос: Кстати, о честности. Насколько сейчас можно доверять социологическим опросом, задача которых сделать замер именно политических настроений. Вам не кажется, что в глазах общественности они несколько поутратили доверие, особенно после череды выборов, когда один кандидат заказывает соцопрос – он получается в лидерах, другой заказывает – другой в лидерах.
Вячеслав Житенев: Я сам такие замеры делаю в период выборов. Всегда, кто заказывает музыку, тот и танцует с партнершей. Два результата, как правило, получаем. Один – для внутреннего пользования, честный, другой – для внешнего, чтобы показать: "Да, вы что, я все равно обойдут своего супостата!". Понимаете, в стране не осталось независимой, государственной социологии. Дорожат своим именем только крупные фирмы. А сейчас рождается столько паленых фирмочек. Прежде чем, смотреть рейтинги, нужно обращать внимание, кто проводил рейтинг, какая выборка. На 100% доверять социологическим опросам нельзя.
Вопрос: Накануне информационные агентства сообщили о том, что в Югре создана инициативная группа по чуть ли не выходу ХМАО из состава Тюменской области. Как вы считаете, у этой инициативы есть перспективы?
Вячеслав Житенев: Когда начинаются такие процессы, трудные, сложные, всегда найдутся те, кто хочет словить рыбку в мутной воде. Появляются те, кто заинтересован в провоцировании ситуации. Иногда посмотреть на реакцию, пробный камешек бросить, как среагируют. Я знаю, что спешат на подмогу и с той, и с другой стороны, чтобы прощупать ситуацию. Ситуация очень сложная и с разграничением, и с объединением. Вряд ли скоро все разрешится. Пословица 7 раз отмерь, один раз отрежь, как раз для этой ситуации. Перед нами регионы-кормильцы России – это ХМАО и ЯНАО. Если мы поспешим, то можем навредить не только регионам, но и всей стране. Поэтому сейчас активизировались переговорные процессы, поиск компромисса. И уже многие политики поняли, что сабелькой проблему не решить. Сначала нужно активизировать бюджетные потоки через разграничение полномочий, но и здесь не все ладно получается, так как мы имеем дело с регионами-донорами. Если мы хотим иметь молоко, то корову хоть иногда кормить надо.
Вопрос: Сейчас много говорят еще об одном возможном интеграционном процессе: между Челябинской, Свердловской и Курганской областями. Вы проводили анализ настроений населения именно по этой ситуации?
Вячеслав Житенев: Нет, во-первых, и заказов не было. Ну, я бы и не пошел, чтобы не быть из разряда тех, кто бросает пробные камешки. Сейчас не стои т проблема объединения этих областей, надо просчитать все последствия, как народ будет жить. Все это пробные камешки: "А, ну-ка посмотрим, стрельнем в ту сторону, кто из окопа выскочит, тогда и решим, что с ним делать". Здесь ситуация ничего не имеет общего с интеграционными процессами. Но то, что они неизбежны – это факт. Речь идет о сохранении целостности страны и повышении управляемости.
Редакция благодарит ТК "Ермак" за предоставленные материалы